Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Зона? Какая зона? Ах, зона…

09 ноября, 2015


200.jpg

О тихом провале громкого проекта

Иркутское региональное отделение Общероссийского народного фронта приподняло завесу тайны над самой многообещающей для туристического бизнеса области темой — рабочая группа «За честные закупки» обратила внимание на особую экономическую зону туристского типа «Ворота Байкала». На проект выделяли 11,8 млрд рублей, использовано 108 млн, но ни одного объекта на территории области не построено.

Хорошее дело «зоной» не назовут

Следует, видимо, напомнить, что ОЭЗ «Ворота Байкала» была создана постановлением правительства РФ № 72 от 3 февраля 2007 года. Были выбраны две основные площадки: в районе поселка Большое Голоустное и у горы Соболиной, причем если с горой все было примерно понятно, то открытое всем ветрам Большое Голоустное, кроме недоумения, ничего не вызывало. Впрочем, сменявшие друг друга подчиненные четырех иркутских губернаторов умудрились испортить и перспективную затею с Соболиной: за восемь лет в этом месте зарегистрировано всего пять резидентов! Обещания были огромные — инвестиции, превышающие 11,3 млрд рублей, более 3 тысяч рабочих мест и свыше 520 тысяч туристов. Вместо этого имеем громогласный пшик (всего 173 млн рублей в виде инвестиций) и испорченную репутацию области.

Открывая заседание, руководитель дирекции проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта напомнил, что куратором всей деятельности фонда является лично Владимир Путин, а главными фигурантами расследований — чиновники, занимающиеся внедрением и использованием «серых» схем при закупке товаров и услуг.

— Сейчас по ОЭЗ мы видим пробуксовки, но должен сказать, что в Иркутске еще не самая неудачная схема, мы здесь просто открываем дискуссию. Одновременно с нами пройдет круглый стол на Алтае, а вообще круглые столы будут идти две недели подряд, и наша главная задача – разобраться, «что делать», — подчеркнул Антон Гетта. — Итоговые предложения всех семи или восьми столов будут доведены до Владимира Путина, а он уже даст поручения правительству. Мы бы хотели услышать и мнение правительства Иркутской области о том, что, может быть, нужно изменить в федеральном законодательстве, дать больше полномочий региону. Наша площадка позволяет это делать.

А плана-то и нет…

Собравшимся продемонстрировали видеоролик, снятый активистами ОНФ в Большом Голоустном. Сюжет с громким названием «Байкальский омут» открывался в офисе ОЭЗ — чиновники пытались просто выкинуть журналистов из здания. Неописуемое хамство руководителя представительства потрясло многих присутствующих, за исключением разве что журналистов — они такое видели и в собственной практике. В Большом Голоустном вместо гостиниц, кемпингов и ресторанов на 70 тысяч туристов в год и на 2 тысячи рабочих мест группа ОНФ увидела пустырь. Только на разработку плана поселка потрачено 9 млн рублей, а плана-то и нет. Директор иркутского филиала ОЭЗ Сергей Иванов занял свой пост недавно, но уже успел закрыть проект в Большом Голоустном — несмотря на все потраченные деньги.

Чтобы прикрыть и это сомнительное решение, и вообще свои неудачи в проекте ОЭЗ, областные чиновники в 2010 году затеяли включение в ОЭЗ построенного еще во времена СССР комплекса «Гора Соболиная». Директор комплекса Алексей Альмухамедов рассказал, что по областным законам он не может получить никаких льгот — а следовательно, не может и расширить предприятие. Другие предприниматели ждут, когда же наконец заработает управляющая компания ОЭЗ. Сергей Иванов в итоге пообещал: особая зона начнет работать в феврале 2016 года, а в целом все объекты и инфраструктура будут созданы к 2018 году.

Кто виноват в том, что нечего делать

Антон Гетта оценил перспективы «Горы Соболиной» как «второй Красной Поляны» (популярного горнолыжного курорта в районе Сочи), причем о его высоком качестве говорит даже Владимир Путин. Но все тормозится из-за бездействия руководства ОЭЗ, которое даже не решило проблемы с переводом земель из лесного фонда в другие категории, пригодные для развития зоны. Приглашенный на заседание Сергей Иванов говорил медленно, явно смущаясь, и все время ссылался на небольшой срок пребывания в должности.

— По поводу корреспондентов хочу заметить, что было вторжение, — вырыл себе репутационную яму Сергей Иванов. И тут же в нее спрыгнул: — Из всего интервью, продолжавшегося полтора часа, вырезали 10 секунд.

А этого было вполне достаточно, чтобы понять главное: ОНФ прав, а директор филиала что-то уж слишком сильно юлит и перекладывает ответственность на всех вокруг, включая коллег из других зон, занимавшихся сходными проблемами, но не сумевшими преодолеть федеральные препоны. Отчасти в задержке развития виноват недобросовестный подрядчик, отчасти медленное формирование ОЭЗ объясняется законом о защите озера Байкал. Казалось бы, для ОЭЗ законодательство смягчает многие требования, но сплошную вырубку лесов для строительства новой горнолыжной трассы Сергей Иванов разрешить не может — прокуратура тут же его накажет, пользуясь не одним, так другим из множества противоречащих друг другу законов.

— За три месяца моей работы привлечено еще шесть резидентов, которые находятся в разных стадиях согласования в правительстве области, — отметил Сергей Иванов. — Были проведены переговоры с китайской делегацией, которые выбрали два района для строительства гостиниц. Любой человек может принести бизнес-план, пройти совет ОЭЗ в Москве, открыть предприятие на территории Слюдянского района и стать резидентом особой зоны. Мы работаем с Агентством по туризму и Агентством по молодежной политике по созданию мероприятий событийного туризма и привлечению потока туристов на нашу территорию.

Антон Гетта попросил пояснить, когда состоится совет, если он подаст заявку сегодня. Сергей Иванов ответил, что через полгода. Московский гость сильно удивился столь неспешному графику, потому что в Татарстане совет ОЭЗ собирается раз в две недели. В Иркутске часто собираться смысла нет, потому что заявок мало, констатировали участники стола после короткого препирательства.


ОЭЗ «Ворота Байкала» была создана постановлением правительства РФ № 72 от 3 февраля 2007 года. Были выбраны две основные площадки: в районе поселка Большое Голоустное и у горы Соболиной, причем если с горой все было примерно понятно, то открытое всем ветрам Большое Голоустное, кроме недоумения, ничего не вызывало. Впрочем, сменявшие друг друга подчиненные четырех иркутских губернаторов умудрились испортить и перспективную затею с Соболиной: за восемь лет в этом месте зарегистрировано всего пять резидентов! Обещания были огромные — инвестиции, превышающие 11,3 млрд рублей, более 3 тысяч рабочих мест и свыше 520 тысяч туристов. Вместо этого имеем громогласный пшик…


До новых встреч в Москве

И. о. министра экономического развития Оксана Тетерина высказала точку зрения правительства области на перспективы ОЭЗ. Правительство понимает глубину проблемы и меру своей ответственности за происходящее, отвечала и. о. министра, но давать какие-то рекомендации пока преждевременно — правительство в процессе формирования, идет аудит внутренней документации во всех ведомствах. Поскольку речь идет о развитии целых муниципальных образований, подходить к теме ОЭЗ нужно комплексно, а ведь у минэкономразвития на руках еще множество решений о создании технопарков, территорий опережающего развития и прочих инновационных проектов.

— У нас тут много чего создавали, а потом, судя по документам, время от времени обращались в федеральное правительство с вопросами: что это мы такое сделали и зачем? — поделилась своими впечатлениями Оксана Тетерина. — Пока у нас нет полной картины, нет системы в подходах, есть риск сделать еще хуже, чем было.

Антон Гетта попросил объяснить, почему было выбрано именно Большое Голоустное — открытое ветрам и заболоченное. Оксана Тетерина не смогла ответить с полной уверенностью — все-таки решения принимались в 2007 году. Активист ОНФ выразил свое полное недоумение случившимся: в разработку одного за другим различных проектов было вложено более 101 млн рублей, чтобы в какой-то момент все работы просто остановили.

Под винтом вертолета о чем-то поет… 

Известный общественный активист Сергей Перевозников предложил свои воспоминания, поскольку он был свидетелем событий. Сначала рассматривали проект ОЭЗ в Листвянке, но вскоре стало понятно, что это путь в тупик. В постановлении федерального правительства было сказано «Иркутский район», а единственная свободная площадка в районе — Голоустное. На совещании в правительстве губернатора Тишанина решение принималось на основе осмотра с вертолета…

— В итоге видим то, что есть, — констатировал Сергей Перевозников. — Мы тут говорим о процессах, как что идет, а деньги федеральные кончились, и надо не столько виноватых искать, сколько думать — что делать в нынешних условиях.

Антон Гетта высказал полную поддержку такому подходу и предложил дать областному правительству три недели на завершение внутреннего аудита. После этого рабочая группа ОНФ по особой зоне соберется опять и будет обсуждать проблему снова — но уже в Москве, в присутствии руководителя федерального проекта ОЭЗ Виталия Милявского. Центром сбора информации станет филиал ОЭЗ «Ворота Байкала» в Иркутске, что, впрочем, едва ли рационально — сложившиеся традиции и методы работы за такой срок не переломить.

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

На фото: Большое Голоустное — место, где должна быть ОЭЗ…

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии