Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Именем святого Георгия

26 августа, 2014

Удивительное рядом

 

С недавних пор георгиевская лента фактически вернула себе статус важнейшего элемента государственной, точнее, с учетом широкого распространения, народно-государственной символики. С 2005 года это массовый атрибут праздника 9 Мая, а ныне «Георгий» широко представлен и на столетии Первой мировой войны, и в ходе войны нынешней — на юго-востоке Украины…

Сильная сторона «георгиевской» символики — ее  созвучность всем эпохам. И царской, императорской России. И России белогвардейской. И даже России «красной», советской (под названием СССР). И наконец, России нынешней. Получается и объединение всех идеологий, и одновременно возвышение над ними. При этом «георгиевская» России воспринимается, трактуется всегда в имперском, великодержавном варианте, с жесткой, единоличной властью. Ее главные персонажи, при всех различиях между ними — Александр III, Иосиф Сталин, Владимир Путин.

Таким образом, георгиевская лента — это знак сплочения, но все же в неких рамках, под определенными лозунгами. Бесспорны ли они? Для большинства — да. Впрочем, точка зрения остальных бывает не только интересной, но и прозорливой.

Одно из возражений — излишняя парадность, триумфальность георгиевской символики. В ней не чувствуется боль утрат, горечь огромных потерь. Кстати, удивительная вещь — на Западе, где страны-союзники потеряли в боевых действиях против гитлеровцев несравненно — в десятки раз! — меньше людей, чем Советский Союз, а разрушений, вызванных войной, скажем, в США, нет вообще, нота скорби занимает в мероприятиях, посвященных Второй мировой, намного больше места, чем у нас. Британская символика двух мировых войн  (роза, пробитая пулей, как рана, из которой сочится кровь) выражает именно такое отношение: «Никогда больше! Да, мы победили, но какой ценой!». Георгиевская тональность иная: «Конечно, наши потери велики, но главное — Победа!». Отсюда и сталинский приказ выселить московских ветеранов-калек за 101-й километр (чтобы не портили облик столицы), и крайне скудная помощь участникам войны со стороны нашего государства…

Следующий момент — расширительное толкование георгиевской символики. Многие, как уже сказано, воспринимают «Георгия» как знак российского величия всех времен. Великая Отечественная — лишь один, пусть и важный, эпизод в череде военных конфликтов и территориальных приобретений. Иными словами, универсальность георгиевской ленты позволяет распространять ее ауру, во многом основанную именно на борьбе с фашизмом, и на другие события. Ход ловкий, сильный, изощренный, но насколько правдивый, насколько соответствует реальному содержанию конфликтов?

Как «побочный эффект», не все готовы поддержать георгиевскую символику за рамками Великой Отечественной (ну, может быть, еще и Первой мировой). Кто-то с гордостью носил георгиевские ленточки до весны 2014 года, но сейчас потерял к ним интерес… Эти люди по-прежнему ненавидят фашизм. Быть может, изменилось что-то другое?

Юрий Пронин, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии