Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Им бы эти выборы — взять и отменить…

15 декабря, 2014

«Единая Россия» обманула избирателей Иркутска

Эпопея с отменой прямых выборов мэра Иркутска обильно приправлена разговорами, что де иначе «могут избрать не того». Честно говоря, еще лет десять назад возрождение подобных разговоров в качестве серьезного аргумента трудно было даже представить. Ан нет, возродились, окрепли и, наконец, вышли на авансцену политической жизни в качестве главной «фишки».

По существу, нам предлагают версию, где есть люди, хотя и составляющие явное меньшинство избирателей, но точно знающие и определяющие «того». А вот остальным, в адрес которых сказаны миллионы сладчайших слов с высочайших трибун, доверять опасно. Мало ли, знаете ли, вдруг не оправдают ожиданий меньшинства.

Иначе говоря, перед нами так называемая цензовая демократия, когда даже минимальное участие в принятии политических решений начинается с определенной — весьма высокой — должности и некоторой — весьма солидной — суммы. Ну а так как демократия не требует дополнений («суверенная», «уличная», «цензовая» и др.), то ее и нет вообще — осталась лишь фигура речи. Фактически большинство избирателей низведено до уровня «быдла» или «черни» (кому как угодно, а неугодно — как хотите, вас все равно не спросят). А над ними те, кто «не допустит ошибок». Насколько не допустит — это разговор отдельный, тем более что прошлое дает обильную пищу для размышлений…

 


Перед нами так называемая цензовая демократия, когда даже минимальное участие в принятии политических решений начинается с определенной — весьма высокой — должности и некоторой — весьма солидной — суммы. Ну а так как демократия не требует дополнений («суверенная», «уличная», «цензовая» и др.), то ее и нет вообще — осталась лишь фигура речи. Фактически большинство избирателей низведено до уровня «быдла» или «черни» (кому как угодно, а неугодно — как хотите, вас все равно не спросят). А над ними те, кто «не допустит ошибок».
 

 

Представим, что решение принято, — прямые выборы мэра Иркутска канули в Лету. Кто избирает градоначальника, пусть и с урезанными полномочиями? Депутаты городской думы. Кто на паритетных началах с областным правительством формирует половину состава конкурсной комиссии по выборам главы администрации (сити-менеджера)? Опять-таки депутаты думы. На выборы этих самых депутатов пришли только 18 процентов избирателей Иркутска. Более того, в тот момент у будущих депутатов не было права по избранию мэра и сити-менеджера, и никто из избирателей не знал о том, что оно появится. Иными словами, уже после выборов у не очень-то легитимных депутатов стало намного больше полномочий. Знай бы избиратели об этом своевременно, может, и явка на выборах была бы иной, и расклад голосов изменился бы.

Как бы то ни было, а очевидно, что учреждение института сити-менеджера требует в том числе и немедленного сложения полномочий нынешних депутатов городской думы, проведения новых выборов, и только затем может состояться водружение сити-менеджера на общегородской пьедестал.

Но это в теории. А на практике юристы с высокими регалиями не покладают рук, чтобы доказать: никаких новых выборов не надо. Мол, пусть у депутатов изменился объем полномочий. Пусть на выборах депутатов об этих изменениях никто не знал. А вот изберут депутаты «думского мэра», поучаствуют в назначении сити-менеджера — и ничего, никаких выборов, будут депутатствовать весь положенный срок, почти пять лет. Зацепки найдутся. Зря, что ли, регалии столь высоки. Что вы сказали? «Эти хитрости не имеют никакого отношения ни к честности, ни к демократии?» Ой, не смешите! Лучше вернитесь на пару-тройку абзацев назад. Там все сказано.

 


Учреждение института сити-менеджера требует в том числе и немедленного сложения полномочий нынешних депутатов городской думы, проведения новых выборов, и только затем может состояться водружение сити-менеджера на общегородской пьедестал.
 

 

Но сколь искусным ни было бы юридическое крючкотворство, факт остается фактом: избирателей 600-тысячного города лишили права напрямую избирать мэра, причем лишили без их разрешения. Не было не то что референдума, не было даже широких консультаций, дискуссий, сопоставления позиций в средствах массовой информации с наибольшей аудиторией. Мало того, избиратели Иркутска не делегировали городским депутатам полномочий выбирать градоначальника и участвовать в назначении сити-менеджера, такие права на момент выборов в городскую думу 14 сентября не были зафиксированы ни в одном нормативном акте. И никакие ухищрения (параграфы, пункты и прочее) задним числом, то есть после, а не до избрания депутатов, не в силах отменить очевидный обман. Это раз.

Не могут они и повысить крайне низкую легитимность всех ветвей городской власти. Повторюсь: явка на выборах депутатов составила 18 процентов (а в некоторых округах – 10—12 процентов), затем эти депутаты, получившие, кстати, лишь долю (около половины) от 18 процентов, присваивают себе право избирать мэра и сити-менеджера. И вот мэр и сити-менеджер, выбранные теми, кто избран 18 процентами, да еще и без разрешения от этих 18 процентов… Дело попахивает узурпацией власти. Это два. В общем, картина маслом.

 


Рискну предположить (хотя нет — выразить уверенность), что большинство инициаторов, активных участников и сторонников спецоперации «Сити-менеджер» негативно оценивают работу Виктора Кондрашова в должности мэра Иркутска. Да, на публике они поют дифирамбы, курят фимиам, льют елей: «Ах, Виктор Иванович, ах, как нам с вами повезло. Но, знаете ли, а вдруг в следующий раз будет ошибка. Давайте подстрахуемся…». Под этим лицедейством скрывается стремление избавиться от Кондрашова любыми из мирных способов.
 

 

Ни один (ни один!) из 35 депутатов городской думы не говорил избирателям в ходе предвыборной кампании, что он и его коллеги станут выбирать мэра Иркутска вместо них, избирателей. Ни один (ни один!) из 45 депутатов Законодательного собрания Иркутской области, в том числе пятеро депутатов, избранных от Иркутска (Чекотова, Битаров, Красноштанов, Матиенко, Лабыгин), не говорил своим избирателям, что будет голосовать за принятие закона об отмене прямых выборов мэра Иркутска. Голосование, кстати, состоится на сессии ЗС 17 декабря…

Не было упоминания о таком кульбите и в предвыборных обращениях городского и областного отделений «Единой России» — ныне ударной силы по отмене прямых выборов мэра Иркутска. Напротив, еще нынешней осенью видные «единороссы» местного розлива утверждали обратное: как хорошо, что в нашем регионе остались выборы мэров городов и районов. Почему за столь короткий период времени точка зрения полностью изменилась? Выходит, «Единая Россия» обманула избирателей Иркутска.

 


Было бы странно, если бы сторонники Ромни, посчитав, что он может проиграть Обаме, предложили отменить президентские выборы. А то, мол, «есть опасность избрать не того». Да что там проклятые янки! Можно поддерживать Владимира Путина как президента России, голосовать за него на выборах. А можно — о ужас! — даже и не поддерживать и тоже голосовать за другого кандидата. Но не отменять же выборы президента!

 

 

Рискну предположить (хотя нет — выразить уверенность), что большинство инициаторов, активных участников и сторонников спецоперации «Сити-менеджер» негативно оценивают работу Виктора Кондрашова в должности мэра Иркутска. Да, на публике они поют дифирамбы, курят фимиам, льют елей: «Ах, Виктор Иванович, ах, как нам с вами повезло. Но, знаете ли, а вдруг в следующий раз будет ошибка. Давайте подстрахуемся…». Под этим лицедейством скрывается стремление избавиться от Кондрашова любыми из мирных способов. И, ясное дело, поставить узким кругом, без прямых выборов, кого-то удобнее. Правда, нас будут убеждать, что не удобнее, а эффективнее. Но насчет эффективности давайте еще посмотрим…

Кому-то не нравится, что Кондрашов может (очень даже может!) выиграть прямые выборы. В чем проблема? Не нравится — голосуй за другого кандидата, агитируй других поступить так же. На то она и демократия, чтобы не всегда выходило по-твоему. Было бы странно, если бы сторонники Ромни, посчитав, что он может проиграть Обаме, предложили отменить президентские выборы. А то, мол, «есть опасность избрать не того». Да что там проклятые янки! Можно поддерживать Владимира Путина как президента России, голосовать за него на выборах. А можно — о ужас! — даже и не поддерживать и тоже голосовать за другого кандидата. Но не отменять же выборы президента! Или — при как-то изменившихся условиях — тоже отменять?

 


Культура выборов, культура демократии воспитываются не сразу, ошибки, порою крупные, неизбежны. Чтобы их избежать, нужен опыт. На берегу научиться плавать можно лишь в теории. А на практике — только в воде.
 

 

Могут возразить: президент — одно, мэр — другое. Да, но только в пользу усиления выборности в первую очередь применительно к мэру. Ведь у нас в стране до сих пор существует «демократическое самодержавие» — к президенту, как к царю-батюшке, обращаемся даже по бытовым мелочам: починить крышу, разбить клумбу и тому подобное. А местных начальников и знать не хотим, и на выборы городского (районного) руководства нас не загонишь.

Отсюда — два пути. Первый, внешне простой: раз так, то давайте отменим выборы и… И что «и»? Их что, не будет никогда? Ах, будут… Ну а чем народ, не голосовавший десять, двадцать, тридцать лет, станет грамотнее нынешнего — хоть и набившего шишки, но, без сомнения, через те же десять, двадцать и, особенно, тридцать лет имеющего все шансы стать зрелым и мудрым? Нам что, нужна очередная порция потерянного времени? Или, не дай бог, бунт — как ему и положено, бессмысленный и беспощадный? Не слишком ли роскошно для матушки-России, и без того разбазарившей целые столетия?

Есть другой вариант. Культура выборов, культура демократии воспитываются не сразу, ошибки, порою крупные, неизбежны. Чтобы их избежать, нужен опыт. На берегу научиться плавать можно лишь в теории. А на практике — только в воде.

Юрий Пронин, «Байкальские вести».

Фото Михаила Зыкова и Алексея Ильина.

На фото: Март 2010 года. Прямые выборы мэра Иркутска:
последние до сих пор или последние вообще?

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии