Губернаторские-2015: возможный сценарий
Если кто-то считает, что сказанное, будучи фантастикой, не имеет ничего общего с действительностью, то так оно и есть
Представим, что волнения губернаторской команды позади — случилось вожделенное: президент Владимир Путин дал «добро» на досрочные выборы в единый день голосования, то есть 13 сентября. В переводе с канцелярита это значит, что глава государства поддерживает кандидатуру нынешнего губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко. Далее события развиваются по наезженной колее.
Итак, начало начал — в правительстве региона быстро возрождается предвыборный штаб, которым, как и прежде, руководит первый зампред Николай Слободчиков. Существует этот штаб неофициально — то есть о его наличии, а также о распределении обязанностей «по выборам» знают все, кому положено. Но формально такого штаба нет. Еще бы: там и в целом, и на каждом шагу использование должностных полномочий и государственных ресурсов в интересах одного из кандидатов. Пусть и назначенного победить, но все же, если следовать букве закона, имеющего те же самые права, что и остальные кандидаты. Не меньше, но и не больше. Так что «административную полу-тайну» обнародовать нельзя. Вот и первое из противоречий между якобы демократической оболочкой и командно-административной начинкой.
Для «блезиру» наряду с «теневым» создается официальный штаб кандидата Сергея Ерощенко. Его наверняка возглавит очень известный и уважаемый в области человек. При необходимости он будет озвучивать те или иные заявления, давать, пусть и в небольшом объеме, комментарии для СМИ. Но это для маскировки действительного положения вещей: все решения принимает «правительственный штаб», а официальной структуре отведена роль знаменитой конторы «Рога и копыта». Это, кстати, не изобретение иркутян. Это практика всех регионов России нашего времени.
Помешать выдвижению кандидата от КПРФ сложно, но вполне по силам. Однако и скандал будет все же громким. Возможно, столь радикальный шаг не одобрит и Кремль. Но! В неофициальном порядке можно намекнуть областным лидерам компартии, что если они выдвинут своим кандидатом Сергея Левченко или Павла Сумарокова, то пройти муниципальный фильтр им будет трудно. Если же тусклого функционера второго ряда или слишком сталиниста-ленинца — ну, там, Евгения Рулькова, Сергея Бренюка или Ольгу Носенко, то нет проблем. Кстати, Кремль опять же может поддержать именно такой подход: все же Левченко и Сумароков-младший — серьезные конкуренты для Сергея Ерощенко. Могут, неровен час, выиграть или, почти наверняка, набрать до неприличия высокий процент, подрывая тем самым величие победителя. А так — и «красные» участвуют, и опасность отведена.
Дальше — дело техники. Разговор с главами муниципальных образований короткий: «Вам, конечно, ясна задача, которую нужно решить. Ясны и последствия успеха или неудачи. За работу!». Может быть, прозвучат и слова «С Богом!». Но может, и не прозвучат. Содержание процесса от этого не меняется.
Правда, важный элемент «местной работы» реализуется под неусыпным руководством «теневого штаба». Речь об уже упомянутом муниципальном фильтре. Тут надо видеть ситуацию по региону в целом, а потому команды исходят из «большого серого дома» в Иркутске.
Значит, так. Помешать выдвижению кандидата от КПРФ сложно, но вполне по силам. Однако и скандал будет все же громким. Возможно, столь радикальный шаг не одобрит и Кремль. Но! В неофициальном порядке можно намекнуть областным лидерам компартии, что если они выдвинут своим кандидатом Сергея Левченко или Павла Сумарокова, то пройти муниципальный фильтр им будет трудно. Если же тусклого функционера второго ряда или слишком сталиниста-ленинца — ну, там, Евгения Рулькова, Сергея Бренюка или Ольгу Носенко, то нет проблем. Кстати, Кремль опять же может поддержать именно такой подход: все же Левченко и Сумароков-младший — серьезные конкуренты для Сергея Ерощенко. Могут, неровен час, выиграть или, почти наверняка, набрать до неприличия высокий процент, подрывая тем самым величие победителя. А так — и «красные» участвуют, и опасность отведена.
ЛДПР? Пожалуйста. Хотя желательно не Андрей Луговой. Да он и не будет. Не для того и не за тем он в Иркутской области. Остальные — хоть кто: Ершов, Магдалинов, Кузнецов, Любенков. Много не наберут, тем более что и поведут себя прилично. Никакой критики в адрес Сергея Ерощенко. Ну разве что «действует правильно, но надо еще решительнее, еще жестче, не миндальничать». А основное внимание кандидата от ЛДПР будет уделено даже не самому себе, не своим достижениям и предложениям, а наиболее опасному из конкурентов нынешнего губернатора, если таковой конкурент вообще окажется среди участников предвыборной гонки. Уж его кандидат ЛДПР «утрамбует» вдоль и поперек, причем в ход пойдут слова и приемы, которые представители партии власти, «Единой России», до сих пор избегают. В смысле — использовать открыто и от своего имени. Стесняешься сам? Поручи «жириновцам».
Уфф, с коммунистами разобрались. Остальных — по-быстрому. ЛДПР? Пожалуйста. Хотя желательно не Андрей Луговой. Да он и не будет. Не для того и не за тем он в Иркутской области. Остальные — хоть кто: Ершов, Магдалинов, Кузнецов, Любенков. Много не наберут, тем более что и поведут себя прилично. Никакой критики в адрес Сергея Ерощенко. Ну разве что «действует правильно, но надо еще решительнее, еще жестче, не миндальничать». А основное внимание кандидата от ЛДПР будет уделено даже не самому себе, не своим достижениям и предложениям, а наиболее опасному из конкурентов нынешнего губернатора, если таковой конкурент вообще окажется среди участников предвыборной гонки. Уж его кандидат ЛДПР «утрамбует» вдоль и поперек, причем в ход пойдут слова и приемы, которые представители партии власти, «Единой России», до сих пор избегают. В смысле — использовать открыто и от своего имени. Стесняешься сам? Поручи «жириновцам».
Правда, в последнее время набирают вес иные партии-спойлеры. Оно и понятно — у ЛДПР слишком яркий образ, вольно или невольно «соколы Жириновского» частенько отхватывают себе лишние, не запланированные в сценарии голоса. А вот какая-нибудь КПСС (Коммунистическая партия социальной справедливости) или «Гражданская позиция» — в самый раз. Полагаю, даже наша постоянная аудитория читателей не сразу обратила внимание на странности в приведенных названиях и аббревиатурах. Да-да, новоявленная КПСС — это совсем даже не КПРФ и, конечно, не та, прошлая КПСС. А «Гражданская позиция» не имеет ничего общего с «Гражданской платформой». Что уж говорить о людях, в политике не искушенных, но решивших все же «сбегать на выборы». Они в своем большинстве, как принято говорить, «попали».
Разумеется, все судебные решения, принятые в ходе избирательной кампании, будут совершенно самостоятельными и независимыми от каких-либо штабов каких-либо кандидатов. А если кому-то покажется, что в этих решениях — иногда принимаемых жестко и мгновенно, а порой, наоборот, со скоростью черепахи или вообще полного «тормоза» — прослеживается крен в определенную сторону, так это ошибочное мнение. Нет-нет, исполнительная власть не имеет никакого отношения к действиям судебной власти, не комментирует их и вообще, как правило, знает об этих действиях только из СМИ. А вы как хотели?
Кандидаты от партий-марионеток легко проходят муниципальный фильтр (см. выше о задачах правительственного штаба). Их руками реальные конкуренты губернатора получат по полной программе. Речь не только о зубодробительной критике, но и о, например, судебных исках по всевозможным мелочам. А что, полезная вещь. И нервирует супостатов, и отвлекает их от ведения кампании, и выставляет перед избирателями плохими людьми (благо обвинения прозвучат громко, а ответам широкой огласки не дадут), а если что, можно навредить и по-серьезному — например, отменить регистрацию кандидата, оказавшегося непозволительно прытким. Много чего. В общем, картина маслом.
Правда, могут быть свежие штрихи. Ну, например, первый зам председателя областного правительства и главный в стране продавец «технических партий под ключ», москвич Андрей Богданов, как и перед выборами в Законодательное собрание Иркутской области летом 2013 года, уточнит ассортимент «товарных единиц». Но в принципе тенденция останется прежней.
Дальше — самое тонкое. То, в чем никто не сознается и все дружно отрицают. Речь о работе с правоохранительными органами, прежде всего — судами и прокуратурой. Работе опять-таки в интересах одного кандидата, так что не путать с еще одним (третьим) штабом, который будет создан в областном правительстве для содействия организации и проведению выборов. Такой штаб находится в рамках действующего законодательства. Нет, речь именно о неофициальной, но, во-первых, обязательно существующей, а, во-вторых, на самом деле главной структуре.
Разумеется, все судебные решения, принятые в ходе избирательной кампании, будут совершенно самостоятельными и независимыми от каких-либо штабов каких-либо кандидатов. А если кому-то покажется, что в этих решениях — иногда принимаемых жестко и мгновенно, а порой, наоборот, со скоростью черепахи или вообще полного «тормоза» — прослеживается крен в определенную сторону, так это ошибочное мнение. Нет-нет, исполнительная власть не имеет никакого отношения к действиям судебной власти, не комментирует их и вообще, как правило, знает об этих действиях только из СМИ. А вы как хотели?
И не надо биться головой о стену, обращая свои вопросы то ли в пустоту, то ли к начальнику главного штаба, то ли к его шефу: «Вот это вот — зачем? Ради чего? Как нынешние события будут смотреться лет через десять? А может, ну ее, эту должность, чем вот так?». Ответов не будет.
Один из давних и эффективных приемов — показывать в информационных программах агитационные телесюжеты под видом новостей. Или, на профессиональном сленге, «гнать джинсу». Конечно, об одном-единственном кандидате. Нет-нет, что вы, никаких выборов! Просто Имярек ежедневно и в поте лица решает множество конкретных проблем региона. Вот он с доярками, а вот с металлургами, а сейчас разрежет ленточку у входа в новую школу... Ему, в отличие от конкурентов-болтунов, не до дебатов, критиканства и прочей ерунды. Он — человек дела! Он делами доказывает очевидное — альтернативы нет! Кто, если не он? Эти, что ли? Такой образ мы видели много раз, увидим и теперь. Дешево (в прямом смысле) и эффективно.
В отношении средств массовой информации методы тоже давно отработаны. Комментировать своих коллег не вполне этично, тем более что проблемы у всех без исключения СМИ практически одни и те же. Поэтому лишь посмотрим, что будет «на выходе», то есть представлено избирателям. А будет как обычно. По-прежнему главное внимание — телевидению. Нет, конечно, об Интернете тоже помнят (уже), и газеты да радиостанции не забыли (еще). Но во главе угла — «ящик». У нас ведь «по телевизору не врут». То есть телеаудитория слегка подсократилась, но все же очень велика и, что очень важно и о чем сказано в предыдущем предложении, весьма специфична по кругозору и настроениям. Это, в явном большинстве, люди, которые, во-первых, лояльны власти и, во-вторых, как правило, ходят на выборы.
Один из давних и эффективных приемов — показывать в информационных программах агитационные телесюжеты под видом новостей. Или, на профессиональном сленге, «гнать джинсу». Конечно, об одном-единственном кандидате. Нет-нет, что вы, никаких выборов! Просто Имярек ежедневно и в поте лица решает множество конкретных проблем региона. Вот он с доярками, а вот с металлургами, а сейчас разрежет ленточку у входа в новую школу... Ему, в отличие от конкурентов-болтунов, не до дебатов, критиканства и прочей ерунды. Он — человек дела! Он делами доказывает очевидное — альтернативы нет! Кто, если не он? Эти, что ли? Такой образ мы видели много раз, увидим и теперь. Дешево (в прямом смысле) и эффективно.
Ясно, что дела можно показать так, а можно — этак. Покажут, разумеется, так, как нужно. И неудобных вопросов, конечно, не прозвучит, нам представят только летопись успехов. А «болтунам» выход в телеэфир надежно заблокирован. Поговаривают, что даже если предложат приличные деньги...
Стало грустно? Одолевает печаль? Ничего, зато на улице не «лихие 90-е», а «стабильность нулевых-десятых». Или что-то не так?
Кстати, о дебатах. Ну, нет у «настоящего руководителя» времени, чтобы протирать штаны в посиделках с «подзаборной шпаной». А посему — болтайте между собой, без меня. Ну разве что иногда «на огонек» заглянет мой представитель. Вы — собственной персоной. А от меня — представитель. Ощущаете разницу? Дебатируйте на здоровье, вопрос о победителе давно решен — и решен не здесь. Да и кого волнуют споры оппозиционеров с марионетками-спойлерами, ведь если кто-то еще интересуется дебатами, то непременно с личным участием «главного». Поэтому участие Бориса Говорина в прямых теледебатах перед вторым туром губернаторских выборов в августе 2001 года стало заметной страницей в современной истории Прибайкалья.
Конечно, с точки зрения политтехнологов (а изворотливость — их обязательное качество), Борис Александрович совершил крупную ошибку, едва не стоившую ему должности. Кстати, после первого раунда дебатов им, видимо, удалось убедить губернатора, и на следующие две встречи с конкурентом — лидером иркутских коммунистов Сергеем Левченко — прибыл заместитель главы региона Сергей Брилка. Но кто вспомнит через 20–30 лет о тактической ошибке Бориса Александровича? А вот то, что он первым — навсегда первым из губернаторов Иркутской области — лично снизошел до публичного диспута с политическим противником, куда важнее. Это большой плюс в биографии Говорина, частично компенсирующий серьезные минусы.
Сюжет о дебатах Бориса Говорина и Сергея Левченко настолько увлекателен, что позволю себе небольшое отступление от основной линии нашего рассказа. На дебаты оба пришли абсолютно не подготовленными. Говорин был уверен, что без проблем одолеет «красного зазнайку», в конце концов — прикрикнет, и всем станет ясно, кто тут командир. Левченко же не верил, что Говорин придет лично, а дебаты с представителем кандидата — это уже уровень ниже, можно и не напрягаться. В итоге оба «вляпались», но секретарь обкома быстро овладел ситуацией и в итоге вышел победителем.
Дело даже не в содержании, а именно в тональности выступлений Бориса Александровича и Сергея Георгиевича, в том, как каждый из них держался. Когда Говорин увидел, что перед ним весьма серьезный конкурент, то занервничал, стал откровенно подхамливать, попытался взять Левченко «на слабО». Но в ответ тут же услышал железобетонное: «А вы, Борис Александрович, разговариваете со своими подчиненными в такой же манере, как со мной?». И всё! Вот он, ключевой момент дебатов: все увидели, что Левченко не боится Говорина. Не боится лицом к лицу, в очном поединке. А появление человека, который не боится губернатора, — это событие, само по себе важное для многих избирателей, включая всю местную элиту.
Психологический фон, эмоциональная форма были важнее содержания высказанных слов. Поэтому ошибаются те, кто считает, что, мол, выйди тогда во второй тур с Говориным не Левченко, а Межевич, Борис Александрович проиграл бы выборы. Нет, выиграл бы, причем с гораздо большим преимуществом, чем у Левченко. И это преимущество во многом обеспечили бы теледебаты: в отличие от Сергея Георгиевича, Валентин Ефимович не смог бы держать себя с Борисом Александровичем на равных. Межевич — хотя и управленец высокого класса, психологически всегда был «вторым» и особенно не смог бы противостоять крутому, волевому, деспотичному Говорину.
А тогда, в августе 2001-го, губернаторство Бориса Говорина спас его заместитель, нынешний вице-спикер Законодательного собрания Сергей Брилка. Во-первых, интерес к дебатам сразу упал, а образ Левченко потускнел — он теперь оказался на одном уровне лишь с представителем губернатора, а значит, вернулось ощущение, что вопрос о победителе все-таки решен. К тому же Сергей Фатеевич гнул безошибочную линию «токующего глухаря»: бубнить свое, не обращая внимания на противника.
Возвращаясь к дебатам-2015: они пройдут на задворках зрительского внимания, тем более что и в неудобное время. А в прайм-тайм, как уже сказано, вам предложат информационные программы. Об их содержании тоже сказано.
Кто-то, может быть, засомневается: а нужна ли она, государева служба, даже за немалую зарплату, раз приходится пускаться во все тяжкие? Но во-первых, поговаривают, что сказанное выше — только семечки, мелочи, сущие пустяки в сравнении с иными «деликатностями», коими приходится заниматься на казенных должностях. Да и кому как, о вкусах не спорят. Во всяком случае, конкурс в «серые дома» ой как высок, и остается надеяться, что мотивами поступления на госслужбу является желание послужить своему народу и Отечеству, реализовать свой профессиональный потенциал и тому подобное. А не что-то иное.
В сценарии «Губернаторские выборы-2015» много других нюансов и закоулков, но они не меняют, а лишь развивают, дополняют и усугубляют сказанное. Впрочем, автор будет очень рад, если его прогноз не сбудется. Хотя что-то подсказывает... Но не будем торопить события, они свершатся своим чередом.
Юрий Пронин, «Байкальские вести»
Фото Александра Новикова, «Байкальские вести»
На фото: Иркутск, январский антракт
Состоится ли в наступившем году битва за «серый дом»?
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.