Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Парад на отлично

13 мая, 2013

А в остальном наследие войны требует большего внимания

Не только руководители страны и военачальники, но и большинство участников и зрителей Парада Победы в Москве поставили ему оценку «отлично». Не подкачали и в регионах, включая Иркутск. Да, здесь для торжественного прохождения было привлечено куда меньше войск и техники, не столь безупречной была и строевая подготовка. Но в пределах возможного сделали как надо, а демонстрация боевых навыков в исполнении спецподразделений вообще стала изюминкой, «оживляжем» местных парадов, включая иркутский, в сравнении с, может быть, чрезмерной монументальностью и строгостью на Красной площади. Ну а народный характер Дня Победы давно находит отражение и в социологических опросах: 9 Мая прочно занимает второе место в предпочтениях наших сограждан, чуть-чуть уступая Новому году и намного опережая другие праздники.

Но в остальном ситуация не столь радужная. Вот лишь некоторые (далеко не все!) основания для тревоги. Во-первых, несмотря на серьезное внимание, которое наше государство оказывает участникам Великой Отечественной в последние годы, ежемесячный средний доход (то есть все получаемые деньги) российского ветерана все равно примерно вдвое меньше, чем — внимание! — только государственная «ветеранская» надбавка американскому ветерану к основной пенсии (к тому же у американских фронтовиков бесплатное медобслуживание и лекарства). Втрое меньше, чем британскому (и опять же плюсом у ветеранов-англичан полный медицинский сервис на безвозмездной основе). И — еще раз внимание! — почти вдвое меньше, чем у немецких участников войны, воевавших в рядах вермахта. Это не считая разницы в жилищных условиях, в развитии всей инфраструктуры, или, обобщая, в качестве жизни…

Следующая проблема — в современных интерпретациях военной истории, в степени и формах ее влияния на нынешние умонастроения, в попытках использовать наследие Второй мировой и Великой Отечественной войны на поприще политически-сиюминутной конъюнктуры. Много и справедливо сказано о забвении, незнании, пренебрежении, в котором обвиняют, прежде всего, часть молодого поколения. Есть, конечно, сознательные фальсификации, искажения, передергивания тех или иных аспектов войны — заметим, со всех сторон: и с немецкой, и с российской (прежде — советской), и с англо-американской. Правда, в каждом случае речь идет об отдельных историках, публицистах, журналистах, политиках, а не о странах в целом. В остальном же разноголосица, если она искренняя, только на пользу — в столь масштабном событии, как Вторая мировая война, не может быть абсолютной, непререкаемой истины по каждой детали, каждой подробности.

Кстати, сейчас в историческом знании наблюдаются противоположные тенденции. С одной стороны, ширится дремучее невежество. С другой — и все, кто «в теме», согласятся с автором — освещение военной истории в специальной литературе сейчас на порядок интереснее и глубже, чем в советское время. И мотором здесь стали именно дискуссии, споры, неоднозначность восприятия, обсуждение альтернатив. Например, можно соглашаться или нет с Виктором Суворовым, но ожесточенная полемика вокруг его интерпретации периода «накануне 22 июня 41-го» уже привела к обнародованию колоссального объема новых документов и фактов. Тем более странным, если не сказать резче, является намерение решить проблему исторического невежества в ином, противоположном ключе — издав некий «единый учебник истории». Такая книга может отвечать разве что одному из девизов заморской рекламы: «Съел «сникерс» — и порядок!».

В-третьих, с течением времени мы, в большинстве — русские, стали лучше относиться к немцам, а они — к нам. Это ощущается даже среди людей старшего поколения. Что ж, можно только порадоваться, если бы не зловещая поросль неонацизма, межнациональной нетерпимости в нашей стране. Увы, но число почитателей Гитлера в нынешней России, может статься, сейчас больше, чем в современной Германии. При этом «бесноватого фюрера» уважают не столько за нападение на СССР (в этом смысле у Гитлера практически нет сторонников в России), сколько за ненависть к «нетитульным» народам, к демократии, к гражданскому обществу. К сожалению, по ряду позиций здесь не обходится и без примеси сталинского наследия. Плюс «навороты» из XXI века — и получается новая версия коктейля «а ля Гитлер» — идеология, а порой и руководство к действию. Примечательно, что многочисленные книги, в которых Сталину «задним числом» советуют стать надежным стратегическим союзником Третьего рейха, а Красной армии в содружестве с вермахтом громить англо-саксов, не вызывают такого беспокойства в Кремле, как исследования того же Суворова-Резуна…

И наконец, о том, чего бы не потерять, «не расплескать», не растранжирить. Почтение перед ветеранами, понимание, что война с фашизмом, в защиту родной земли, была полностью или в целом справедливой с нашей стороны, остается тем немногим, что объединяет и сторонников нынешнего руководства страны, и оппозицию. Это единство стоит многих разногласий, оно как опора, фундамент для будущей России — великой и великодушной.

Юрий Пронин, «Байкальские вести».

Фото Александра Новикова, «Байкальские вести»

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии