Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

И смех и грех…

10 Февраля, 2011

 

Новая работа охлопковцев: и рассмешит, и растревожит…

 

4 февраля, премьера в драме: под общим названием соединились «два Чехова»: Чехов настоящий, Антон Павлович, со своей пьесой «Свадьба», и «сибирский Чехов» — по определению критики, известный нам как наш земляк, драматург Александр Вампилов. От Вампилова в этом спектакле — пьеса «Двадцать минут с ангелом».

…Накануне премьеры, предваряя генеральную репетицию, режиссер-постановщик спектакля заслуженный артист России Геннадий Гущин сказал, обращаясь к публике (на генеральных тоже бывает публика, но состоит она большею частью из своих — коллег-артистов, журналистов, критиков): мол, смотрите, удалось ли соединить несоединенное изначально. Две разные эпохи, два разных общества, две разные ситуации. Да и тональности у той и другой пьес тоже, казалось бы, различны — тем интереснее, я думаю, задача была у режиссера.

Итак, часть первая. Свадьба.

Мещанская семья выдает замуж дочь Дашеньку, перезрелую девицу, за молодого и расчетливого скрягу и зануду, каких свет не видывал. Общество, собравшееся праздновать свадьбу, — самое что ни на есть разношерстное. Но ясно, что «не голубых кровей». Акушерка, телеграфист, матрос, страховой агент и кондитер. Одеты гости, как и сами хозяева, соответственно — ярко, пестро, безвкусно.

Все идет своим чередом: когда надо — пьют и едят, когда надо — скандируют «горько!», танцуют, флиртуют; новоиспеченный зять успевает в паузах трясти свою новоиспеченную же тещу — мол, где же остальное приданое? Обещаны еще два билета, — так где они? Грек-кондитер успевает убедить всех, что «в Греции все есть» (вот откуда фразочка-то пошла! — радуется зал). Но вот генерала нет! А нужен, нужен свадебный генерал!

Генерал в конце концов появился, но какой! Липовый! Хотя и за деньги нанятый… Но если отвлечься от сюжетной линии, несложной и не особенно замороченной, то перед нами яркие и смешные картинки с натуры. Характеры выпуклые, выписанные хоть и несколькими фразами, но точно схваченные и переданные артистами. Особенно хочется отметить некоторые актерские работы, в частности — Олега Матэрна в роли телеграфиста, который по наивности и простоте душевной разоблачает все и всех; заслуженную артистку России Елену Мазуренко — матушку невесты, женщину простую, как три копейки, Светлану Светлакову в роли акушерки Змеюкиной — манерную кокетку, ну и, наконец, заслуженного артиста России Николая Дубакова в роли того самого дутого генерала, глухого и почти выжившего из ума.

И хоть вышел на свадьбе небольшой скандальчик, все завершается коллективной песней. Красивой, не отрицаю. Но комедия — она и есть комедия, в данном случае — комедия нравов, не особенно претендующая на глобальные обобщения.

Другое дело — второй акт спектакля, то есть обращение к вампиловской драматургии. «Двадцать минут с ангелом» начинается тоже почти комедийно — но такова была (и для многих и сейчас остается) наша действительность, в которой бытовое пьянство процветало. Двое мужиков проснулись с перепою (тоже будто бы после свадьбы), с дикой головной болью — а на похмелье ни копейки. И когда им приносят ни за что ни про что целых сто рублей, настоящее богатство, — они долго не то что не верят в свое везение, но видят в этом подвох, подставу, все что угодно — и буквально издеваются над «ангелом», принесшим деньги.

Но люди не ангелы, и добровольный «спонсор» агроном Хомутов, измученный недоверчивыми постояльцами гостиничного номера, вынужден признаться: совесть у него больна, недавно похоронил мать, к которой не удосужился заглянуть семь лет. И вот такими, больными «на всю голову», показывает Вампилов не только их, мающихся с похмелья бедолаг, и не только его, «ангела», на самом деле носящего в себе чувство неизгладимой вины, а значит — такого же грешника, но и людей, казалось бы, нейтральных. Скрипача, который готов задавиться, но не дать другому взаймы, гостиничную уборщицу Васюту, замордованную убогой жизнью и тоже далекую от мысли похмелять этих пропойц.

Сильно ли изменился с тех пор человек? Много ли среди нас таких, кто готов помочь пусть пьющему, но — человеку же? Да ладно  помочь, но хотя бы понять другого, того, кто все-таки помогает?

Заканчивается эта часть спектакля примиряюще — поминанием недавно умершей матери «ангела» и тоже песней. Уж так повелось, как бы говорит нам режиссер: что на свадьбе, что на поминках — у нас поют!

Но осадок, который остается после вампиловской драматургии, — это даже не осадок, а душевная рана. Трудно откупиться от уколов совести, если она, конечно, есть. Трудно остаться человеком, но это, наверное, единственный выход, чтобы она, совесть, потом не точила душу.

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».
Фото Анатолия Бызова

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии