Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Дмитрий Чернышов: В областном правительстве нет конфликта группировок

06 декабря, 2016

2 декабря очередным гостем Клуба публичной политики стал заместитель губернатора — руководитель аппарата губернатора и правительства Иркутской области Дмитрий Чернышов. Встреча была посвящена подведению предварительных итогов 2016 года — как общеполитических, так и частных, касающихся в основном работы правительства региона. Разговор получился жесткий и очень открытый.

100.jpg

Команда сформирована

Впрочем, в последнее время встречи КПП привлекают больше внимания общественников и журналистов, чем тех, для кого клуб был создан, — то есть студентов ИГУ. На предыдущей встрече, состоявшейся почти ровно год назад, Дмитрий Чернышов представил гостям сайт «открытого правительства» Иркутской области, новую же встречу предложил сразу начать с вопросов. Первый же вопрос поставил гостю сложную задачу: назвать проблемы, с которыми столкнулось правительство региона в уходящем году.

— Проблем много у всех, тем более у нашего правительства, которое переживало период формирования, — отметил заместитель губернатора. — В целом команда сформирована, со своими задачами она справилась. В прошлом году мы приняли бюджет, сегодня его исполняем. Обязательства, которые мы на себя брали, в том числе и социальные, тоже выполняем. Неплохие показатели дали в доходной части бюджета — как налоговые, как и неналоговые доходы области увеличились на 19 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. По этому показателю мы на первом месте в Сибирском федеральном округе и, по-моему, на двенадцатом месте в России.

Никакого конфликта группировок в руководстве Прибайкалья нет, пояснил глава губернаторского аппарата. Правительство работает в нормальном штатном режиме. Дмитрий Чернышов ответил и на вопрос об оценке работы правительства, данной его председателем:

— Есть председатель правительства, которому подчиняются министры, зампреды. Александр Семенович Битаров вправе и обязан дать оценку работе своего правительства. Это его полномочия, и то, что он дал такую оценку (на встрече с областным активом профсоюзов 24 ноября Александр Битаров оценил эту работу «на тройку»Прим. ред.), я не могу оспаривать или подвергать сомнению. Но у меня оценка будет немного оптимистичнее — я бы поставил четыре с минусом. Это мое субъективное мнение.

Дмитрий Чернышов напомнил, что социальные обязательства не были сокращены, и на их финансирование уходит около 70 процентов регионального бюджета.

Комментируя возможные кадровые перестановки в правительстве, руководитель аппарата пояснил: организация работы правительства — полномочие его председателя, а  кадровые вопросы — в сфере компетенции губернатора.

— У меня, может быть, даже не хватит смелости высказать свои предположения и комментировать эти решения, если они будут приняты.

Послание президента, прозвучавшее днем ранее, стало поводом еще для нескольких вопросов. Многие задачи, поставленные президентом, прямо адресованы руководителям Прибайкалья и муниципальным властям. Дмитрий Чернышов сообщил, что в правительстве области очень внимательно выслушали послание:

— В региональном правительстве есть люди, которые проведут анализ. Больше скажу: они есть в аппарате губернатора. Подобные поручения я уже сегодня дал.

Отвечая на вопрос, что именно власти намерены делать для реализации поставленных задач, Дмитрий Чернышов, в частности, остановился на теме отходов лесной промышленности:

— Глава Иркутской области дал четкие указания министерству лесного комплекса — если рассматривается какой-то инвестиционный проект, он может получить одобрение губернатора и правительства только в том случае, если будет предусмотрен полностью закрытый цикл переработки.
Кадровый вопрос в работе правительства не оставлял мысли гостей КПП. Один из них поинтересовался, насколько законно совмещение министром молодежной политики Александром Поповым должностей министра и главы регионального отделения Российского союза молодежи. Дмитрий Чернышов признал существование проблемы и сообщил, что уже дал поручение провести антикоррупционную проверку этого факта:

— Насколько мне известно, Попов уже сложил полномочия в РСМ, но если это не так, он обязательно это сделает.

Бюджет любит счет

Руководитель аппарата прокомментировал  и историю с решением суда о восстановлении в должности Сергея Журкова, экс-руководителя Агентства лесного хозяйства: поскольку сейчас такого органа нет (его сменило министерство лесного хозяйства), то и восстанавливать некуда. Более того, правительство — при поддержке прокуратуры — будет обжаловать решение суда и считает увольнение Журкова абсолютно правильным. Кроме того, правительство планирует провести еще одну служебную проверку о бездействии Журкова при подготовке к пожароопасному периоду.

Присутствующих на встрече интересовал конфликт заместителя губернатора с мэром Черемхово, главой областной Ассоциации муниципальных образований Вадимом Семеновым.

— Я ни с кем ни конфликтовал — всего лишь исполнял и исполняю свои должностные обязанности. Вадим Семенов имеет высокую поддержку со стороны жителей города, активно работает на посту, — ответил Дмитрий Чернышов. — Что касается его высказываний в мой адрес, я к этому отношусь с иронией. Клоунада должна быть только в цирке, а мэр все же должен вести себя серьезно. Полагаю, что эпатаж публики свойствен артистам эстрады, но если мы люди государственные, мы должны в рамках закона решать задачи и исполнять полномочия, которые нам доверили в том числе жители Иркутской области.

Глава аппарата также прокомментировал недавние налоговые инициативы Дмитрия Бердникова. По его словам, подобные инициативы выдвигали и предыдущие мэры —  Владимир Якубовский и Борис Говорин.

— Мэр Дмитрий Бердников вышел с законодательной инициативой, на которую имеет полное право, — подчеркнул Дмитрий Чернышов. — Просто есть сложный бюджетный процесс. Вы знаете, что на последней сессии Законодательного собрания принят бюджет на будущий год в первом чтении. Инициатива, внесенная мэром Иркутска, непосредственно касалась основных параметров бюджета. Работа над проектом документа шла три-четыре месяца, балансировали его по доходам и расходам. При этом бюджетный процесс у нас четко регламентирован федеральным законодательством. Не позднее 14 декабря необходимо принять бюджет в окончательном чтении. Что касается межбюджетных отношений, где предусмотрены в том числе нормативы по налогам, то параметры межбюджетных трансфертов всегда обсуждается задолго до принятия бюджета. Но когда инициатива вносится на одну сессию с бюджетом — как мы можем так экстренно проработать эти вещи, внести изменения в бюджет? Я именно это считаю неправильным.

Кроме того, заместитель губернатора отметил, что вопрос не был проработан в Ассоциации муниципальных образований:

— Я в течение трех дней встретился с 25 мэрами, и 23 отнеслись к налоговой инициативе главы Иркутска отрицательно. Почему? Потому что с ними не встретились и не проговорили эту тему на площадке Ассоциации. Но Ассоциация представляет интересы всех мэров, а не одного-двух. И речь только о том, что не должны пострадать люди на дотационных территориях.

Открыто ли правительство?

Реализация объявленного год назад проекта открытого правительства в течение года столкнулась с трудностями, но руководитель губернаторского аппарата внимательно следит за этим процессом. Во время встречи Дмитрия Чернышова с общественностью в Ангарске даже прозвучала жалоба на отсутствие реакции на обращения, и он дал поручение разобраться в причинах — то ли автор обращения в чем-то ошибся при работе с сайтом, то ли чиновники перестали исполнять свои обязанности.

Кадастровая оценка имущества в муниципальных образованиях до сих пор остается нерешенной задачей. Сначала все дружно радовались росту налогов в муниципальных образованиях, потом выяснилось, что оценка была проведена некачественно и крупные компании ее оспорили. Теперь Дмитрий Чернышов постоянно наблюдает за новой процедурой оценки и сомневается, что этот сложный процесс будет завершен в 2017 году.

Вопрос о количестве советников губернатора на общественных началах и оптимизации численности чиновников можно было назвать ожидаемым. В ряде министерств оптимизация уже состоялась — как раз на обещанные 10 процентов, очередные обещания на ту же тему недавно дал министр лесного комплекса Сергей Шеверда, но насколько будет выполнено поручение губернатора до конца года, пока сказать трудно. Дмитрий Чернышов затруднился назвать точно количество советников, потому что идет ротация и число меняется.

— Готов вскоре предоставить эту информацию, и вы сможете ее опубликовать, — пообещал Чернышов.

Некоторые участники встречи приняли возможность высказаться на встрече как настоящую митинговую площадку и произнесли прочувствованные речи минут по пять каждый. Дмитрий Чернышов сразу дал понять, что обе темы относятся к компетенции отдельных служб и министерств, но все-таки пытался ответить.

— Чаще всего такие проблемы, особенно в больницах, это проблема менеджмента, в первую очередь главного врача. В Черемхово на территории больницы колодцы стояли открытые, пока главврача не поменяли. Я не хочу напрямую вмешиваться в этот вопрос, потому что это компетенция министра здравоохранения, он даст свою оценку, — разъяснил заместитель главы региона.

Итоги выборов и лоббисты в думе

Иркутская область получила в Государственной думе несколько молодых и активных депутатов, каждый из которых накануне выборов говорил о плохой работе правительства с депутатами. На очередной сессии Законодательного собрания один из депутатов в очередной раз просил «собрать и поставить задачу».

— Кто хочет работать, тот работает, кто не хочет, тому костюм жмет, ботинки не те и так далее. Вот Виталий Шуба: встретился с губернатором на третий день после вступления в должность и сразу включился в работу. Ему никакой раскачки, никаких задач ставить не надо было. На мой взгляд, депутатов не нужно делить по фракциям и партиям, они избраны от области — должны работать. Пока по техническим причинам мы их действительно собрать не смогли, но в ходе очередной командировки в Москву губернатор их обязательно соберет, — пообещал руководитель аппарата.

Представительство Иркутской области в Москве может кому-то казаться слабым, но сам Дмитрий Чернышов это мнение не разделяет: глава представительства Евгений Балашов имеет опыт работы в правительстве Москвы и федеральных органах власти, нареканий к его работе у губернатора и председателя правительства нет. Обвинения в адрес министра лесного комплекса Сергея Шеверды (многие родственники которого работают в лесном бизнесе) звучат, но подтверждения не получили: была проведена проверка, которая не выявила конфликта интересов – пока, по крайней мере, родственники министра преференций не получили.

Дмитрий Чернышов читал открытое письмо мэра Братска Сергея Серебренникова, где критикуется пресс-служба губернатора, но читал «по диагонали».

— Ничего нового и интересного я там не увидел. Ничего такого, на что нужно реагировать и принимать меры к сотрудникам аппарата, — сообщил заместитель губернатора. — Проблемы с Братском давние и очень большие — и по переселению, и по строительству социальных объектов. Братск включен в программу переселения, подходит сейчас к третьему этапу, и мы должны констатировать: муниципальное образование не справляется со своими обязательствами, в то время как область и федерация все выполнили в полном объеме. Более того, область за счет собственных средств снизила обязательства администрации Братска до минимума, всего до 20 млн рублей. Надо было всего лишь выделить землю и заключить контракты с застройщиками, а администрация Братска с этими задачами не справилась. Буквально позавчера губернатор провел очередное совещание со строителями, а мэр Братска на него в очередной раз не приехал. Теперь ждем заключение прокуратуры, которая должна дать оценку этим событиям. Конечно, налаживать отношения нужно, и решать общую задачу нужно, жители-то не виноваты.

Дмитрий Чернышов призвал мэров завершить переписку и начать работать на благо жителей. Он напомнил, что попал в правительство области из администрации Ангарска, где возглавлял комиссию по признанию домов аварийными, — вся эта процедура ему известна, и ничего чрезмерно сложного в этой работе нет. Примером для мэров должны стать отношения региональных властей с федеральными: взаимоотношения строятся спокойно и ровно, никаких конфликтов нет — есть понимание целостности страны и наличия вертикали власти. Несмотря на то что губернатор Иркутской области — член КПРФ, а большинство в Законодательном собрании принадлежит «Единой России», все работают рука об руку.

— Я не хочу говорить, что ситуация с бюджетом 2016 года — это чудо, потому что я видел, как работал губернатор с вертикально интегрированными компаниями. Поверьте, это не чудо. Группа «Илим» заплатила в 2015 году в бюджет области 6 млн рублей. А область им давала лесосеку на 8 млн кубометров. В этом году отдача «Илима» — от 1 до 1,2 млрд рублей. Плюс к этому 100 млн рублей по соглашению о социально-экономическом сотрудничестве, а на 2017 год — 275 млн рублей, — подытожил Дмитрий Чернышов. — Вот работа именно губернатора, вот его уровень отношений и решаемых им проблем. Всем нам не стоит забывать о сложной ситуации в стране, но работа такая продолжится, и мы отчитаемся, как следует.

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Татьяны Глюк, «Байкальские вести»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии