Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Головой об стенку

09 Февраля, 2012

 

 

 

 

Очередной карнавал предвыборных обещаний набирает обороты. Тем временем каждый из пятерых кандидатов стоит перед своей дилеммой, где найти выигрышный вариант очень трудно, а то и невозможно. Как говорят в таких случаях, хоть головой об стенку…


Драма Владимира Жириновского известна давно — это человек-партия, без него ЛДПР ожидает крах. И решения этой задачки не видно уже двадцать лет. Или «Жирик» — или пустота. Однако ничто не вечно под луной, в том числе театр одного актера. Видно, что Владимир Вольфович подустал и очередные репризы даются ему нелегко. Но деваться некуда — «шоу должно продолжаться»…

Иная закавыка у Сергея Миронова. Ему предстоит заручиться доверием не только беспартийных избирателей, но и своих товарищей по «Справедливой России». Темная история с техническим кандидатством на президентских выборах 2004 года, постоянные разговоры-пересуды о продолжении тайных контактов Миронова с «кремлевскими» не соответствуют облику «эсеров», объявивших себя оппозиционной партией. Вот и на столичный митинг за честные выборы 4 февраля несколько раз обещал прийти  —  и… не пришел. Да, Миронов  —  единственный из кандидатов, кто обнародовал пофамильный список своего правительства на случай победы в президентской гонке. Но, положа руку на сердце, дотянет ли Миронов до лидера в условиях, когда ключевые  министерства возглавят Оксана Дмитриева, Григорий Явлинский и Дмитрий Рогозин?

Михаил Прохоров — «красивая мечта», «миллиардер в гламурной обертке», «куршавельский мачо на ё-мобиле». Его неизвестность, свежесть и новизна как политика на фоне «четверки замыленных» — скорее плюс, чем минус. Проблема, однако, в чрезмерной успешности, чрезмерном богатстве Прохорова в сравнении с большинством соотечественников, а это обстоятельство в современной России зачастую воспринимается с чувством обделенности, обиды, несправедливости. Вспоминается бессмертный постулат: «Вначале была кража…».

Социальный статус и дефицит политического опыта часто мешают Прохорову говорить на понятном народу языке. Вроде и хочет как лучше, а получается, как в свое время у Гайдара: то о реформе арбитражных судов, совершенно недоступных и глубоко «фиолетовых» большинству россиян, то об увеличении продолжительности рабочего дня — с последующим оправданием, что «его неправильно поняли и он не то хотел сказать».  Короче, тупик, хотя, следует повторить, Прохоров старается на совесть, причем без барства-панибратства, а скромно, по-рабочему…

Проблема Геннадия Зюганова существует давно, она незатейлива и непробиваема, словно эскадрон Первой конной. Как расширить поддержку своей кандидатуры за рамки избирателей-коммунистов, не потеряв при этом гарантированные голоса твердых сторонников КПРФ? Если опираться только на своих, не получишь больше 20 процентов. Если же решительно уходить в некоммунистическое поле, то с крайне левого фланга прозвучат упреки в «потере революционной бдительности» и «буржуазном перерождении». Того и гляди, потеряешь «красных», а среди «белых» тебе поверят все равно далеко не все… Выход один — стать символом всеобщего протеста и недовольства без уточнения идеологических нюансов. Правда, дорогу к этому выходу найти непросто.

А Владимир Путин аж в двойном тупике. Первое противоречие — между заявленными реформами, с одной стороны, и реальными интересами, складом характера, мировоззрением — с другой. Поклонник «рынка без демократии» обречен либо не выполнить обещанное, либо наступить на горло собственной песне и прослыть слабаком (убойный упрек Путину, образ которого опирается, прежде всего, на «крутость»). В общем, если отменять путинские порядки, то зачем для этого нужен Путин?

Второе. Можно победить «болотные» настроения уже в первом туре. Ну, там политтехнологи, властные рычаги, телевидение, срочная раздача денег бюджетникам... Но с кем Путин собрался производить модернизацию, инновации и т. п.? Игнорировать протестные настроения невозможно – в том числе и потому, что их носителями являются вовсе не «городские сумасшедшие» или «агенты Запада», а наиболее мобильная, информированная, продвинутая часть населения, а двигаться вперед, опираясь только на консервативные слои, не получится. Другое дело, если Путин на самом деле и не собирается никуда двигаться, а власть ему и его окружению нужна как таковая, для обеспечения себе земных (а по едкому замечанию оппозиции, и неземных) благ.

В общем, задачки не из легких, никто из пятерки кандидатов не сможет их решить в ближайшее время. Пожалуй, удача будет на стороне того, кто убедит избирателей, что сможет их решить хотя бы в обозримом будущем.  По совокупности всех обстоятельств в чуть лучшей ситуации находятся два представителя оппозиции — давний левый (Геннадий Зюганов) и новый правый (Михаил Прохоров). Но это не учитывая огромной инерции пропутинских настроений, обеспеченных в том числе административным ресурсом и доминированием в телевизионных новостях.

 

Юрий Пронин, «Байкальские вести»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии