Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Игорь Бычков: Университет создавала общественность

30 октября, 2018

В Иркутский государственный университет поступила правительственная телеграмма за подписью президента Российской Федерации Владимира Путина. Глава государства поздравил профессорско-преподавательский коллектив, студентов, аспирантов и выпускников со 100-летием создания университета:

«Уважаемые друзья!

От души поздравляю вас со 100-летием создания Иркутского государственного университета.

За прошедшие годы ИГУ сформировался как крупный, авторитетный научно-образовательный центр, вошел в число ведущих учебных заведений Сибири и всей страны, дал «путевку в жизнь» многим поколениям выпускников.

Важно, что нынешние студенты, аспиранты и сотрудники вуза дорожат традициями предшественников, ставят перед собой новые, амбициозные цели, осваивают перспективные направления научного знания, активно участвуют в решении задач общенационального масштаба. Особо отмечу вашу большую, востребованную работу, содействующую сбережению наших природных богатств и, прежде всего, озера Байкал.

Еще раз поздравляю вас с юбилеем, желаю дальнейших успехов».

 


Каким видит будущее Иркутского государственного университета его нынешнее руководство и на какие контакты с научно-исследовательскими институтами Иркутского научного центра нужно настраиваться, чтобы развивать систему образования, рассказал в субботу, 20 октября, исполняющий обязанности ректора ИГУ академик Игорь Бычков. Лекция состоялась в рамках проекта «Научные Weekend`ы», приуроченного к 100-летию старейшего вуза Восточной Сибири.

Научный фундамент

– Лекция никогда не бывает экспромтом, но сегодня я бы хотел больше общаться с вами, потому что очень много развилок в этой теме. Хотелось бы обсудить, что будет за этими тремя числами – 100, хочется, чтобы лекция была нашей общей и чтобы мы вместе определились с тем, как жить дальше. У ИГУ есть проблемы, как и у других вузов, и первый вопрос, который я поставил сам себе: можно ли поставить знак равенства между университетом и высшим образованием? Есть ли будущее у высшего образования? Как мы должны преподавать? Кого мы должны готовить? У меня складывается ощущение, что знака тождества между понятиями «университет» и «высшее образование» нет. 

В императорской России была нормативная база, по которой при открытии университета должны быть четыре факультета: естественно-научный, медицинский, юридический и гуманитарный. Томский университет, например, на 40 лет старше ИГУ, но все четыре факультета он получил только в 1917 году, всего за год до создания нашего университета.

Сейчас есть очень разные критерии оценки университетов. Помимо финансовой устойчивости, по которой наши вузы вообще нельзя сравнивать с иностранными, существует понятие запроса работодателей и массовой подготовки специалистов по определенным направлениям. Эта массовость сиюминутная – она должна откликаться на запрос сегодняшнего дня. По моим представлениям, это некие курсы: прошло переформатирование СССР в РФ – началась массовая подготовка юристов, менеджеров. Есть другие критерии – преподавание без преподавателя: онлайн-курсы, открытые лекции, обучение в виртуальном пространстве. Можно читать курсы из разных университетов, получать баллы, и по сумме этих баллов будет считаться, что вы получили высшее образование. На мой взгляд, это тупиковая линия, которая к университету не имеет никакого отношения.

Эта массовая подготовка вступает в противоречие с другой линией: воспитание элитных групп за очень большие деньги с очень высокой квалификацией. Обсуждается такая версия и у нас, и на Западе, что высшее образование должно стать фактически недоступным для широких слоев населения. Истина, на мой взгляд, лежит где-то посередине.

Буквально вчера вечером я посмотрел программу «Очевидное – невероятное», которая называлась «Университеты будущего» и была записана 12 лет назад. И там обсуждали три принципа организации университетов. Первое – это научная школа, основа образования – фундаментальная наука. Это противоречит идее о массовом образовании, но тут речь идет о том, что нужно обучать не формулам, а принципам их получения. Сегодня появляется новое оборудование, технологии, новые принципы работы, поэтому специалист должен знать, как это работает, а не как это было построено в прошлом.

Второе – университет учит мышлению, умению пройти путь от генерации идеи до ее оформления в научную гипотезу. В рамках массового обучения этому научить невозможно, это можно передать только в общении преподавателя со студентом. Третье – нужно переходить от работы ученых-одиночек к работе проектными командами. Есть разные роли, и университеты должны дополнять традиционную систему «преподаватель – студенты» новой: «руководитель проекта – участники проекта».

Конечно, должно быть самое современное оборудование, конечно, должны быть условия для совместной и индивидуальной работы. Но есть вопрос: какую молодежь мы будем учить? Для подавляющего большинства студентов университет – это временное место пребывания, хотя за эти годы формируется совершенно новый человек. Мы должны понимать, с каким багажом школьник приходит. Университет не может быть оторван от школы. Сегодня у нас сложились очень хорошие связи и понимание того, как университет должен взаимодействовать со школами. Мы должны видеть и то, что будет делать наш выпускник после получения диплома.

На мой взгляд, университет будущего опирается на фундаментальную науку и научную школу, сформированную в университете. Студенты должны иметь возможность общения с ведущими учеными – и российскими, и иностранными; должен быть контакт с носителями знаний, которые могут рассказывать не по шаблону, не только по стандарту от сих до сих. Университетское образование – это в первую очередь системное образование, и оно складывается не только на лекциях, но и в повседневном общении.

Открытые двери

Университет будущего на базе фундаментальных знаний должен в обязательном порядке на завершающих курсах дать возможность ознакомиться с самыми современными технологиями. Я с третьего курса работал в НИИ и помимо теоретического багажа знаний имел представление о том, как и чем буду заниматься. Потом я и работал в этом НИИ, и возглавил его. Мы обязаны жить и работать в разнообразии современного мира, давать студентам возможность стажироваться в разных городах и странах.

Несколько дней назад мы обсуждали прогноз, что к 2028 году Иркутской области нужно будет всего 48 тысяч специалистов с высшим образованием – а сегодня все вузы области выпускают 17 тысяч в год. Да, мы должны жить и работать на развитие области, но и область должна работать на высшее образование, должны быть возможности для развития и трудоустройства. Университет должен работать не столько на сегодняшний день, но и на будущее. Когда открывали иняз, там было два факультета – английский и германо-французский. Потом благодаря Фиделю Кастро с большим трудом открыли испанский. Но как это может быть? Испанский – второй по распространенности язык в мире! Если мы его не будем преподавать в рамках нашего института, то его в Восточной Сибири не будет нигде, мы лишим себя очень многих возможностей.

Да, есть наши желания и стремления, но нам нужны и ресурсы. Финансовые, общественные, информационные – поэтому мы работаем над тем, чтобы университет работал над максимальным количеством грантов, проектов и инициатив. В проекте нацпроекта «Наука» есть положение о том, что к сентябрю 2019 года нужно отобрать пять научно-образовательных центров. «Наука, образование, индустриальное партнерство» – вот три ключевых критерия отбора, которые там обозначены. Если мы будем соответствовать этим критериям, у нас есть будущее. Я лично считаю, что будущее ИГУ лежит именно в связи с фундаментальной наукой.      

К сожалению, ИГУ – в отличие от других вузов – разбросан по всему городу, и в каждом факультете уровень благоустройства для студентов самый разный. Многие площади нельзя сдать в аренду. Зал библиотеки, где мы находимся, нельзя предоставлять под мероприятия – так поставило вопрос министерство образования, что юридически нельзя решить этот вопрос.

Чего хотелось бы мне и команде – чтобы университет был открыт для города и общественности. Ключевой точкой должен стать Белый дом на бульваре Гагарина. Есть хорошие идеи, как сделать это уникальное здание с историей и внутренней атмосферой включенным в общественное пространство города, сохранив там университет. Когда из Белого дома выехала библиотека, осталась одна коробка – стало пусто, нет ничего человеческого. Я же хочу, чтобы там сохранялись традиции: приемная комиссия ИГУ, был зал для приемов иностранных делегаций, еще что-то. Вот этот наш проект, «Прогулки по старому Иркутску», – все открытие университета, но надо еще больше.

Общество и государство могут не понимать, чем занимаются наука и университет. В Новосибирске была лаборатория, которая занималась изготовлением оборудования для работы с объектами размерность 10 в минус двенадцатой степени. Никто не понимал, что они делают и зачем, их уже хотели закрывать – но тут вовремя выяснилось, что именно это нанотехнологии, и в эту отрасль полились огромные деньги. Никто не мог понять, зачем делать инструменты для измерения и инструменты для воздействия на уровне атомов, – а теперь это самая перспективная отрасль! Мы должны обращать внимание на то, что мы закладываем в своих студентов фундаментальные знания. У нас есть теории фундаментальные, которые нельзя применить в прикладном смысле, но можно на основе этих теорий делать выводы.

Почему Иркутская нефтяная компания пришла в ИГУ? Потому что ей нужны не бурильщики, а геологи, с которыми можно работать в будущем. Академик Трофимук открыл нефть в Западной Сибири, никуда не выезжая, «на кончике пера» – просто на основе имеющихся данных. Да, для ряда направлений нужна массовая подготовка, чтобы обеспечить уже существующее производство, но я вернусь к своему начальному тезису – «университет не равен высшему образованию». Для будущего нужны разные вузы, разные совокупности компетенций. Я вижу будущее ИГУ только на базе науки.

Меня лично очень волнует судьба лицея ИГУ. Был случай, когда весь физико-математический класс в полном составе уехал за пределы области. Нужно искать возможности для того, чтобы ребята возвращались домой. Есть такой способ: создавать специализированные классы – педагогические, класс нефтяной компании и так далее. Ко мне приходили представители «космической школы» из Молодежного, мы думали о создании колледжа в составе ИГУ – для того, чтобы давать среднее профессиональное образование. Таких ребят можно зачислять в вузы не по результатам ЕГЭ, а по внутренним результатам и напротив – туда можно переводить из вуза. Речь идет о том, что студенты, которых мы отчисляем на втором или третьем курсах, могли закончить обучение и получить диплом государственного образца. К сожалению, общий уровень среднего образования в России снижается, нам будет трудно в будущем набирать абитуриентов – поэтому я на днях подписал приказ о создании вечерней физико-математической школы.

Заглянуть в будущее

Помешать развитию ИГУ и совершенствованию сотрудничества с академическими институтами могут личные амбиции. Именно такие амбиции помешали в свое время созданию в Иркутске филиала Академии наук, они мешают и сегодня тем директорам, которые считают свои НИИ феодальными княжествами и хотят там править. У нас есть преподаватели, которые совмещают преподавание с работой в НИИ, но наше оборудование совершенно не соответствует современному уровню развития науки и техники. Нужно создать совместные методики работы НИИ и университета, нужно вести совместные работы и совместные проекты. Деньги для вуза должны быть государственные – а не то, что мы на студентах заработали и вложили.

Слияние академии наук и высшего образования, о котором иногда говорят, – это не цель, а средство. Нужно понять: в чем цель, зачем это делать? Очень часто у нас происходит подмена цели и средства: один министр говорит – слишком много науки, другой приходит – давайте больше науки и публикаций в иностранных журналах… Не вижу необходимости двигаться в каком-то направлении, если не понятна конечная цель.   

…Сто лет назад ИГУ создавала общественность – не власть, не бизнес, не государство, а инициативная группа. Было множество нюансов по разным вопросам, но эта группа в итоге победила. И все вопросы, все проблемы, которые есть у вуза, мы должны решать вместе с общественностью города и области.

Записал Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии