Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Хохмы» от Венгера, или Байки дядюшки Вилли

15 июля, 2013

 

Состоялась презентация новой книги
народного артиста России

Новорожденная книга, презентация которой состоялась в Культурном центре имени А.Вампилова (в рамках проекта «Свидания у Вампилова), называется «Вот тебе и здрасьте!» и имеет подзаголовок «Байки дядюшки Вилли». Это собрание театральных, житейских, театрально-бытовых и прочих историй, веселых и грустных, потешных и не очень, связанных со сценой и гастролями, актерской братией и отношениями в этой среде. И все они помогают увидеть новые грани той действительности, в которой жили и самовыражались герои баек и их автор, а также — неожиданные черты характеров многих актеров, с которыми рассказчика сводила и разводила судьба.

На презентацию книги пришли гости — люди, близкие к театру, любящие искусство, и, конечно, поклонники творчества самого виновника торжества — Виталия Константиновича Венгера. Слово взял редактор книги — иркутский журналист и прозаик Арнольд Харитонов:

— Как-то раз, отвечая на вопрос «Как стать впереди великого?», я подумал и сказал: надо написать предисловие к его книге. Что и сделал. А поскольку наша книжка рождалась долго, почти шесть лет, мы убедились: ребенок, рожденный в муках, особенно любим. И вот сейчас, когда я подержал книжку в руках, потрогал, полюбовался на нее, — я доволен и счастлив.

Может быть, байка — это даже не совсем литературный жанр, но без них наша жизнь и наше представление о других людях стали бы намного беднее. Она по-новому высвечивает и того человека, кто рассказывает, и того, о ком рассказывается.

Потому мы так любим воспоминания современников, свидетельства, разного рода истории — их герои как бы наполняются для нас живой плотью и кровью.

Люди, которые будут читать эту книжку, многое узнают о театральном мире в Иркутске, и не только. Многим, думаю, любопытно будет узнать, что Леонид Броневой начинал здесь, в нашем театре, что они с Виталием Константиновичем ходили по улицам и «хулиганили» — Броневой изображал гостя из Австралии, который по-русски ни слова и с милиционером, остановившим их, объясниться не может… Или такой для нас великий актер, как Юрий Яковлев, с которым они валяли дурака в Москве: пришли в пивнушку, и Яковлев спросил у официанта коробок спичек с портретом Венгера… «Как?! Вы не знаете Венгера?!!»

Скажу, что я с удовольствием поучаствовал в этой веселой работе и даже понял, что мог бы собрать книжку своих, журналистских баек — в нашей среде розыгрыши были делом обычным, байки складывались на каждом шагу… И никто об этом не знает!

А Виталий Константинович тоже не собирается на этом останавливаться — сейчас я работаю над его новой рукописью, его новая книга будет условно называться «Перекрестки судьбы» — там будет и о театре, но больше – о жизни, о детстве в Германии, в Берлине… Ведь Виталий Константинович, может быть, единственный человек в Иркутске, а то и во всей стране, который видел Гитлера! И я вам обещаю, что в ближайшее время работа над этой книгой будет завершена — там будет много интересного, уверяю вас.

По-своему объясняет появление новой книги ее автор, народный артист России Виталий Венгер:

— Сейчас, когда я не могу выходить на сцену, на меня напала своего рода ностальгия, я начал вспоминать… После своей первой книги «Судьба моя, театр» я обнаружил, что о многом еще не сказал, и явилась книга «Монолог актера». И при том, что физически я себя чувствовал не очень, но память жива, я этими своими занятиями просто спасаюсь. Я не был последние годы в театре — но я живу его атмосферой. Атмосферой своих товарищей, друзей, учеников, и это помогает мне чувствовать себя на плаву. Я никогда этим не кичился, я понимаю, что моя единственная профессия — актерская, но — пошла такая полоса. И хотя эта книжка выходила тяжело (главная трудность — финансирование) — но наконец и это решилось. И сегодня я испытываю радостное, приятное ощущение, которое со мной разделяют мои друзья, близкие, коллеги. Словом, я чувствую себя в шоколаде!

Как отмечалось на презентации, книга удалась и как произведение полиграфического искусства — благодаря участию в ней заслуженного художника России Сергея Элояна, большого мастера книжной графики, человека с многолетним опытом такой работы.

Каждую историю, какой бы миниатюрной по объему она ни была, сопровождает изящный, «говорящий» рисунок-символ, отчего страницы книги выглядят весело — так, что их просто хочется читать и разглядывать.

— Сам круг имен, вошедших в книгу, показался мне очень интересным, — говорит Сергей Элоян. — А когда Виталий Константинович высказал мне свои пожелания — обрисовать каждую байку, я спросил: а сколько их всего? — Ну, двести с чем-то! Я даже напугался сначала! Как иллюстрировать юмор, как переложить слова в изобразительный ряд? И с перепугу, наверное, у меня получилось вдвое больше. Короче, я расслабился и получил от работы удовольствие… Кстати, мне помог в этом деле и сам автор — не только своими байками, но и авторскими шаржами: часть из них, фрагментами, вошла в книгу.

Трудно представить себе, чтобы в этот вечер не прозвучали и сами байки, — несколько из них прочли со сцены Центра Вампилова заслуженный артист РФ Олег Тупица и директор Центра Галина Солуянова.

Одним словом, Виталий Венгер, который никогда не изменял театру, сыграв на сцене за свою артистическую карьеру более трехсот (!) ролей, фактически предстает перед нами еще в одной своей роли — роли писателя. Обстановка в зале была легкой и непринужденной, а книга подарена всем гостям.

Предлагаем читателю для знакомства несколько баек из новой книги Виталия Венгера.

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».

Фото автора.

На фото: Арнольд Харитонов и Виталий Венгер;

Сергей Элоян;

Олег Тупица;

Галина Солуянова

Виталий Венгер.
Страницы из книги «Вот тебе и здрасьте!»

Пусть походит в народных

Группа работников театра во главе с директором и парторгом направилась в кабинет одного из высших партийных чиновников области. При них была папка с документами, дающими право на присвоение артисту Котляревскому звания «Заслуженный артист РСФСР». Хозяин кабинета нехотя перебирал документы, без особого интереса спросил: «Как фамилия? Давно ли в театре?» — как будто это нельзя было узнать из лежащих перед ним бумаг. Потом высокий чин признался:

— Все в театр не выберусь, некогда, работа, знаете ли… — И продолжил: — Что ж, поддержать кандидатуру товарища КОТЛЯРСКОГО можно… Только что это вы сразу на заслуженного замахнулись? Пусть сначала походит в народных, — хотя даже ребенок знает, что звание «народный» выше, чем «заслуженный».

Группа ходатаев тихо покинула кабинет. Через год талантливый характерный актер Котляревский уехал из Иркутска, так и не получив звания, которого был, несомненно, достоин.

 

Курите на здоровье!

Режиссер и характерный актер Лев Николаевич Иванов ужасно много курил. Но спичек никогда не имел. Павел Григорьевич Маляревский придумал, что ему подарить на день рождения, — вручил в пакете сто (!) коробков спичек. Но это было не все — спички натолкали в карманы пиджака, пальто, в портфель. Спички сыпались из режиссерского экземпляра пьесы, из носового платка, а полкоробка, которые находились в козырьке кепки, он заметил, только когда они набухли от дождя. Смеху хватило на неделю, но больше всех смеялся сам Иванов — с чувством юмора у него было все в порядке.

Однако он никак не хотел поверить, что подстроил это Маляревский. «Я знаю, ребята, это Вилькины хохмы», — сквозь смех говорил он.

Но самое неожиданное случилось месяца через полтора — Иванов бросил курить.

 

Гостинец поэту

Во время наших гастролей в Калуге мы встретились с Женей Евтушенко — он там снимался в роли Циолковского в фильме «Взлет». Витя Егунов, тоже зиминский, земляк поэта, приготовил ему презент — соленого омуля, пролежавшего несколько дней в тузлуке. Запашок от него шел приличный. Вот такой сувенир, называемый в Сибири «омулем с душком», Виктор вручил Евгению Александровичу. Тот не остался в долгу — купил в гостиничном киоске книгу и вручил ее земляку с тут же сочиненным экспромтом:

В Калуге встретил я зиминца,

Он был сибирский старожил,

Подобьем божьего гостинца,

Какого я не заслужил.

Мой бог совсем не Иегова,

Бог меня выручил в тоске

В обличье Вити Егунова

С вонючим омулем в руке.

 

Закурю-ка, что ли, папиросу я

На гастролях в США нас расселили по частным домам. Мы, как всегда, с Егуновым. Хозяева, пожилые супруги, жили на первом этаже, мы на втором. Витя — страшный курильщик, курил даже по ночам. Хозяева просили его курить в цокольном этаже, в специально отведенном месте. Но Витю разве можно ограничить какими-то рамками? Он ухитрялся курить даже под одеялом.

Как-то ночью меня разбудил страшный крик — старики, проснувшись, почуяли дым, решили — пожар, кинулись звонить в службу спасения. Пришлось объяснять, извиняться…

Егунов внял просьбе и стал устраивать перекуры в саду. Хозяева по очереди дежурили, следили за непокорным русским. Однако наступила осень, вечера стали холодны, и Егунов снова закурил в комнате, теперь — под двумя одеялами. Но дым все равно просачивался. Я как мог покрывал друга, да и с хозяевами не хотелось портить отношения. Пусть вспоминают нас хорошо!

 

Как только не склеился

Гастроли в Штатах подошли к концу. В предпоследний день мы с Егуновым решили пройти по магазинам, чтобы истратить жалкие остатки валюты. Зашли в супермаркет, который держали китайцы, — нам объяснили, что в нем все на порядок дешевле. Тятя ухватил несколько упаковок обожаемого им сыра «Рокфор». Я же увидел в рыбном отделе маленькие баночки с розовым содержимым. Что-то разобрав на этикетке, решил, что это — икра какой-то большой океанской рыбы. Взял три баночки, Виктор — одну.

Не терпелось попробовать, что это такое. По дороге домой открыл одну баночку, сунул туда палец и облизал его. Что тут началось! Во рту образовалась какая-то вязкая пена, я стал отплевываться и тщетно искать какую-нибудь воду.

Кое-как добрались до дому. Показали баночки хозяйке. Она прочла этикетку, и… лицо ее приняло паническое выражение. Оказалось, что купил я мощнейший клей из китовых костей. Весь вечер сердобольная хозяйка отпаивала меня, а заодно и Виктора разными натуральными соками.

 

…Для начала

Отдыхая по путевке СТД в Мисхоре, я встретил коллегу и товарища по театру Валеру Жукова. Он сообщил мне, что на набережной открылся бар, цены невысокие. Сменив шорты и майку на приличные брюки и рубашку, я пошел искать заведение. Нашел. В подвальном помещении аппетитно пахло кофе, бар-стойка, столики на двоих, тихая музыка — все это настраивало на комфортный и долгий отдых.

Я сел на высокую банкетку у стойки и стал заказывать:

— Сто граммов шерри-бренди, пачку «Кэмел»… для начала.

Огромный бармен посмотрел на меня снисходительно и ответил, повторив мою интонацию:

— Двенадцать долларов… для начала.

Как будто знал, что у меня в кармане — двадцать пять рублей.

Я тихо удалился. Спасибо, Валера!

 

Рекорды «Кабачка 13 стульев»

В Театре сатиры я подружился со Спартаком Мишулиным, которого знал еще артистом Омского театра. Спартак принимал активное участие в создании «Кабачка 13 стульев», был одним из авторов сценариев. Это популярное шоу шло на Первом канале телевидения в течение 13 лет.

Однажды мы с Мишулиным подсчитали любопытные цифры — статистику «Кабачка».

Итак, за эти годы:

выпито 16 234 чашечки кофе; спето (правда, чужими голосами и на чужом языке) 937 песен; прозвучало 1233 шутки (удачных — две).

Эти цифры любезно подтвердил и завизировал незаменимый бухгалтер пан Вотруба.

 

Жесты Плучека

Бывалые артисты Театра сатиры поведали мне: Плучек оживляется, когда актеры творят на репетициях, фантазируют. Если же сцена не идет — главный режиссер хватается одной рукой за затылок. Поэтому во время репетиций всегда находились актеры, которые следили за реакцией Плучека.

Когда я репетировал «Мы, нижеподписавшиеся…», естественно, в паузах искал глазами Валентина Николаевича. Вдруг вижу: за режиссерским столиком его нет, ушел вглубь зала. Шепнул Мише Державину: «Что-то не видно Плучека… держится ли он рукой за затылок?» Михаил Михайлович посмотрел в зал и ответил: «Держится… двумя руками».

Я пришел в отчаяние. Откуда мне было знать, что это была фирменная державинская хохма?

Премьера прошла успешно. Товарищи меня поздравляли, в глазах партнеров я прочел: «Мы тебя приняли!». А Миша Державин сказал: «Руки Плучека на месте!».

 

Портрет и его оборотная сторона

На мой юбилей Виктор Егунов подарил мне мой портрет, собственноручно и мастерски написанный маслом. Он и сейчас висит у меня. Смотрю на него и восхищаюсь талантами ушедшего друга…

Тогда же Витя вынес портрет на сцену под аплодисменты зала. Я встал и поклонился. Пантелеймонович тут же отреагировал:

— Аплодируют-то не тебе, а мне!

Зал ответил дружным смехом. Но это было не все — Тятя перевернул портрет, и все увидели… лист ватмана, на котором красовался мой дружеский шарж, увеличенный Егуновым.

— А вот так Венгер рисует меня, — ехидно прокомментировал Виктор. Зал ответил на дружескую шутку веселым смехом.

 

Как про дружбу народов

Однажды мне посчастливилось попасть на встречу с Фаиной Георгиевной Раневской в Московском доме актера. Давно я так не смеялся, как в тот вечер. Великая актриса так говорила о своей жизни, работе в театре и кино, как будто это было не вечное напряжение нервов, эмоций, да и просто физических сил, а сплошное веселое приключение; как будто не было начальственных окриков, несыгранных любимых ролей, как нерожденных детей…

Это был каскад острого ума, меткого слова, за которыми скрывались глубокие раздумья о жизни, о нашей профессии, тонкостях ремесла. Фаина Георгиевна точно и весело отвечала на вопросы благодарного, любящего ее зрителя. Она благодарила за теплый прием, за цветы и улыбки, но, как большой и взыскательный мастер, была недовольна собой: «Я говорила так долго и неубедительно, как будто вела речь о дружбе народов».

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии