Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Город забитых дорог

02 ноября, 2010

Передвигаться по Иркутску так трудно и медленно, что вообще непонятно: есть ли у нас дороги или только места для стояния с включенным двигателем?..

Согласитесь, есть что-то мерзкое в том, чтобы, стоя в пробке на окраине Иркутска, слушать по радио в машине жалобы
москвичей на их пробки, -- у них-то к проблемам наземного транспорта хотя бы столичный статус приложен! У нас же --
одно огорчение. Хотя не надо быть семи пядей во лбу, чтобы придумать и осуществить очень небольшие, но довольно
эффективные меры для исправления ситуации.

Часть таких идей, которые давно носятся в воздухе, но все
как-то забываются "за недосугом", хорошо было бы реализоватьprobki
к юбилею Иркутска, -- а то мы все праздники проведем в
пробках.

Цена вопроса рассчитывается очень легко: если из-за пробок
праздник будет испорчен, считайте, что все вложения в
строительство и ремонт, все труды по организации и
проведению праздничных мероприятий, все затраты на гостей и
угощения пошли прахом. А там, по самым грубым прикидкам,
миллиардов 50.


Пешеходов -- с проезжей части!

Очевидным и бесспорным является то, что пешеходу совершенно
нечего делать на проезжей части: он медлителен, плохо
понимает ситуацию, может резко изменить направление
движения, не выдерживает столкновения с машиной.

Как только в Иркутске были построены подземные переходы на
улицах Байкальской и Лермонтова, возведены разделительные
сооружения и заборы вдоль оживленных магистралей, количество
дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов явно
пошло на убыль. Очень хорошо бы проделать все то же самое и
в других частях города, где пешеходные светофоры отнимают
время, которого не хватает машинам, чтобы проехать
перекресток.

Понятно, что строить подземные переходы -- это долго,
дорого и, как показала практика, в конечном счете
неустойчиво в эксплуатации: даже с установленными там
видеокамерами переходы оказались приманкой для вандалов. Но
если вспомнить, что город имеет третье измерение не только
под, но и над поверхностью дорог, решение приходит
практически немедленно -- Иркутску срочно нужны надземные
переходы.

Улице Дзержинского, например, потребовалось бы не менее
шести, улице Карла Маркса -- не менее десятка, где-то
обошлись бы и одним-двумя: главное, сделать. Ни
технологически, ни конструктивно ничего сложного в этом
проекте нет, а преимуществ множество.

Во-первых, построить переход над узкими улицами в центре
города проще, чем прорыть переход под ними же. Во-вторых,
если сделать стенки перехода прозрачными (как это делают,
например, над скоростными трассами в Москве), то и освещения
им понадобится намного меньше, а вандалы будут на виду.
В-третьих, надземные переходы не страдают от подземных вод.


Светофоры -- затормозить!

Ощущение, что иркутские светофоры живут своей самостоятельной
жизнью и не столько помогают регулировать транспортный
поток, сколько тормозят его, возникало, полагаю, у многих.
Вековые пробки на перекрестке улиц Депутатской и
Советской, Байкальской и Советской, Ленина и
Дзержинского, Ленина и Горького обязаны своим
существованием именно тому, что регулировка светофоров не
учитывает количество транспорта, значительно выросшее со
времени установки светофоров.

А всего-то требуется -- перевести их из нынешнего режима,
разрешающего движение в течение 10--15 секунд (может, и
больше, но ощущение именно такое), на новый -- в два-четыре
раза больше. Проблема заключается в том, что разная скорость
реакции у водителей не позволяет всем машинам двинуться
одновременно и проехать перекресток за оптимальное время.
Поэтому, увеличив время работы разрешающего сигнала в
несколько раз, мы увеличим и количество машин, способных
проехать через перекресток за один цикл работы светофора.


Автобусы -- с улиц!

Как ни парадоксально, но следующее требование к тем, кто
ведает безопасностью и порядком на улицах города, должно
звучать именно так. Городской общественный транспорт может
довести до истерики не только сотрудника ГИБДД,
проверяющего, к примеру, состав выхлопных газов (сколько ни
штрафовали, сколько ни проверяли, но коптящий черным дымом
автобус скорее правило, чем исключение), но и любого
водителя, который, повернув, например, с улицы Тимирязева на
Ленина, обнаруживает вместо свободного проезда по четырем
полосам пробку, созданную исключительно большими автобусами.

Говорят, что транспорта в городе не хватает и в отдаленных
районах люди долго ждут на остановках. Ну еще бы! Все
автобусы толкутся в центре города.

Вообще же, ощущение такое, что водителей автобусов обучали в
диверсионной школе -- создавать пробки на ровном месте.
Зачем, спрашивается, водители автобусов на своих
крупногабаритных машинах выезжают в среднюю полосу на
перекрестке улиц Карла Либкнехта и Советской, если они
могут ехать только налево и своим поведением страшно мешают
тем, кто с этого перекрестка пытается уехать прямо?

Говорят, в конце октября в Государственную думу поступил
законопроект, по которому таких вот ретивых водителей будут
штрафовать уже не на сто рублей, как было раньше, а на
тысячу.

Еще один вопрос к водителям автобусов. Зачем они вообще
выезжают на левую полосу, если спустя пару минут или
пятьдесят метров (что в условиях центра города одно и то же)
им придется перестраиваться обратно -- перегораживая проезд
всем остальным участникам движения и замедляя поток
транспорта, -- чтобы попасть к остановке?

Логическому обоснованию такое поведение не поддается, но
нужно учитывать иркутскую специфику: остановки, как правило,
заняты либо частными машинами, либо таксистами. Тех тоже
можно понять: ни одной оборудованной стоянки в городе вы не
найдете, а стоянки у вокзала, аэропорта, автовокзала и на
сквере Кирова цивилизованными можно назвать с большой
натяжкой.

Если бы водители такси были среднестатистическими членами
гражданского общества, они бы давно уже завалили просьбами и
петициями соответствующие службы городской администрации и
добились бы улучшения условий работы. Но нет, поскольку это
наши люди, они лучше будут вести партизанскую борьбу со
всеми своими соседями, перегородят своими машинами правую
полосу, остановки и прилегающие газоны, -- но своих
позиций не сдадут.


Остановки -- с перекрестков!

Одно из двух: либо мы все -- либо они. Либо несколько
десятков человек, которые ради своего комфорта часами
занимают карманы остановок, либо тысячи горожан, которые
вынуждены ждать очередной автобус или троллейбус перед
остановкой -- рискуя свалиться под колеса и уклоняясь от
брызг.

Очень неплохо было бы перенести остановки чуть подальше от
перекрестков. Нагляднее всего видно, зачем это нужно
сделать, на остановке "Филармония": выстроившиеся
"паровозиком" автобусы не только занимают улицу Дзержинского
на пятьдесят метров в длину и на всю ширину проезжей части,
но и норовят пристроиться и высадить пассажиров прямо на
перекрестке.

Вялые усилия гаишников, эпизодически предпринимающих
трогательные усилия по ручной регулировке движения, не
помогают: кто-то до сих пор не может понять, что нельзя
пропускать все автобусные маршруты через Центральный рынок.

Стоит обратить внимание на угол улиц Трилиссера и
Байкальской: машины, поднимающиеся от улицы 25 Октября и
поворачивающие на Байкальскую, по сути, не могут повернуть,
потому что упираются в автобус или троллейбус, вольготно
расположившиеся сразу за перекрестком. Светофор работает
одинаково и для тех, кто едет навстречу, от улицы
Партизанской, так что вы либо ждете, пока все проедут (а
сигнал светофора тем временем меняется), либо выезжаете на
встречную, чтобы объехать пробку. Это если повезет, потому
что встречный поток, как правило, такой же плотный.

Или другой проблемный исключительно из-за остановки участок:
"Усадьба Сукачева" на Советской. Один-единственный
троллейбус, остановившийся не в отведенном ему кармане, а
сразу за перекрестком, где его по традиции ждет толпа,
перекрывает целую полосу. И всем остальным приходится
протискиваться мимо этого "сарая", который -- в силу полного
отсутствия глазомера у водителя -- стоит не у самого бордюра,
а в полуметре от него.

Такое же отсутствие глазомера можно наблюдать на любой
парковке. Машины строятся как бог на душу положит, но если
владелец крохотного "Витца" создает проблемы только себе, то
какой-нибудь огромный грузовик, непонятно зачем оказавшийся
в центре города в час пик, создает проблемы всем.


Вопросы без ответов

Вообще, с организацией движения в городе тоже надо
разобраться. Кто-нибудь может объяснить, почему товары в
магазины нужно завозить обязательно с улицы и обязательно в
разгар рабочего дня? А почему подметать улицы, выставляя на
проезжую часть деревянные заборчики с предупреждающими
знаками, нужно обязательно в час пик? Причем зачастую знак
стоит, а дворники героически курят в сторонке. И почему
тихоходные машины-пылесосы чаще можно увидеть днем, а не
ночью, когда они никому не мешают?

Почему менять элементы рекламных конструкций и лампы
освещения нужно менять обязательно с проезжей части и именно
в час пик? Кто и когда наведет наконец порядок с
разросшимися деревьями, которые не только загораживают вид
на поворотах, но и царапают проезжающие машины?

А ведь люди, которые знают ответы на эти вопросы, живут с
нами в одном городе...

Борис Самойлов, "Байкальские вести"

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии