Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Тайна сия велика есть…

14 марта, 2016

Василий Кандинский, Сальвадор Дали, Рене Магритт и другие… Уникальная выставка авангарда приехала в Иркутск

Художественный музей имени В.П. Сукачева в очередной раз порадовал иркутян уникальной выставкой. На сей раз это  литографии «Авангард. ХХ век» из частных и зарубежных коллекций. Ее организаторы — Санкт-Петербургский арт-центр «В Перинных рядах».

Абстрактные импровизации Кандинского, коллажи и натюрморты  Жоржа Брака, серо-желтые грустно-меланхолические листы Бернарда Бюффо, оптические иллюзии Виктора Визарели, ошеломляющие фантазии Макса Эрнста и Энди Уорхола, мистический реализм Рене Магритта, «Сикстинская дева» Сальвадора Дали — все это можно увидеть на новой выставке. Здесь представлены не только известные в живописи имена, но и малознакомые российской публике.

100.jpg

Долго стою у картины Магритта «Великая война». Стройная дама  в белом на фоне моря, в эффектной шляпке со страусиными перьями  и лицом, заклеенным букетиком весенних фиалок. Даже не пытаюсь найти параллели в названии и изображении, так как читала, что именно у этого художника такие параллели отсутствуют или совершенно не связаны, но названия картин  играют все же особую роль. Именно в этом видел их значимость художник. Он считал, что «скрытая поэтическая связь названия и картины способствуют тому магическому удивлению, в котором и есть предназначение искусства», то есть: подошел — увидел — удивился — прочел название — удивился еще больше…  Чудаки они, эти авангардисты.

— На выставке представлено 53 произведения, — сказала заместитель генерального директора музея по науке Татьяна Огородникова, — с самого начала эти художники стремились противостоять  классическому искусству и тем традициям, которые до них сложились в живописи. Авангардисты были бунтарями и первопроходцами в том направлении, которое избрали. Это искусство направлено на наши чувства и ассоциации. Оно требовало разъяснения, поэтому появлялись манифесты художников, где они и поясняли свою концепцию. Эта выставка красива, эффектна, живописна. Мы давно ее ждали, и она стала настоящим подарком для всех ценителей искусства авангарда.

200.jpg

Все художники абсолютно разные, но объединяет их одно — желание уйти от  традиционного искусства, поиски собственных художественных средств выражения. «Искусство для нас — это приключение в неведомом мире, который исследуют только те, кто готов идти на риск, так как он разрушает иллюзию и открывает правду»,  — писали о себе авангардисты и добавляли: «Не бывает такой вещи, как хорошая живопись ни о чем».

Классики авангарда  прошлого века стали новаторами для своего времени, они подарили миру художественные традиции и повлияли на последние поколения молодых художников XXI века.

На выставке можно не только увидеть картины известных авангардистов — Сальвадора Дали, Хуана Миро, Марка Шагала, Рене Магритта, Василия Кандинского, но и узнать более подробно о каждом авторе на стендах рядом с литографиями. Они помогают зрителю разобраться не только в нюансах новаторского художественного течения, но и в персоналиях.

300.jpg

Необычны для нас литографии из Вьетнама и Японии: Лебаданг, Шоичи Хасегава. Интересны авангардисты США, у которых  не было ни академической базы европейской художественной школы, ни давления со стороны авторитетов. Зато было богатое наследие культуры индейцев и аборигенов американского материка, поэтому  именно здесь, в свободе от рамок, авангардизм и «расцвел самым пышным цветом», подарив ценителям искусства абстрактный импрессионизм, а позже и поп-арт «бунтаря» Энди Уорхолла.

Дважды обойдя всю выставку, вновь останавливаюсь у листа Бернарда Бюффо 1964 года, на котором на желто-тусклом меланхолическом фоне изображены угловатая рюмка с положенной на нее вилкой, вытянутая бутылка, нож, прямоугольник хлеба с вмятиной посередине на «угловатом» столе. Тоскливо- отчужденные, даже «колючие» предметы, удлиненные пропорции, скудный интерьер, но есть во всем этом какая-то недосказанность, грусть и загадка, которая приковывает взгляд, заставляет возвращаться еще и еще раз и стоять перед этой картиной.  Вот уж воистину — «Тайна сия велика есть…».

400.jpg

Перехожу к картине «Сикстинская дева» Сальвадора Дали, созданной, если можно так выразиться,  по мотивам «Сикстинской мадонны» Рафаэля. У нее и младенца почти неразличимы лица, почти не выписаны, но их дорисовываешь фантазией, потому что хорошо помнишь их лица в рафаэлевском исполнении. Говорят, что картина  несет не просто загадку. Если поймать взгляд Пресвятой девы, то можно открыть в себе новый талант.  Насколько это поверье является правдой, никто сказать не может, но… гений сюрреализма не был бы собой, не находись в его оригинальных шутках доля правды. А почему бы не попробовать уловить взгляд  девы…  Попытайтесь. У посетителей  есть такая уникальная возможность.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Яны Ушаковой, «Байкальские вести».

На фото: Рене Магритт. «Великая война»;

Бернард Бюффо. «Натюрморт»;

Сальвадор Дали. «Сикстинская дева»;

Василий Кандинский. Из серии «Альбом № 3»

P. S.Экспозиция работает до 10 апреля по адресу: Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева (ул. Ленина, 5). Время работы: с 10 до 18. Выходной — понедельник.

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии