Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Учебный год-2015: новые планы и старые проблемы

10 августа, 2015


22.jpg

С 27 июля министерство образования Иркутской области принимает еженедельные доклады руководителей школ о готовности образовательных учреждений к новому учебному году. Как рассказала в ходе пресс-конференции 5 августа временно исполняющая обязанности министра Елена Осипова, 1 сентября в школы региона придут более 293 тысяч детей и подростков, и некоторым из них придется учиться в весьма некомфортных условиях.

Школы трещат по швам

Главным событием очередного дня знаний станет вступление в новую школьную жизнь 35,5 тысячи первоклассников — это почти в полтора раза больше, чем год назад, когда за парты сели 22,9 тысячи человек. Это означает, что наполняемость классов увеличится и учащимся 6—8-х классов кое-где придется учиться уже не в две, а в три смены.

Правительство Иркутской области, имея довольно большой штат чиновников, почему-то не может решать две проблемы одновременно, и если программа строительства детских садов в последние годы исполнялась довольно активно, то программа строительства школ почему-то затормозилась. В Иркутске и Иркутском районе, где дефицит мест особенно велик, а школы переполнены, как автобус в час пик, в 2015 году не введут ни одной новой школы. Глава министерства объясняет это некими трудностями с выделением земельных участков, но звучат такие объяснения крайне неубедительно: правительство области еще со времен Александра Тишанина забрало себе функцию распределения земельных участков, и если что-то забуксовало, то в областном министерстве имущественных отношений. Даже в том маловероятном случае, если действительно что-то зависело от чиновников городской администрации, решить эту проблему можно было одним звонком губернатора мэру — и не важно, кто занимал этот пост, ведь ни Виктор Кондрашов, ни Дмитрий Бердников спорить в таком важном деле не стали бы.

Пока же факт остается фактом: в Иркутске школы в лучшем случае начнут строить в 2016 году, а введут — не ранее 2017-го. В лучшем. По словам Елены Осиповой, в 2015—2025 годах Иркутская область примет участие в программе «Большая перемена», которая должна будет изменить многие параметры российской школы. На первом этапе, в 2015—2018 годах, необходимо ликвидировать третью смену; до 2025 года все школы должны перейти на одну смену. В Иркутской области, полагает правительство, для этого достаточно построить 62 школы и капитально отремонтировать 135 школ. Федеральный бюджет выделяет на эту программу 3,3 триллиона рублей, из областного бюджета потребуется выделить 5,6 млрд рублей уже на первые 10 лет. Уже в следующем году в области начнут строить 16 школ (в том числе четыре — в городе Иркутске), капитально отремонтируют 27 и реконструируют две.

Все это очень многообещающе, но детали несколько настораживают. Прежде всего, странно звучит идея использования так называемых типовых проектов и быстровозводимых конструкций. Если этот типовой проект изначально разрабатывался в Иркутской области или хотя бы в Сибири — еще куда ни шло, но у нас уже есть печальный опыт типового строительства времен СССР, когда в Ангарске строили дома по ташкентскому проекту, а в Иркутске — здания с плоскими крышами. Если сейчас в область привезут типовой проект из Краснодара, долго такое здание не простоит.


В Иркутске и Иркутском районе, где дефицит мест особенно велик, а школы переполнены, как автобус в час пик, в 2015 году не введут ни одной новой школы. Их в лучшем случае начнут строить в 2016 году, а введут — не ранее 2017-го. В лучшем. Глава министерства объясняет это некими трудностями с выделением земельных участков, но звучат такие объяснения крайне неубедительно: правительство области еще со времен Александра Тишанина забрало себе функцию распределения земельных участков, и если что-то забуксовало, то в областном министерстве имущественных отношений.


Крайне сомнительно и то, что школа, слепленная за несколько месяцев строителями, приоритетом которых будет темп, а не качество, окажется действительно пригодной для обучения. В Иркутске есть примеры, когда даже школы, строившиеся, как положено, без ажиотажа и спешки, приходилось несколько раз ремонтировать и переделывать только для того, чтобы по коридорам не гуляли сквозняки, а с потолка не капала вода. Министерство образования при этом каждый раз не могло проконтролировать ни качество работ в процессе строительства, ни качество ремонта — проводившегося, кстати, за деньги родителей.

Нельзя не вспомнить, конечно, и о тех школах, которые правительство области не может достроить уже не то что несколько лет — несколько десятилетий. Елена Осипова в очередной раз пообещала (вслед за своей коллегой из министерства строительства Мариной Садовской), что в 2016 году за долгострои возьмутся и доведут их до ума. Жаль, что министрам областного правительства чужды самурайские представления о долге, и это обещание может в очередной раз остаться лишь пустыми словами, без всяких последствий для чиновников.

Репетитор — это звучит гордо

Вместе с детьми 1 сентября в школы придут и почти 46 тыс. педагогов. Несмотря на заверения министра о почти 100-процентном комплектовании педагогических коллективов, учителей все еще не хватает.

— На сегодня идет доукомплектование учителями истории, начальных классов, технологии у мальчиков и иностранных языков, — рассказала Елена Осипова. — В этом году вводятся новые образовательные стандарты. Те дети, которые у нас четыре года назад стартовали, подошли к новому этапу своей учебы. Мы все это время повышали квалификацию учителей, закупали новое оборудование.

Каждый раз, когда министр рассказывает о новых стандартах и новом оборудовании, хочется напроситься на экскурсию хотя бы в одну образцовую школу — с полным комплектом никогда не болеющих учителей, интерактивными досками и прочими признаками прогресса. А потом в порядке обмена жизненным опытом провести собственную экскурсию по реальной школе — с голыми стенами без единого наглядного пособия, с дырами в расписании по причине отсутствия педагогов (по уважительным причинам и вовсе без причин), с разваливающейся на глазах мебелью и так далее.

Министерство ставит для себя и подведомственных учреждений амбициозные задачи. Перед школами будут строить парковки (министр не знает, что многие школы уже превратили свою территорию в комбинацию проходного двора и парковки для приближенных). Площадь раздевалок при спортивных залах увеличат (интересно, как это можно сделать, не разрушая стен). Введут компенсацию из областного бюджета за группы продленного дня – это при том, что из-за уже описанной тесноты и обучения в две-три смены таких групп в области очень мало.

На фоне этой организационно-хозяйственной вакханалии собственно обучению детей уделяется все меньше времени. Как рассказала Елена Осипова, с нового учебного года сокращается количество домашних заданий, так что в первом классе на них должно уходить не более полутора часов, а в 11-м классе — не более трех с половиной часов. Стоит, видимо, напомнить министру, что по итогам завершившегося учебного года каждый пятый выпускник в Иркутской области провалил ЕГЭ по математике (и никаких последствий для министра это не имело), а сколько-нибудь приличного результата можно добиться только ценой усиленных занятий с репетитором по предмету. Елена Осипова с гордостью говорит о введении областных медалей для выпускников, о нескольких десятках победителей всероссийских олимпиад. Но школа в Российской Федерации — общеобразовательная, и не отдельные одаренные дети должны быть критерием успеха системы, а качество среднего выпускника.


Странно звучит идея использования так называемых типовых проектов и быстровозводимых конструкций. Если этот типовой проект изначально разрабатывался в Иркутской области или хотя бы в Сибири — еще куда ни шло, но у нас уже есть печальный опыт типового строительства времен СССР, когда в Ангарске строили дома по ташкентскому проекту, а в Иркутске — здания с плоскими крышами. Если сейчас в область привезут типовой проект из Краснодара, долго такое здание не простоит.


Посчитаем — прослезимся

Это качество в ближайшие годы вряд ли будет выше, потому что министерство решает в первую очередь финансовые и организационные задачи. Например, школьная форма, изготовленная местными производителями, подорожает к очередному учебному году на 500—800 рублей и обойдется родителям от 2,8 до 3,5 тыс. рублей за комплект. Комплект из ткани, рекомендованной министерством из гигиенических соображений (то есть действительно пригодный для носки в течение учебного дня), будет стоить более 4,7 тыс. рублей. Компенсация из областного бюджета выплачивается (внимание!) один раз в два года, только малоимущим и составляет 1000 рублей. Чиновникам кажется, что это нормально. Им и в голову не приходит, что в семье бывает более одного ребенка, а помимо формы нужно купить еще много чего.

Точно так же министерство образования вполне устраивает цена школьного обеда от 32 до 52 рублей. Интересно, чем можно накормить на такую сумму, если это эквивалент цены стакана молока и половины буханки хлеба второго сорта? Елена Осипова в очередной раз торжественно пообещала, что все школьники будут обеспечены учебниками за счет бюджета — на эти цели выделено 416 млн рублей. Такие же обещания звучали и во все прошлые годы, при этом многие комплекты потом лежали невостребованными в библиотеках, а родители два-три месяца покупали нужные учебники за свой счет, причем иной раз — за пределами области. Нет абсолютно никакой гарантии, что в нынешнем учебном году история не повторится.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии