Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Анатолий Косяков: Остановить беспредел!

17 ноября, 2014

 

Заслуженный строитель России, генеральный директор ИркутскгипродорНИИ считает, что под разговоры о создании конкурентной среды в строительной и дорожной отрасли практически все подряды необоснованно отдаются фирмам-варягам, а область остается без денег и рабочих мест

 


Анатолий Яковлевич Косяков работает в дорожной отрасли почти полвека. В 1966 году окончил Сибирский автомобильно-дорожный институт (г. Омск), в 2001 году — Академию народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. Работает в дорожной отрасли с 1966 года.

С 1972 года — директор Иркутского филиала ГипродорНИИ (с 1996 года — ОАО «Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт «ИркутскгипродорНИИ»). Параллельно, с 1998 года, возглавляет Союз дорожников Иркутской области.

Работая генеральным директором ОАО «ИркутскгипродорНИИ», внес большой вклад в разработку проектной документации для строительства промышленных объектов, реконструкции и ремонта дорог и улиц Иркутска, программы развития автомобильных дорог области, строительство новых корпусов Восточно-Сибирского онкологического центра, городского перинатального центра.

Заслуженный строитель России. Награжден медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали», орденом Дружбы народов, знаком «Почетный дорожник», «Строительная слава». Почетный гражданин города Иркутска.

 15 ноября Анатолию Косякову исполнилось 75 лет. Коллектив нашей газеты искренне поздравляет Анатолия Яковлевича с юбилеем, желает ему здоровья, бодрости, оптимизма, дальнейших успехов в профессиональной деятельности.
 

 



 

— Анатолий Яковлевич, с какими свершениями и с каким настроением завершаете год?

— У нас каждый год сдаются объекты, которыми гордимся и мы, и строители, да и простые люди. По прошлому году такими объектами стали Иркутский городской перинатальный центр, мост через реку Баргузин в Бурятии. В этом году на 101-м километре федеральной автомобильной дороги М 55 «Байкал» (Иркутск — Улан-Удэ — Чита) по нашему проекту строители — ЗАО «Дорожник» — сдали в эксплуатацию путепровод через Транссиб. Ранее переезд находился  между Култуком и Слюдянкой и обрел печальную славу у всех автомобилистов, проезжающих по пути Улан-Удэ — Иркутск, переезд приходилось закрывать более чем на 12 часов в сутки, поскольку ежесуточно на этом участке проходит порядка 120 поездов. Что касается автотранспорта, то и здесь поток внушительный — 9 тысяч автомобилей и 200 маршрутных автобусов в среднем в сутки. Неудивительно, что на федеральной трассе периодически образовывались многокилометровые пробки. Особенно проблемным было летнее время.

Сложность этого объекта в том, что он совмещает в себе мост через реку Култушную и путепровод. Чтобы конструкция была надежной и долговечной, мы в проекте предусмотрели использование новых материалов — мост построен из стальжелезобетона, а на подходах  применена геосотовая конструкция высотой один метр. Часть участка проходит по болотистой местности, и эта технология позволила распределить нагрузку по насыпи. Грубо говоря, не дает провалиться. Благодаря этому срок службы путепровода составит 80—120 лет.

 


Проекты достаются варягам. Мы за два последних года не смогли пробиться ни в один из ста лотов в торгах, которые проводила ОГКУ «Дирекция по строительству автомобильных дорог Иркутской области». Ни в один! По первым проигранным торгам начали разбираться. Почему, где недоработали. Мне мои специалисты в один голос: «Анатолий Яковлевич, вы посмотрите, конкурсная документация сделана под конкретного подрядчика. Все решено заранее».
 

 

Еще один участок  на этой трассе с 57-го по 64-й километр введен в эксплуатацию ООО  «Регионспецстрой» уже после капитального ремонта. Проект на капремонт тоже выполнен нашими проектировщиками.  Здесь было предусмотрено уширение земляного полотна до 12 м и проезжей части до 7 м с обустройством двух дополнительных полос на подъем для грузового транспорта. Так что теперь и водителям большегрузных машин, и простым автолюбителям ездить стало комфортно и безопасно.

Кроме того, у нас есть неплохой задел по проектированию и на других федеральных автомобильных трассах: «Лена» (Невер — Якутск), «Сибирь» (Новосибирск — Кемерово — Красноярск — Иркутск), «Колыма» (Якутск — Магадан), «Амур» (Чита — Хабаровск). Есть объекты, включая мостовые переходы,  на Чукотке, в Новосибирске, Якутии, Амурской области, на Сахалине. А в Иркутской области — нет. К сожалению. И это оптимизма не прибавляет.

— А как получилось, что у ИркутскгипродорНИИ, который больше полувека связан с Иркутской областью, — почти весь город по вашим проектам построен — Нижняя набережная, Академический мост, сквер Кирова, улица Байкальская — и нет работы? Кто же тогда проектами-то занимается?

— Варяги. Мы за два последних года не смогли пробиться ни в один из ста лотов в торгах, которые проводила ОГКУ «Дирекция по строительству автомобильных дорог Иркутской области». Ни в один! По первым проигранным торгам начали разбираться. Почему, где недоработали. Мне мои специалисты в один голос: «Анатолий Яковлевич, вы посмотрите, конкурсная документация сделана под конкретного подрядчика. Все решено заранее». Мы в ФАС, в прокуратуру — а в ответ одни отписки.

В итоге мы уже сами провели анализ и получили вот такую статистику. За 2013 год было разыграно 63 лота на сумму 710 млн рублей. Назову лишь крупные объекты:  мост через Витим в Бодайбо, Схема развития автомобильных дорог Иркутской области, автодорога Тайшет – Чуна — Братск, автодорога Усть-Кут — Уоян. 33 лота на сумму 548 млн рублей выиграл Московский институт ГипродорНИИ.

 


Строители часто оказываются заложниками политических игр. К сожалению, мы это наблюдаем и сегодня, при нынешнем губернаторе. Не просто наблюдаем, ощущаем на собственной шкуре. В части проектирования области уже помогли. В кавычках. Быстренько открыли в Иркутске филиал. В результате налоги ушли в Москву, а мы оказались на грани выживания. 
 

 

В этом году ситуация повторилась. 36 лотов разыгрывалось на сумму 474 миллиона рублей. 10 лотов на сумму 233 млн рублей выиграл Московский институт ГипродорНИИ. ООО «Вест Лайн» — компания известна едва ли не единственным проектом в сфере градостроительства (коттеджный поселок «Гринленд». — Прим. авт.) — выиграла 11 лотов на сумму 70 млн рублей, и ООО «Сибстрой» — 11 лотов на сумму 99 млн рублей. Замечу, что опыта проектирования линейных объектов — автомобильных дорог ни у той, ни у другой нет. Интересный факт: снижение цены контракта от первоначальной составило от 7 до 13 процентов.

ОАО «ИркутскгипродорНИИ» участвовало во всех торгах. Нами предлагались более выгодные условия по цене контракта, на отдельные объекты снижение составляло до 25 процентов от заявленной цены. Однако цена, как оказалось, значения не имеет. Деньги-то государственные, зачем их считать. Основным критерием оценки конкурсных предложений был критерий «Квалификация».

— А что в этом плохого?  В кои-то веки заказчик озаботился выбором подрядчика, исходя из его квалификации, чтобы на стройку или на проект не выходили все кому не лень. Типа «цену скинем, а там хоть шапками закидаем».

— Правильно. Абсолютно согласен. Ситуации, когда на работы, в том числе проектные, выходит кто ни попадя, быть не должно. Посыл правильный. Только получилось по Черномырдину: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». А в нашем случае у меня есть большие сомнения, что даже хотели как  лучше. Например, в критерий «Квалификация» включен такой пункт: опыт проектирования по контракту со стоимостью контракта в 100 или 80 процентов от стартовой стоимости, то есть с понижением. Должны были быть перечислены аналогичные объекты, ранее выполненные организациями. Хотя победителями признавались компании, у которых такого опыта нет.

Еще один хитрый пункт содержал требование о предоставлении программы работ и пояснительной записки без четких критериев оценки, что позволяло подходить к оценке субъективно. Или требование о наличии специалистов с учеными степенями или международными сертификатами. Мы расцениваем эти факты как нарушение закона о конкуренции.

По моему мнению, под благовидным предлогом создания конкурентной среды идет сознательное выдавливание нашей компании с рынка проектно-изыскательских услуг. Это началось не сегодня. В июле 2012 года в нашем регионе в очередной раз произошла смена власти. И она первым делом взялась за инспектирование строек в областном центре. Микрорайон «Луговое» и развязки Академического моста — мы с Ильичевым, главой компании «ВостСибстрой», тогда попали под раздачу  за нарушение сроков строительства. При этом  наши проблемы и трудности никого не интересовали. А проблемы-то не от нас, строителей, зависели.

Хочу напомнить — у нас  к весне, когда основное строительство развязки было в самом разгаре, выяснилось, что остались неснесенными  десяток жилых домов. Чтобы не снижать темпы — ведь город в это время испытывал настоящий транспортный коллапс, и мы понимали, что нужно строить любой ценой, — дома, подлежащие сносу, расселяли самостоятельно, хотя это не наша обязанность. Последний снесли только в июле 2012-го, когда экскаватор буквально стоял у его крыльца.

 


Правильным было бы поддержать свои местные компании. Ведь мы здесь платим налоги, а бюджет Иркутской области дефицитный более чем на 10 млрд рублей. И  наши налоги  лишними никак не будут. Мы обеспечиваем работой тысячи иркутян, которой они могут лишиться, потому что у многих из нас сложилась критическая ситуация.
 

 

В июле же, вопреки предусмотренному проектом и конкурсной документацией сроку ввода объекта в эксплуатацию — четвертый квартал,  пошли навстречу горожанам и разделили сдачу объекта на две части — улицу Байкальскую для проезда транспорта открыли на несколько месяцев раньше. Тем не менее на заседании правительства Иркутской области прозвучало заявление министра строительства и дорожного хозяйства Литвина о недопущении ИркутскгипродорНИИ к участию в торгах и аукционах.

Я тогда подумал: «Министр — человек новый, ну не вник, не разобрался». Кадровая чехарда в минстрое  свою негативную роль тоже сыграла. Однако уже в феврале на правительственном уровне проходит совещание с участием Московского института ГипродорНИИ, где звучит вполне официальное предложение директору: уважаемый Владимир Николаевич Дмитриев, генеральный директор ГипродорНИИ, чем вы нам можете помочь, а то свои проектировщики у нас косорукие. Вон какую развязку напроектировали — в дом упирается!

— Но ведь упирается...

— Да не должно его там быть! По генплану там магистральная улица проходит до улицы Ширямова! Губернатору Мезенцеву я тогда еще говорил: давайте поднапряжемся и сделаем сразу. Ну где ж! Надо было скорей-скорей мост-долгострой закончить, чтобы с помпой его сдать, а еще 350-летие Иркутска отметить.

Понимаете, строители часто оказываются заложниками политических игр. К сожалению, мы это наблюдаем и сегодня, при нынешнем губернаторе. Не просто наблюдаем, ощущаем на собственной шкуре. В части проектирования области уже помогли. В кавычках. Быстренько открыли в Иркутске филиал. В результате налоги ушли в Москву, а мы оказались на грани выживания.

— Анатолий Яковлевич, вы  возглавляете Союз дорожников Иркутской области, владеете ситуацией в целом по отрасли. Как обстоят дела у дорожных строителей?

— В том, что касается областных объектов, так же. Плохо. У нас есть дорожно-строительные компании, работающие в отрасли более четверти века. У них репутация, опыт, современная техника, они используют передовые технологии. Но они не работают в Иркутской области. Почему? Потому что почти 90 процентов торгов выигрываются одной компанией — Дорожной службой Иркутской области. Недавний пример. В Союз дорожников за помощью обратилась дорожно-строительная фирма СПМК-7. У них был заключен контракт на строительство автодороги Еланцы — Хужир. Часть работы фирма выполнила, хотя уже во время выполнения работ начала получать необоснованные претензии со стороны заказчика. Не буду вдаваться в подробности, скажу суть — заказчик расторг с ними контракт по совершенно надуманным основаниям. Заказчик — все та же Дорожная служба.

Директор фирмы пришел к нам, говорит: ребята, давайте что-то делать, этот беспредел нужно остановить. И ведь на самом деле: то, что творят и с дорожной, и со строительной отраслью, иначе как беспределом не назовешь. Поэтому мы совместно с Союзом строителей Иркутской области провели  заседание правлений и определились, что вопрос о взаимоотношении дорожного и строительного бизнеса и власти нужно ставить ребром.

Сегодня в стране в целом нелегкая ситуация. Всем сложно. На этом фоне правильным было бы поддержать свои местные компании. Ведь мы здесь платим налоги, а бюджет Иркутской области дефицитный более чем на 10 млрд рублей. И  наши налоги  лишними никак не будут. Мы обеспечиваем работой тысячи людей, которой они могут лишиться, потому что в отрасли  искусственно создали критическую ситуацию. Будем проводить большую конференцию, к участию в которой приглашаем все заинтересованные стороны.

 


Иркутской области катастрофически не хватает стабильности, преемственности власти. У нас с 2005 года каждый новый губернатор приводит свою команду правительства и министров и двигает новые идеи — то агломерация, то газификация, то мост строим вдоль, то поперек. Ну ребята, так же нельзя до бесконечности. Рано или поздно наступает предел. Вот мы к нему сейчас подошли.
 

 

— Удастся ли стабилизировать ситуацию?

— Это очень верное слово — стабилизация.  То, чего катастрофически не хватает Иркутской области: стабильности, преемственности власти. У нас с 2005 года каждый новый губернатор приводит свою команду правительства и министров и двигает новые идеи — то агломерация, то газификация, то мост строим вдоль, то поперек. Ну ребята, так же нельзя до бесконечности. Рано или поздно наступает предел. Вот мы к нему сейчас подошли. Я надеюсь на то, что здравый смысл, а где-то и правосудие победят.

Записала Наталья Авенина, «Байкальские вести».

Фото автора.

На фото: Реализованные проекты ОАО «ИркутскгипродорНИИ»:

Федеральная автомобильная дорога «Амур» Чита — Хабаровск.
Сквозное движение по ней открыл в 2010 году Владимир Путин;

Городской перинатальный центр в Иркутске
(архитектор проекта — Мария Горчакова);

Нижняя набережная Ангары в Иркутске
(архитектор — Сергей Демков)

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии