Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Стрекоза»: тонкие грани успеха

24 Февраля, 2015

В Иркутске работает детский музыкальный театр, девизом которого стал профессионализм

Конечно, радость родителей, их аплодисменты — важная часть детского творчества. Однако уровень выступления маленьких артистов уходит на второй план — мол, порадовали, и ладно. Совместить же настрой с мастерством, желание с профессионализмом — согласитесь, труднейшая задача. Ее решает художественный руководитель, режиссер-постановщик детского музыкального театра «Стрекоза», солистка Иркутского музыкального театра имени Н.М.Загурского Людмила Борисова.

8.jpg


На концерте «Нам один год!», недавно, в декабре и январе, показанном зрительской аудитории Иркутска в Доме актера, маленькие артисты «Стрекозы» блеснули яркими талантами. Танцы, песни, фрагменты спектаклей не оставили зрителей равнодушными. Дети играли с настроением, вдохновенно и — на профессиональном уровне.


7.jpg

Из Хомутово в Иркутск

— Людмила Александровна, далеко не каждому актеру интересно руководить театром, тем более детским. Каков был ваш путь к «Стрекозе»?  

— Вначале я преподавала уроки вокала в Хомутовской детской музыкальной школе. Со временем мы стали делать маленькие, 10-15-минутные постановки. Потом меня пригласили руководить хором в этой школе — сначала взрослым, потом всех возрастов. То есть число вокалистов выросло в несколько раз. Затем нас перевели из музыкальной школы в частный развивающий центр, где уже работал детский музыкальный театр. Там за два года у нас было три постановки: «Дюймовочка», «Бременские музыканты» и «Кошкин дом». Театральную труппу составили сельские дети, включая вокалистов из музыкальной школы. Спектакль «Кошкин дом» мы выставили на городской конкурс «Весенняя капель» в 2013 году, и он стал лауреатом в номинации «Театр + апрель».

И все-таки мне хотелось создать большой детский коллектив на базе Иркутского музыкального театра, где я служу уже больше двадцати лет, и уже набирать детей путем отбора. С этим предложением я пришла к директору Иркутского музыкального театра Татьяне Никифоровне Мезенцевой. Она одобрила и попросила подготовить документы. Кстати, название детского театра прозвучало только в последний момент, перед подписанием учредительных документов. Стрекоза ведь и поет, и танцует, и вообще творческая натура.

1.jpg

Почти все дети, с которыми я занималась в Хомутово, стали ездить в Иркутск. И уже через четыре месяца занятий мы подготовили небольшой концерт из 17 номеров. И вот мы второй год работаем в Иркутске. Ко дню рождения мы недавно, в декабре и январе, показали зрителям концерт почти на полтора часа.    

— Есть ли у театра сверхзадача?

— Сверхзадача есть — профессионализм. Хочется, чтобы все было не самодеятельно, а профессионально во всем — начиная с актерской работы детей и завершая постановкой света на сцене. К сожалению, технические вопросы пока не решены.

3.jpg

Наш детский театр — уникальный для Иркутской области с точки зрения профессионализма. У нас проходит полный цикл уроков актерского мастерства, сценической речи, хореографии. По существу, это предпрофессиональная подготовка, хотя мы и не зарегистрированы как учебное заведение. Профессия актера — это не столько лавры на сцене, сколько труд. Поэтому детям нужно настраиваться серьезно.

— Кто работает в «Стрекозе» рядом с вами?

— В Хомутово коллектив единомышленников состоял из двоих — я и музыкальный руководитель, поэт, композитор Ольга Олеговна Горбовская. Наше сотрудничество продолжается и сейчас. Теперь у нас и свой хореограф, Ксения Андреевна Дейнека, балерина Иркутского музыкального театра.

5.jpg

Папа, мама, я…

— В нашей работе с детьми многое зависит от их родителей, — говорит Людмила Борисова. — Часто они определяют судьбу ребенка в отношении театра. Иногда ребенку интересно, он раскован на сцене, но родители думают иначе. Им кажется, что их ребенок должен заниматься чем-то другим. Мы стараемся объяснять: кто-то из детей раскрывается, кому-то это творчески необходимо. Скажем, в классе он «белая ворона», а на сцене у него полет души, его эмоции вырываются наружу и идут в зал. 

— Сколько детей сейчас в «Стрекозе», какого возраста?

— Сначала мы планировали брать в театр детей с семи лет. Они уже не бегают за папой-мамой, умеют читать, писать. Но иногда родители приводят и детей помоложе. Если ребенок талантлив, как ему можно отказать! Лучше мы его воспитаем в своем коллективе, чем он уйдет куда-то еще. У нас ведь смешение жанров — мы играем, поем, танцуем. Первый год в «Стрекозе» было 35 детей, сейчас максимум, предусмотренный нашим уставом, — 60. Больше девочек, но мальчиков тоже много. Возраст — с 4 до 14 лет.  У нас занимаются две младшие группы, от 4 до 9 лет, и две старшие — от 9 лет. Из двух групп одного возраста первая набрана в 2013 году, вторая — в 2014-м.

6.jpg

— Куда потом идут старшие?

— Пока рано делать обобщения. Есть те, кто хочет поступать в театральное и музыкальное училища. Кто-то играет в «Стрекозе»  просто для себя, а поступать будет в другие вузы, не связанные с театральным искусством. Думаю, через год-два ответ на этот вопрос будет точнее.   

«Кот в сапогах» с питерским акцентом

— Каков сейчас репертуар «Стрекозы»? Что в ближайших планах?

— В прошлом году мы подготовили спектакль «Буратино» на музыку композитора Станислава Горковенко — дирижера Губернаторского оркестра Санкт-Петербургской филармонии. У него именно театральная музыка, причем как раз детского спектакля. Текст спектакля, стихи к песням подготовил тоже его творческий коллектив. «Буратино», как и другие наши спектакли, концерты, поставлен в программу Иркутского музыкального театра и собирает аншлаги — билеты расходятся за два месяца до спектакля. Наш «Буратино» стал победителем областного конкурса «Весенняя капель» 2014 года в театральной номинации, лауреатом международного конкурса «Art-прорыв», который проходил в Иркутске три месяца назад.

2.jpg

4a.jpgСейчас театр готовит спектакль «Кот в сапогах», тоже на музыку Станислава Горковенко. Это в хорошем смысле пародия на мюзикл, оперетту. Спектакль с любовной линией, большим числом актеров, много музыкальных номеров. Туда будет привлечена вся труппа, кроме самых маленьких, которых набрали в этом году. Но чтобы их привлечь, мы решили повторить «Кошкин дом» Маршака. Там, наоборот, не будет самой старшей группы.   

Спектакль «Кот в сапогах» мы собираемся выпустить в апреле. А в конце мая — «Кошкин дом». Пока спектакль посмотрят родители артистов, но осенью он будет представлен уже всем зрителям.

Кроме основных проектов у нас бывают промежуточные. Например, силами младшей группы в прошлом году мы поставили спектакль «Волшебный чемодан игрушек и снов». Кстати, его идея родилась случайно, из песен и стихов об игрушках, с которыми выступают дети. Это дети с четырех до семи лет, и мы выступали с этим спектаклем в детских садах. На конкурсе-фестивале «Удивительные дети» спектакль занял первое место. К областному конкурсу «Читая Пушкина» в октябре 2014 года мы подготовили мини-спектакль «На балу у Лариных». Постарались показать бальные танцы и песни того времени. Было несколько показов, в том числе в Доме-музее Волконских.

— Профессионализму обязательно нужен энтузиазм, любовь к театру. Нужно много работать — без этого трудно вырастить, сохранить, развить талант. К сожалению, мало и этого… 

— Да, у нас большие творческие планы. И детскому музыкальному театру «Стрекоза» очень важна любая поддержка, особенно в приобретении современной звуковой аппаратуры, оплате поездок для участия в межрегиональных, всероссийских конкурсах. Уверена, что коллектив маленьких артистов будет и дальше радовать иркутян своим вдохновением и профессионализмом.     

Беседовал Виктор Сотников, «Байкальские вести».

Фото Марины Свининой.

На фото: Участники мини-спектакля «На балу у Лариных». 
Вторая справа — художественный руководитель «Стрекозы» 
Людмила Борисова
;

На концерте «Нам один год!» 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии