Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

И я по шпалам, опять по шпалам...

16 апреля, 2012

 

 

Иркутская область до сих пор должна
полмиллиарда рублей за пригородные
перевозки 2011 года

 

Комитет по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Законодательного собрания Иркутской области провел в четверг, 12 апреля, очередное заседание и рассмотрел четыре вопроса: поправки в закон, три протокольных поручения и отзыв на один федеральный закон.

Проект закона «О внесении изменений в закон Иркутской области «О дорожном фонде Иркутской области» запланировано принять на апрельской сессии во втором чтении. Поэтому особых споров вокруг него не возникло: депутаты и представители областного правительства довольно быстро сошлись на том, какие пункты следует внести в таблицу одобренных поправок, а какие — в таблицу поправок, признанных непригодными для дальнейшего включения в закон, и комитет перешел к первому протокольному поручению.

По сути, это был блок из двух документов: поручение № 22 от 29 июня 2011 года в рамках обсуждения проекта закона Иркутской области «О внесении изменений в закон Иркутской области «Об областном бюджете на 2011 год» (о размере компенсации расходов по пригородным перевозкам ОАО «Байкальская пригородная пассажирская компания») и № 24 от 28 сентября в рамках обсуждения проекта постановления «О депутатском запросе группы депутатов ЗС к губернатору Иркутской области Мезенцеву Д.Ф. «О ситуации по дальнейшей организации пассажирских перевозок в пригородном сообщении на территории Иркутской области».

Представитель Байкальской пригородной пассажирской компании (БППК) рассказал депутатам краткую финансовую историю своего предприятия и пояснил, что доходы компании складываются из трех частей: доходов от продажи билетов, компенсаций из федерального бюджета и компенсаций из областного бюджета. По итогам 2011 года компания осталась с задолженностью в несколько сотен миллионов рублей.

Областное правительство выделило БППК 232 млн рублей, однако железнодорожники рассчитывают еще на 403 млн за прошлый год.  Помня о том, как трудно было выбить компенсации и субсидии в прошлом году, компания начала заранее подстилать соломку на 2012-й финансовый год. Предложения компании включают в себя мероприятия по снижению расходов, изменению графика движения поездов и так далее.

Железная дорога, которая тоже является акционером БППК, признает, конечно, что в области действуют самые низкие тарифы на электроэнергию, но опасается, что они могут быть изменены, и требуют гарантий сохранения нынешних ставок на длительный срок.

Депутат Валерий Лукин попросил пояснить, сколько конкретно компании потребуется на 2012 год, и после непродолжительного уточнения формулировок (вызванного известными трудностями в отношениях между ВСЖД и правительством) получил ответ: 602 млн рублей. В сумме, прикинули депутаты, из бюджета области нужно срочно выделить миллиард, который там не предусмотрен.

Параллельно выяснилось, что 11 апреля состоялось совещание о заключении договоров аренды на использование подвижного состава и инфраструктуры на 2012 год, однако представители правительства отказались согласовывать предложенные соглашения. Депутат Геннадий Истомин посоветовал правительству (которое распоряжается областным пакетом в размере 51 процент акций) менять руководителя БППК и активнее руководить областной собственностью. Правительство, пояснили чиновники, не согласовывает договоры аренды, потому что в бюджете нет отдельной строки финансирования, а Служба по тарифам с марта тянет с выдачей заключения о тарифах на пассажирские пригородные перевозки.

Председатель комитета по бюджету Сергей Курилов предупредил, что у него по этой теме к правительству восемь вопросов, и выложил их один за другим, как гирьки на весы.

Виртуальное лицо правительства от такого груза перекосило на один бок самым немилосердным образом: выяснилось, в частности, что у области до сих пор есть долг перед компанией Краспригород, которая занималась организацией пассажирских перевозок в связи с нежеланием правительства и ВСЖД вовремя создать БППК.

Дискуссия затянулась и явно перешла разумные границы, когда министр жилищной политики, энергетики и связи Петр Воронин начал объяснять принципы работы пригородных компаний.  Депутаты (благодарившие позже за «этот неожиданный ликбез») узнали, что никаких внутренних резервов экономии в пригородных перевозках нет и быть не может.

В силу конструктивных особенностей электропоездов сократить количество вагонов нельзя в принципе, не говоря уже о том, чтобы сделать это быстро. При этом загрузка поездов составляет от 7 до 82 процентов, что заранее предполагает убыточность перевозок. Петр Воронин отметил, что у правительства есть предложение: на некоторых станциях, после которых электрички идут почти пустыми, запустить автобусные маршруты и развозить пассажиров до места назначения по единому билету на более дешевом виде транспорта.

Генеральный директор ОАО «Байкальская ППК» Ринат Хабибуллин рассказал депутатам о схемах сокращения расходов путем применения социальных карт для льготников и электронных касс для всех остальных пассажиров. Стоимость пластиковой карты составляет 30 рублей, льготников в области около 200 тысяч, еще 10 млн будут стоить системы считывателей на вокзалах — вместе с обслуживанием и работами по установке цена проекта может составить 27 млн рублей.

Депутаты выслушали предложение с интересом, однако никакого оптимизма не выразили: Сергей Курилов предложил Ринату Хабибуллину задать вопрос о внедрении электронных билетов и социальных карт правительству области.

Заодно генеральный директор БППК рассказал, что у его финансистов имеются разногласия с аудиторами Службы по тарифам: убыток компании за 2011 год составит около 218 млн рублей, а если с 1 июня увеличить тарифы, то можно будет в 2012 году увеличить доходы компании на 27 млн.

Стоимость одного состава составляет от 80 до 100 млн рублей, в области работает 53 поезда, срок эксплуатации составляет 25 лет, пояснил Ринат Хабибуллин депутатам и тем вызвал у депутата Истомина всплеск творческой мысли: а не купить ли области собственные поезда?!

Представитель ВСЖД сразу встал в позу защитника ведомственных интересов и предупредил депутатов, что никто не выпустит областные поезда на федеральные рельсы. Депутат напомнил, что ВСЖД является соучредителем БППК и надо бы думать не о ведомственной гордости, а о ведении совместного бизнеса. Видно было, что железнодорожники в таком ракурсе ситуацию до сих пор не рассматривали...

В итоге тема БППК показалась депутатам настолько интересной, что они оставили оба протокольных поручения на контроле и пообещали вернуться к ней еще не раз.

 

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии