Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Александр Битаров: Власть должна работать для людей

25 апреля, 2011

 

Бюджет Иркутской области ежегодно можно увеличивать на 10—15 процентов, если правительство будет системно заниматься повышением доходной части, в том числе вкладывая средства в крупные инвестпроекты на территории региона. В этом уверен секретарь регионального политсовета партии «Единая Россия» Александр Битаров. 21 апреля он встретился с журналистами газеты «Байкальские вести».

— Александр Семенович, наш разговор проходит после очередной сессии Законодательного собрания, которая состоялась накануне. Впервые за два с половиной года работы областного парламента все депутатские партийные фракции, включая и фракцию «Единой России», выступили с критикой ситуации в области, комментируя послание губернатора...

— Что касается самого послания, то документ, на мой взгляд, был подготовлен хорошо. Мы услышали от губернатора посылы, которые должны привести к развитию Иркутской области.  Отметим: при условии, что они будут реализованы.

Если брать документ за программу действий и претворять в жизнь, то это станет определенной революцией по отношению к сегодняшнему дню и даст возможность получить эффект, который озвучивают при назначении каждого нового губернатора: у области громадный промышленный потенциал, здесь есть все необходимые ресурсы, и регион просто обязан жить хорошо. Такие высказывания разных vip-персон мы слышали неоднократно, и никто с этим не спорит.

Почему же тогда прозвучала критика от всех депутатских фракций? На мой взгляд, основная причина — расхождение услышанного и реальных дел со стороны губернатора и правительства.

Депутаты в выступлениях коснулись разных направлений, начиная с кадровой политики и заканчивая обсуждением каждой отрасли. Прозвучавшая критика говорит об определенном кризисе в управлении. По всей видимости, на сегодня губернатору не удалось создать монолитную команду, которая могла бы претворить в жизнь теорию, прописанную в послании, а до этого — в программе социально-экономического развития региона. И реальность это подтверждает.

Говорится о поддержке малого предпринимательства, инвестиционных программ, о теме вертикально интегрированных структур, которые необходимо заставить платить налоги здесь, в области; о громадных проблемах в лесной отрасли, приносящей минимум налогов в бюджет, — перечислять можно долго. Но конкретных шагов по реализации этих планов в жизнь озвучено не было. Как и не было ничего подобного сделано за прошедшие два года.

 

Александр Семенович Битаров родился в 1957 году в Тбилиси. В 1980 году окончил Тбилисский государственный медицинский институт по специальности «лечебное дело». Квалификация — врач-терапевт.

В 1980—1986 годах работал врачом-интерном, врачом-терапевтом, врачом-отоларингологом, а также заведующим лор-кабинетом в клинической больнице станции Иркутск-Сортировочный.

С 1986 по 1988 год — главный врач больницы № 8 Иркутска.

В 1987—1989 годах — депутат Иркутского областного Совета народных депутатов, член облисполкома.

В 1988—1989 годах учился в клинической ординатуре Иркутского государственного института усовершенствования врачей.

С 1989 по 1992 год — заведующий отделом здравоохранения Иркутского горисполкома.

В 1992—1993 годах — заместитель мэра города Иркутска по вопросам социальной политики.

В 1993-1996 годах — генеральный директор ОАО «Страховая медицинская компания «Маски» (Иркутск).

В 1996—2004 и в 2005—2009 годах — генеральный директор ОАО «Финансово-строительная компания «Новый город».

В 1996, 2004, 2008 годах избирался депутатом Законодательного собрания Иркутской области по одному из округов Иркутска.

В 2004—2005 годах работал первым заместителем главы администрации Иркутской области в период губернаторства Бориса Говорина, с июня 2009 по март 2010 года — первый заместитель председателя правительства Иркутской области при губернаторе Дмитрии Мезенцеве. В марте 2010 года ушел в отставку по собственной инициативе из-за разногласий с губернатором.

С марта 2010 года — председатель совета директоров компании «Новый город».

С июня 2010 года — исполняющий обязанности секретаря, а с декабря 2010 года — секретарь политсовета Иркутского регионального отделения партии «Единая Россия».

Женат. Четверо детей — сын и три дочери.

 

— Что, на ваш взгляд, послужило причиной для возникновения такой ситуации?

— Трудно сказать, что является истинной причиной: стиль ли это управления, нежелание делегировать полномочия, недоверие к местным кадрам или просчеты при формировании команды.  Вероятно, есть совокупность всех факторов. По всей видимости, сказывается и отсутствие у главы региона реального опыта управления большим субъектом именно в хозяйственном направлении.

Кроме того, в начале своей работы губернатор заверял, что будет опираться в основном на местные кадры. Этого нет.

Убежден, что на положение дел отрицательно влияет и сама структура регионального правительства. При губернаторе Мезенцеве в хозяйственно-экономическом блоке все время работают три-четыре заместителя председателя правительства, а в политическом — четыре-пять заместителей. Хотя, начиная со времен Юрия Абрамовича Ножикова, в хозяйственном блоке всегда было шесть-семь, а в политическом — один-два. Такое положение не позволяет четко и оперативно заниматься делами на месте, в области, и на должном уровне отстаивать интересы региона в Москве. Ведь сегодня кроме губернатора этим практически занимается только первый заместитель председателя правительства Владимир Пашков, пытаясь охватить и успеть все.

 

Если мы будем бесконечно одобрять неэффективную и неправильную деятельность правительства региона, то просто-напросто можем потерять доверие людей.

 

— Но в Москве же есть Иван Хоменко, который теперь наделен полномочиями первого заместителя...

— Чтобы решать вопросы в федеральных министерствах, необходимо во всех подробностях знать положение дел в области, поэтому Иван Егорович Хоменко не всегда сможет полноценно представлять наши интересы. А что касается темы наделения его полномочиями первого заместителя, так это право губернатора. Хотя руководитель представительства в Москве в ранге просто заместителя — вполне достаточный статус для вхождения в кабинеты на уровне заместителей министров.

И вообще, назначение двух первых заместителей, на мой взгляд, с организационной точки зрения неправильно. Даже если будут назначены понятливые и взвешенные люди, все равно появится соперничество. Первый заместитель должен курировать экономику и финансы, а политический, де-факто также первый, — свое направление.

Во всем этом и кроются причины такого расхождения теории и реальности. Ни по одному направлению, прозвучавшему в послании, депутаты не высказали одобрения деятельности правительства и губернатора. За два года такое случилось впервые.

И до этого бывали критичные выступления, но при этом очень часто слышалась похвала. А сегодня критическая масса в умонастроениях депутатского корпуса, по всей видимости, достигла апогея.

Надо также понимать, что нынешний и последующий годы — выборные. Региональное отделение «Единой России», а нас ассоциируют с партией власти, меняется: если мы будем бесконечно одобрять неэффективную и неправильную деятельность правительства региона, то просто-напросто можем потерять доверие людей. Мы обсуждали этот вопрос и однозначно решили: не оголтелая критика нам нужна, а конструктивные отношения с действующей властью, рабочий, деловой контакт.

Но при этом необходимо довольно жестко озвучивать свою позицию даже тогда, когда нас не хотят слышать. Со стороны все выглядит так, что губернатор нас вроде бы слушает, но решений, которые, на наш взгляд, являются правильными для области, не принимает. Хотя то, что мы предлагаем, очевидно для всех жителей Иркутской области. И это касается многих направлений.

 

Возникает ощущение, что губернатор и правительство хотят слышать только себя и считать, что все прекрасно. Лесть и излишняя похвала портят... Власть может быть эффективной только тогда, когда она умеет слышать критику. Любой, даже самый сильный человек совершает ошибки, порой идет неверным путем. Если не слышать и не видеть реальность, ошибки будут только усугубляться.

 

— Один из местных телеканалов в сюжете с сессии Законодательного собрания показал выступление губернатора.  Те, кто был в зале, прекрасно помнят, что никаких аплодисментов не было. Однако в сюжете они появились — видимо, смонтировали с эпизодом из первой части, когда депутаты приветствовали награждаемых. Ни слова о том, что были выступления руководителей фракций, не было. Даже одной фразой о прозвучавшей критике не сообщили. Получается, что население видит только то, что выгодно исполнительной власти?..

— Я думаю, это медвежья услуга. Возникает ощущение, что губернатор и правительство хотят слышать только себя и считать, что все прекрасно. Лесть и излишняя похвала портят.  Понимание ситуации только с точки зрения позитива влияет на самоосознание власти, вселяет уверенность, что депутатский корпус, иркутские политики и партии просто негативно относятся к любым действиям правительства, предъявляют необоснованные претензии и хотят вступить в конфронтацию.

Считаю, что власть может быть эффективной только тогда, когда она умеет слышать критику. Любой, даже самый сильный человек совершает ошибки, порой идет неверным путем. Если не слышать и не видеть реальность, ошибки будут только усугубляться.

— Александр Семенович, когда принимался бюджет на 2011 год, главный документ региона, фракции «Справедливой России» и КПРФ голосовали против. «Единая Россия» его поддержала, заведомо зная, что его доходная часть искусственно занижена...

— Политическому противостоянию, которым, по сути, стало бы непринятие бюджета, мы предпочли реальную работу, понимая, что все социальные обязательства будут выполнены.

Абсолютно уверен: доходная часть бюджета будет как минимум на 10 процентов больше. Мы озвучивали это, встречаясь с руководством Законодательного собрания. На сессии эти слова подтвердила председатель Контрольно-счетной палаты региона Ирина Морохоева, сказав, что плюсом в бюджет пойдет 6 млрд рублей.

Я высказывал в правительстве свое мнение о том, что доходная часть бюджета будет больше, потому что экономика частично стабилизировалась и цены на мировом рынке на продукцию и сырье выросли. ВЧНГ, например, в шесть раз по нынешнему году увеличивает налог на прибыль, как сообщило нам областное телевидение.

Верю, что если правительство реально поработает над доходной частью бюджета, то мы получим не 6, а 10—12 млрд и бюджет будет серьезно профицитным.

 

При существующем положении дел может наступить момент, когда региональное отделение «Единой России» будет вынуждено встать в оппозицию областному правительству и губернатору по конкретным вопросам. Потому что не принято решение о повышении зарплат бюджетникам, потому что обрезано в два раза финансирование сельского хозяйства, потому что со стороны правительства нет поддержки серьезным инвестпроектам на территории области.

 

— И деньги опять направят на погашение госдолга...

— Думаю, что в этом случае мы скажем свое слово, потому что ситуация в области крайне сложная, продолжается снижение качества жизни людей. Мы единственный регион в Сибирском федеральном округе, где в последние три года не увеличивалась зарплата бюджетников. Все уже давно либо ввели новую систему оплаты труда, либо сделали новые тарифные соглашения с профсоюзами и повысили зарплату. На сегодня минимальная заработная плата бюджетников в Иркутской области на 15 процентов меньше, чем в Красноярском крае, на 19 процентов меньше, чем в Бурятии, на 24 процента — чем в Новосибирской области. Региональное правительство само создает напряжение, которого можно было избежать.

Заверяю как руководитель регионального отделения «Единой России»: на президиуме политсовета мы этот вопрос обозначим и будем отстаивать свою позицию. Уверен, нас поддержат.  Разговор пойдет не только о зарплате бюджетников, но и о бюджете в целом.

Считаю, что при существующем положении дел может наступить момент, когда региональное отделение «Единой России» будет вынуждено встать в оппозицию областному правительству и губернатору по конкретным вопросам. Потому что не принято решение о повышении зарплат бюджетникам, потому что обрезано в два раза финансирование сельского хозяйства, потому что со стороны правительства нет поддержки серьезным инвестпроектам на территории области. Это может произойти, если такая неэффективная политика в отношении населения Иркутской области продолжится и в будущем.

— Ваше отношение к тому, как ведется подготовка к 350-летнему юбилею Иркутска?

— Работая еще в правительстве области, я имел несколько иной взгляд на то, какие объекты привлекать к теме юбилея.  Уже первоначально, когда озвучивались огромные суммы, которые федерация выделит на юбилей, я выражал сомнение.  Признаюсь откровенно: как руководителя ИРО «Единая Россия» меня в штаб не приглашали.

Считаю, что слишком быстро принималось решение в отношении Ледового дворца. Тщательной экспертизы проведено не было, при этом сооружение из металлоконструкций стоит давно, а у нас сейсмоопасная зона.

И еще я уверен, что этот объект не нужно было достраивать за счет бюджета. Его содержание потом ляжет на бюджет огромной нагрузкой. К завершению строительства, по моему мнению, надо было привлечь бизнес, для оправдания затрат заинтересовав коммерсантов примыкающими к объекту землями. Это позволило бы снять нагрузку с бюджета. Массовая его эксплуатация под большим вопросам.

Что касается 130-го квартала, то, по моему глубокому убеждению, этот проект не стоило делать центральным в рамках подготовки к 350-летию Иркутска. А получилось так, что усилия губернатора, членов правительства Иркутской области, сенатора Владимира Якубовского, мэра Иркутска Виктора Кондрашова сегодня направлены на решение этого «неподъемного» объекта. А ведь можно было эти огромные ресурсы, деньги, время направить на решение более значимых для горожан задач.

Не все школы города отремонтированы, не все поликлиники и больницы отвечают современным требованиям, не решается проблема городского транспорта. Уверен, что комплексный проект подготовки к празднованию 350-летия столицы Восточной Сибири был бы реальным и более востребованным жителями города.

 

Что касается 130-го квартала, то, по моему глубокому убеждению, этот проект не стоило делать центральным в рамках подготовки к 350-летию Иркутска. А получилось так, что усилия губернатора, членов правительства Иркутской области, сенатора Владимира Якубовского, мэра Иркутска Виктора Кондрашова сегодня направлены на решение этого «неподъемного» объекта.

 

— Понятно, что квартал будет «новоделом», но, по мнению ряда экспертов, даже и в этом случае поставленные сроки уже нарушены...

— Архисложное дело — подготовить и построить этот квартал.  Однако более весомым оказалось мнение других людей, которые готовы были «все решить» за четыре месяца.

Есть такое понятие, как технология. Даже компания, имеющая неограниченные деньги, не закончит проект за год. С большой натяжкой — за два. Если это, конечно, не строительство домов из клееного бруса. Но брус крайне дорог, во-первых, а во-вторых, это уже будут никакие не памятники деревянного зодчества.

Думаю, к нынешнему сентябрю мы получим «потемкинские деревни». Построить многоуровневые стоянки, после — их закрыть, провести сети, выставить дома, которые минимум год должны простоять, завести в каждый дом коммуникации —отопление, водопровод, канализацию... Скорее всего, и к сентябрю 2012 года окончательно готового результата еще не будет.

Идея, в свое время озвученная мэром Владимиром Якубовским, о создании в Иркутске нескольких узловых зон и их оформлении под памятники старины, была более верной.

— Ситуация в области сложная. По многим позициям мы находимся в хвосте среди субъектов федерации. Вечный вопрос: что делать?

— Однозначно жестче ставить вопрос о смене стиля работы региональной власти. Сегодня структура управления, начиная с распределения полномочий и должностей, в корне неверная.

Также — изменить подход к стратегическому планированию и взгляду на экономику области. Сегодня в программе социально-экономического развития региона не заложено ничего «долгоиграющего». Практически не видны усилия правительства по внедрению на территории области инвестпроектов. Теория есть, а практика настолько непонятна и туманна, что она уже подвергается жесткой критике.

Региональный бюджет для такой области крайне скудный. На мой взгляд, если сменить ориентиры, то бюджет к 2015 году можно было бы удвоить, это реально. А в правительстве области до сих пор не создана группа по работе над доходной частью бюджета.

Да, профицит по итогам года, возможно, будет до 15—20 процентов, но в этом реальной заслуги правительства нет. Как нет и работы с муниципальными образованиями по повышению доходной части бюджета, которая велась при многих губернаторах.

Согласно озвучиваемой аналитике получается: валовый региональный продукт растет серьезно, а доходная часть бюджета нет. Как это? Абсурд полнейший!

Мы реально каждый год можем увеличивать бюджет на 10—15 процентов. Сейчас акцент делается на такие вещи, как юбилей Иркутска, Байкальский экономический форум. А мне, как хозяйственнику, кажется, что важно поднять экономику области.

Знаете, что бы я сделал: пять процентов от любого бюджета направил бы на инвестиции в промышленную инфраструктуру, создание предприятий, серьезную поддержку малого бизнеса.

Например, на лесопильные предприятия, которые бы занимались выпуском доски, половой рейки, вагонки, продукции, которую однозначно закупят наши соседи по Азиатско-Тихоокеанскому региону — Япония, Китай, Корея. По производству клееного бруса, мебельного щита мы их, конечно, не обгоним, но такую продукцию они будут обязательно брать. При этом мы в области задействуем громадное количество людей, которые сегодня занимаются лесодобычей на грани фола, переходя на криминальные схемы. И увеличим за год-два платежи в бюджет на пару миллиардов.

Это долгосрочные программы, и депутаты бы поддержали их, зная, что через пять лет эти пять процентов вернутся в бюджет в виде налогов. Но так не происходит. Правительство области этого не слышит.

Все это крайне необходимо, потому что люди из Иркутской области уезжают, это подтверждает последняя перепись населения. Нам требуется не просто формировать достаточный бюджет, а выстраивать такую систему региональной политики, взаимоотношений с муниципальными образованиями, при которой создавались бы рабочие места, обеспечивать социальные гарантии. И тогда люди будут оставаться в Приангарье, получать хорошее образование в наших вузах, имеющих сильные традиции, рожать здесь детей. Это и есть показатель повышения качества жизни, и это главная задача региональной власти.

— Скоро выборы депутатов Государственной думы. Есть ли уже какие-то кандидатуры и какой результат устроит «Единую Россию» на выборах?

— Пока нет положения о партийном праймериз, по кандидатурам ничего определенного не скажу. Понятно одно: через эту процедуру, ставшую обязательной в нашей партии, должны пройти все, кто претендует на место в списке. И это испытание — серьезный повод задуматься. Решающее слово за нашими однопартийцами. Думаю, скоро ситуация по кандидатам станет более определенной.

Что касается результатов, то строить прогнозы — дело неблагодарное. У партии много проблем, но она перестраивается, приходят новые люди, меняет подходы и акценты. Партия живет.

Ирина Ружникова, «Байкальские вести».
Фото Алексея Ильина, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии

Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Лена 27 апреля 2011, 03:10
Говорят солнцеподобный губер привел новых московских министров