Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Что нам стоит мост построить?

13 августа, 2012

 


 

 

Накануне празднования Дня строителя корреспондент  газеты  «Байкальские вести» взял интервью у Анатолия Косякова, генерального директора одной из самых серьезных и уважаемых  строительных компаний региона —  ИркутскГИПРОДОРНИИ.  Разговор шел, конечно, о достигнутых успехах, но не только о них…

 

От проекта — к объекту

Случай в жизни человека играет большую роль, иногда — решающую. Если бы полвека назад молодой парень Анатолий Косяков не нашел бы случайным взглядом в газете одно объявление, то, можно не сомневаться, нынче ИркутскГИПРОДОРНИИ возглавлял бы другой человек. Вполне возможно, что и сам институт был бы совсем не таким, каким он стал при Анатолии Косякове. А ведь все могло сложиться иначе…

Профессиональный шофер Анатолий Косяков (четыре года стажа!) был счастлив: ему доверили  новенький, с иголочки, грузовик ГАЗ-51, на котором работать было одно удовольствие.  Он, как обычно,  возвращался из дальнего рейса, его маршрут пролегал из Казахстана через Омск. Дело было в разгар лета, в конце июля. В Омске он купил какую-то  газету, полистал ее и задержался взглядом на объявлении о том,  что в Сибирском автодорожном институте открывается новое отделение — «мосты и тоннели». Поскольку шофер Анатолий Косяков принимал участие в строительстве кошар, почтовых отделений и линий связи  в Казахстане и Омской области, то он совершенно справедливо считал себя не только водителем «газона», но и строителем.

Дочитав объявление до конца, он сразу для себя решил: буду поступать именно в этот институт и именно на это отделение, чтобы строить мосты и тоннели! Он закончил рейс, разгрузил машину, зашел к завгару и сказал: я поехал поступать в институт. Завгар в ответ: не дури! Ты же не готовился совсем!.. Но Косяков  был непреклонен. Он чуть ли не в последний день успел подать документы в СибАДИ и, более того, умудрился успешно сдать экзамены и стать студентом!

А в феврале 1967 года свежеиспеченный инженер Анатолий Косяков прибыл в Иркутск и был принят в штат того самого института, который он нынче возглавляет.

 


В настоящее время коллектив фирмы, руководимой Анатолием Косяковым, прилагает максимум усилий для того, чтобы достойно справиться с важной и ответственной работой — завершить строительство подходов третьего и четвертого пусковых комплексов  мостового перехода через Ангару.
 
 

Я не мог не задать закономерный вопрос:  как получилось, что проектный институт вдруг стал всерьез заниматься строительством? Одно дело – создавать проект  объекта  на  ватмане, другое – воплощать объект в натуре, из бетона,  кирпича, арматурной стали…  И вот что рассказал Анатолий Яковлевич:

— Это было в годы перестройки, в самом ее начале…  Институт имел в Иркутске две площадки, на которых можно было построить жилые дома. Ну и заложили на улице Красноярской два дома совместно с одной известной в регионе строительной фирмой. Но у нашего партнера что-то разладилось, он вышел из контракта, а нам пришлось объект доводить до ума самостоятельно. Для этого мы создали собственное небольшое строительное подразделение,  в которое перевели часть своих инженеров. Что касается рабочих строительных профессий, то тогда, в конце 80-х — начале 90-х, кадровых проблем не существовало. Первый блин не вышел комом, мы сочли  вполне успешным наш дебют в строительстве: оба  дома мы достроили  и ввели в эксплуатацию. Сами для себя решили: а почему бы нам не продолжить деятельность в этом направлении? Продолжили…

В строительной отрасли Приангарья давно существуют очень солидные, очень уважаемые фирмы, конкурировать с которыми непросто. Вот почему руководство ИркутскГИПРОДОРНИИ, заглядывая в будущее и намечая перспективы, решило построить собственную производственную базу на улице Рабочего Штаба в областном центре. Там не только разместился небольшой завод по выпуску железобетонных изделий, но и было организовано производство окон и дверей, необходимых конструкций из алюминия. Вскоре на улице Красноярской было построено трехэтажное здание для собственных нужд.

— Потом мы выиграли конкурс на проектирование и строительство здания областной налоговой инспекции на улице Декабрьских Событий, — рассказывает Анатолий Косяков. — Мы постарались так спроектировать это здание, чтобы оно было красиво, чтобы оно обращало на себя внимание оригинальной архитектурой. Рядом мы возвели аналогичное здание для себя. Возникла необходимость создать внутри нашего строительного подразделения специализированное управление, чтобы не отдавать на субподряд специальные работы — по коммуникациям, водоводам, канализации. Решили — сделали, и теперь мы можем любой объект сами, собственными силами, сдавать под ключ.

Строительное подразделение  института вынуждено было заниматься  обустройством местных проездов, выполнять отмостки вокруг возведенных зданий, проводить планировку и асфальтирование площадок для автостоянок…  Накопив  соответствующий опыт, закупив необходимую дорожно-строительную технику, институт выиграл конкурс на строительство автодороги сообщением Усть-Ордынский — Оса.

— Это было восемь лет назад, — говорит Анатолий Яковлевич. – Мы там хорошо развернулись, работы шли полным ходом, но, как это нередко случается, финансирование было приостановлено. Нынче работы возобновились, и, полагаю, объект мы сдадим без каких-либо проблем. Если, разумеется, опять не возникнут трудности с выделением средств…

Взялся за гуж — не говори, что не дюж

В настоящее время коллектив фирмы, руководимой Анатолием Косяковым, прилагает максимум усилий для того, чтобы достойно справиться с важной и ответственной работой — завершить строительство подходов третьего и четвертого пусковых комплексов  мостового перехода через Ангару.

— Тут история непростая, — рассказывает Анатолий Яковлевич. — Когда был объявлен конкурс на выполнение этих работ, мы собирались в конкурсе участвовать, не рассчитывая на генеральный подряд. Предполагалось, что в самом благоприятном случае наша компания будет работать на субподряде у более именитой строительной фирмы, которая, скорее всего, победит на торгах. За право получить генподряд сражались тогда «Труд», «Востсибстрой», СПТК-7 и наш институт. Мы были готовы, разделив по-братски объемы работ, все сделать быстро и качественно. Однако на горизонте  вдруг возникла омская фирма «Мостовик», интересы которой энергично лоббировал некий региональный чиновник очень высокого ранга. Нам, другим участникам торгов, было сказано так: в конкурсе должен победить «Мостовик», и лишь при этом условии нам позволят работать на подряде у этой залетной фирмы. То есть собирать крохи с барского стола…

Руководители иркутских строительных компаний не согласны были с таким раскладом. Они справедливо считали, что сами в состоянии справиться со всем комплексом работ по мостовому переходу… Им было непонятно, почему их вынуждают быть на подхвате у «Мостовика», который, «победив» на торгах, все равно будет нанимать иркутских строителей для выполнения работ. В итоге весь куш сорвет «Мостовик», плюс налоги уйдут в чужой регион…

— Мы отказались принимать «рекомендации» в пользу чужой фирмы, — рассказывает Анатолий Косяков, — и пошли на торги, каждый сам по себе. В результате «Мостовик» сошел с дистанции, а ИркутскГИПРОДОРНИИ неожиданно оказался победителем. Уже тогда мы понимали: нас ждут большие трудности. Проблемы начались сразу. Достаточно сказать, что организаторы торгов отказались утвердить наш институт в качестве победителя конкурса. Эту проблему мы вынуждены были решать через суд, и мы ее решили. Но и тут препоны не закончились: с нами долго не подписывали контракт на выполнение работ. В чем тут была загвоздка, я могу только догадываться, но факт остается фактом: мы потеряли золотое время — два месяца, благоприятный строительный период! И приступили к выполнению контракта лишь в декабре…

Несмотря на зимние холода, был организован фронт работ, была развернута стройплощадка. Началось переустройство коммуникаций — а их там оказалось огромное количество. Удалось набрать хороший темп, но тут оказалось, что у заказчика не хватает средств… А областное управление капитального строительства почему-то не успело подготовить площадку для выполнения работ. Остались неснесенными с десяток зданий, в основном жилых домов.

— Эта проблема ставила нас в тупик, — вспоминает Анатолий Косяков. — Нам пришлось выполнять чужую работу. Мы сносили одну постройку, переселяли людей, сносили другую…  Нам пришлось пройти через судебные тяжбы, мы вынуждены были тратить свои деньги — десятки миллионов рублей, вместо того, чтобы деньги зарабатывать! Такая  чехарда и сумятица продолжались до мая 2012 года, а между тем мы должны были получить от заказчика полностью готовую к работам площадку еще в октябре 2010 года. А мы сами, своими силами, последние дома  на улице Партизанской сносили в июле нынешнего года!..

 


— После окончания строительства третьего и четвертого пусковых комплексов завершается тот объем работ, который предусмотрен возведением собственно моста, — рассказывает Анатолий Косяков. — Но это не завершает в целом строительство в соответствии с генпланом города Иркутска магистрали от микрорайона Первомайского до улицы Ширямова. Осуществление этого проекта в полном объеме позволит разгрузить транспортную составляющую от Первомайского до Ширямова, облегчит выход на Шелеховский тракт и на дорогу к аэропорту.
 

Не будет преувеличением сказать, что коллектив ИркутскГИПРОДОРНИИ проявлял трудовой героизм, стараясь не ударить в грязь лицом и доказать на практике, что ему по силам решение самых сложных задач. Но в это же время в различных СМИ проскакивали если не злорадные, то уж точно ревнивые реплики о том, что, мол, не по Сеньке оказалась шапка, не по Еремке колпак. Дескать, переоценил свои силы ИркутскГИПРОДОРНИИ, откусил кусок, который проглотить не может… Но для Анатолия Косякова и его соратников своевременное завершение условий контракта стало делом чести.

— Нынче мы работаем в рыночных условиях, — напоминает Анатолий Яковлевич. — Казалось бы, нам следует считать каждую копейку. Тем не менее мы в условиях мирового кризиса и экономического спада в стране работаем практически без прибыли, едва влезаем в себестоимость… Получается, что единственный стимул, который мы получаем от строительства мостового перехода, — это сама причастность к большой и важной  стройке!  Нас бы надо поддержать в этой ситуации, а нам в СМИ ни за что ни про что отвешивают оплеухи…

В конце 2011 года экс-губернатор Дмитрий Мезенцев провел рабочее совещание, на котором подробно изучались проблемы мостового перехода через Ангару. Воспользовавшись этой трибуной, Анатолий Косяков озвучил возникшие трудности, которые создает колоссальная задержка со сносом старых зданий. Однако на этом же совещании было высказано пожелание: как можно быстрее закончить сооружение путепровода на улице Байкальской, чтобы эту автомагистраль, одну из главных в областном центре, открыть для проезда… ну, хотя бы 1 июля. Дескать, перекрытая улица Байкальская создает слишком много неудобств жителям Иркутска… Дескать, надо войти в положение иркутян…

— От нас ждали очередного трудового подвига, разочаровывать губернатора и жителей Иркутска не хотелось, поэтому я сказал: мы постараемся улицу Байкальскую открыть к 1 июля, — говорит Анатолий Косяков. — Может быть, я немного погорячился, соглашаясь с этим ориентировочным сроком… Все-таки мы задержали на два-три месяца начало производства работ по путепроводу из-за несвоевременного сноса старых зданий… Как бы там ни было, а эта дата  прозвучала: 1 июля. Увы, в указанный день мы улицу Байкальскую не открыли, ну просто не успели по объективным причинам. Однако никто никаких объяснений принимать не хотел, нас обвинили в том, что мы, дескать, не уложились в этот срок, что запустили движение по автомагистрали лишь 16 июля…  По большому счету, мы вообще могли не совершать этот  подвиг: в контракте указано окончание работ — декабрь 2012 года. И мы могли бы легко сослаться на эту дату и не надрываться на объекте, чтобы сделать приятное иркутянам. Но наш коллектив открыл улицу Байкальскую на полгода раньше срока!

Надо отметить, что, «делая приятное» жителям областного центра, коллектив ИркутскГИПРОДОРНИИ создал себе серьезные проблемы, ухудшив себе условия производства работ. Пришлось надвое разделить строительную площадку. Теперь работы идут на участке от Байкальской до Партизанской и на втором участке — от улицы Седова до Байкальской.  Стало сложнее перемещать конструкции, распоряжаться транспортом, сам процесс управления строительством усложнился.

— После окончания строительства третьего и четвертого пусковых комплексов завершается тот объем работ, который предусмотрен возведением собственно моста, — рассказывает Анатолий Косяков. — Но это не завершает в целом строительство в соответствии с генпланом города Иркутска магистрали от микрорайона Первомайского до улицы Ширямова. Осуществление этого проекта в полном объеме позволит разгрузить транспортную составляющую от Первомайского до Ширямова, облегчит выход на Шелеховский тракт и на дорогу к аэропорту. Надо признать, что упущено много времени по разработке документации на строительство этой магистрали, мы говорили об этом и руководству Иркутска, и областной власти. А ведь начать подготовку документации можно было еще в 2010 году:  генплан  есть, все направления известны… Но нас не услышали, а потому ничего не было сделано…  Но хорошо то, что нас услышал и понял губернатор Сергей Ерощенко. На одном из последних оперативных совещаний было принято решение, чтобы этой проблемой заняться вплотную. Городская администрация обратилась к нам с  просьбой подготовить предложения по проекту. Само собой, мы эту просьбу выполним. Все работы завершим вовремя и по контракту на строительстве третьего и четвертого пусковых комплексов на мостовом переходе через Ангару. По-другому быть просто не может!

Анатолий Косяков убежден: с каждым годом стоимость строительно-монтажных и сопутствующих работ будет возрастать. Предстоит снос старых домов по улице Пискунова, чтобы подготовить площадку заранее, а не пороть потом горячку. Сегодня еще есть возможность вести строительство с минимальными затратами, а как все повернется через год? Через два?..  Если сегодня на завершение работ по мостовому переходу, по строительству путепроводов на улице Тимирязева и Депутатской требуется от двух до трех миллиардов рублей, то завтра эта сумма может удвоиться или даже утроиться.

С больной головы — на здоровую?..

В активе у ИркутскГИПРОДОРНИИ — операционный блок областной клинической больницы. Контракт был выполнен в срок, с хорошим качеством.  Гораздо сложнее складывается ситуация с другим объектом здравоохранения…

— Мы выиграли торги на проведение строительно-монтажных работ  Онкологического центра, — рассказывает Анатолий Косяков. — Это был 2002 год. Понимая свою ответственность за этот объект, мы бросили сюда лучшие силы, мы приобрели новые (для того времени) технологии по производству монолитных конструкций, мы закупили соответствующее для этих технологий оборудование. Настрой был такой, чтобы в течение двух лет выйти на финишную прямую. Но опять двадцать пять: было прекращено финансирование. Мы успели тогда заработать около ста миллионов, но выплатить нам их смогли лишь через год. Целый год мы нищенствовали! Мы пережили тяжелейший период времени, мы частично растеряли кадры, но выжили. Через два года финансирование возобновилось, мы опять вышли на объект…  Но вскоре ситуация повторилась, и так было несколько раз…

Надо отдать должное областному правительству: в конце 2010 года было решено строительство Онкоцентра возобновить и завершить. Федеральный центр выделил необходимые средства.

— Однако возникли  новые проблемы, — говорит Анатолий Яковлевич. — Здание, которое возводилось так мучительно долго, устарело по конструктивам, возникла необходимость приобретения другого, современного, нового медицинского оборудования с иными параметрами и диагностическими возможностями. Тут надо вспомнить, что пять лет назад один блок был нами в основном завершен, его запустили в эксплуатацию — объект, не принятый госкомиссией! Три других блока мы возвели под крышу с высокой степенью готовности, и они так простояли два или три года. Короче говоря, потребовалась серьезная реконструкция этих трех блоков.

Поскольку мы, как говорится, два в одном — и проектный институт, и строительная фирма, то все работы по корректировке проектной документации выполнили сами. Работали с листа: корректировали проектные документы — и по ним, еще горяченьким, вели  строительные работы.  Учитывая то, что здание Онкоцентра было запроектировано в 1993 году, проектировщикам совместно со строителями в кратчайшие сроки пришлось решать круг очень сложных технических задач. А именно: перепроектирование помещений под новые лаборатории и пищеблок… Выполнить усиление перекрытий под более современное медицинское оборудование…  В наружных стенах уже построенного здания сначала делать проемы для подачи оборудования, а потом их заделку и отделку. Наконец, пришлось заменить практически все инженерные коммуникации.

В течение 2011 года удалось завершить тот объем работ, который был предусмотрен дополнительным соглашением.

— Показательный факт: Онкоцентр на конкурсе разыгрывался не  целиком, не в комплексе  с оборудованием, — рассказывает Анатолий Косяков. — Да и строительная часть разыгрывалась не в полном объеме. Все время возникала необходимость внесения каких-то корректив, появлялись дополнительные соглашения, которые вносили сумятицу и сумбур  в работу. Не могу сказать, почему все так шло — через пень-колоду, почему не было единого генподрядчика на этом объекте...  Наверное, об  этом надо спрашивать руководство областного УКСа…

Летом прошлого года экс-губернатор Дмитрий Мезенцев побывал на строительстве Онкоцентра и высказал пожелание, чтобы этот важный объект был сдан 30 декабря 2011 года.

— Мы тогда пообещали главе региона, что свой объем  работ по контракту к указанному сроку сделаем, — вспоминает Анатолий Косяков. — Однако это не означало, что объект к Новому году будет сдан под ключ. Кстати, срок завершения контракта, с учетом всех дополнительных работ, — 15 июня 2012 года. Все общестроительные работы, всю инженерию, за исключением ряда специальных работ,  мы завершили к 30 декабря. После Нового года на объект снова нагрянул Мезенцев и, не вникая в суть вопроса, обвинил нас в том, что мы сорвали сроки. Тут же присутствовавшие работники областного УКСа  отмолчались, хотя уж они-то знали, что нашей вины ни в чем нет!

По мнению Анатолия Косякова, все многочисленные проблемы, которые пришлось решать в процессе работы, были изначально заложены уже на стадии торгов на строительство объекта специалистами УКСа. Эти проблемы потом лишь усугублялись некомпетентными решениями работников УКСа, в котором без конца менялись начальники, а новые не успевали вникнуть в ситуацию.

— Бывало, мы в течение месяца не могли получить из УКСа  ответа на возникший вопрос, — говорит Анатолий Косяков. — А что такое месяц для строителя? Это огромный срок!  Тут недели считаешь, даже дни, а уж потерять месяц впустую — ну непростительно! И когда Мезенцев нас костерил ни за что ни про что, руководители УКСа отмолчались, хотя должны были  вступиться за нас, взять часть вины на себя. Однако не решились, тем самым подставив нас. Но я беру на себя смелость заявить, что все работы по Онкоцентру мы завершим и сдадим его успешно.

 


— Показательный факт: Онкоцентр на конкурсе разыгрывался не  целиком, не в комплексе  с оборудованием, — отмечает Анатолий Косяков. — Да и строительная часть разыгрывалась не в полном объеме. Все время возникала необходимость внесения каких-то корректив, появлялись дополнительные соглашения, которые вносили сумятицу и сумбур  в работу. Не могу сказать, почему все так шло — через пень-колоду, почему не было единого генподрядчика на этом объекте...
 

Наша беседа состоялась в преддверии празднования Дня строителя, и потому естественными были слова поздравления, которые высказал Анатолий Яковлевич в адрес своих коллег и соратников:

— Нам пришлось нынче трудиться в очень непростых условиях. В этой ситуации отлично проявила себя команда технического отдела во главе со Светланой Ивановной Бутаковой.  В этом подразделении работают классные специалисты, которые быстро принимают решения,  которые способны давать конкретные предложения по конструктивам, по технологическим схемам. Не могу не отметить слаженную работу команды управленцев на мостовом переходе во главе с начальником стройки Владимиром Николаевичем Горкуновым. Высокий профессиональный уровень и отличную производительность показывал коллектив специального управления работ, который возглавлял Владимир Владимирович Бутаков, сейчас он заместитель  директора строительного комплекса. На мостовом переходе и на Онкоцентре огромный объем работ выполнили отделочники, которыми руководит Павел Сергеевич Рохлецов. Всем я говорю огромное спасибо, всем  желаю крепкого здоровья, отличного настроения и всех благ!

Редакция газеты «Байкальские вести» охотно присоединяется к этим поздравлениям. С праздником всех вас, уважаемые строители!

Юрий Удоденко,  «Байкальские вести».

Фото автора и Степана Подкорытова, «Байкальские вести».

На фото: Анатолий Косяков: «Все работы по контракту завершим вовремя!»;

Завершается строительство путепровода под улицей Байкальской

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии