Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Город и деревня: как найти баланс

27 сентября, 2021

Комитет по бюджету, ценообразованию, финансово- экономическому и налоговому законодательству Законодательного собрания на заседании 20 сентября под председательством Натальи Дикусаровой обсудил с представителями правительства региона исполнение бюджета области 2020 года. Это обязательная процедура перед рассмотрением бюджета на 2022 год.

По итогам 2020 года фактическое поступление доходов в областной бюджет составило 207 млрд 709,3 млн рублей, или 108,6 процента к плану, подготовленному в 2019 году. Налоговые и неналоговые поступления в бюджет сократились даже по сравнению с прогнозом областного министерства финансов и составили 94,2 процента (139 млрд 595,4 млн рублей). Поступления от налога на прибыль организаций оказались на 13 процентов меньше прогноза и дали бюджету 54,7 млрд рублей. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) сократился на 1,3 процента, до 42 млрд рублей.

Сокращение доходной части бюджета минфин объясняет падением цен на продукцию предприятий области. «Основной урон доходной части бюджета Иркутской области, как нефтедобывающего региона, нанесла ситуация с ценами на мировых сырьевых рынках. Если в 2018–2019 годах цена на нефть достигала максимальных за последние пять лет значений (по данным Минфина России, она составляла в 2018 году 70 долларов США за баррель нефти марки Urals, в 2019-м – 63,6 доллара), то в 2020 году – всего 41,73 доллара за баррель. Кроме того, в 2019 году впервые зафиксировано снижение добычи нефти в регионе.

Другим значимым фактором неисполнения плана по налогу на прибыль стало снижение цен на целлюлозу и реализация крупнейшим предприятием целлюлозно-бумажной промышленности масштабных инвестиционных проектов, затраты на которые уменьшают налогооблагаемую базу. В результате отчисления налога на прибыль организациями, осуществляющими производство бумаги и бумажных изделий, в 2020 году сократились на 3,1 млрд рублей (с 2,9 млрд рублей в 2019 году до минус 0,2 млрд рублей в 2020 году).

юджет области выполнил свои обязательства в основном за счет поступлений из федерального бюджета – они составили 68,1 млрд рублей, или 158,3 процента от плана. Область получила дотаций в два с половиной раза больше плана (14,89 млрд); субсидий на 22,8 процента больше (21 млрд). «Иные межбюджетные поступления» выросли по сравнению с планом в 2,16 раза и составили 18,5 млрд рублей.

Расходная часть областного бюджета за 2020 год исполнена на 108,7 процента к плану – 223 млрд 796,9 млн рублей. Дефицит бюджета составил 16,08 млрд (что на 1,3 млрд больше, чем планировали в 2019 году), а государственный долг вырос с 16,9 млрд в конце 2019 года до 29,67 млрд по итогам 2020 года. Комитет принял решение рекомендовать сессии одобрить отчет правительства об исполнении бюджета.

Министерство финансов внесло на рассмотрение комитета законопроект о заключении дополнительного соглашения между Министерством финансов РФ и министерством финансов Иркутской области. В соответствии с этим соглашением федеральное ведомство предоставит региону дополнительный кредит в размере 8 млрд рублей.

Законопроект № ПЗ-862 «О внесении изменений в отдельные законы Иркутской области» предполагает, что при образовании муниципального округа, в который войдут сельские поселения, будут установлены новые соотношения отчислений в бюджеты. Предполагается, что эта система начнет действовать с 1 января 2024 года.

Министр финансов Наталия Бояринова напомнила депутатам, что в области примерно треть населенных пунктов (более 800) не имеют собственных доходов хотя бы в таком объеме, чтобы финансировать собственные органы власти. Поэтому объединение таких дотационных населенных пунктов с городами-донорами – вопрос практически решенный, осталось только выбрать время и провести процедуры. Ассоциация муниципальных образований (АМО) проанализировала предложенный законопроект на примере Слюдянского района и города Байкальска и установила, что при некоторых сценариях Слюдянский муниципальный округ потеряет примерно 39 млн рублей. Более того, на заседании АМО палата городских округов выступила против законопроектов в целом: обязанности и полномочия у городских и муниципальных округов абсолютно идентичные, а нормативы отчислений разные. Палата городских округов выступила против законопроекта с полной ясностью и последовательностью, поэтому АМО не может поддержать законопроект.

Представитель АМО в ЗС Зоя Масловская отметила, что противоречия между территориями-донорами и территориями, нуждающимися в постоянной помощи из областного бюджета, устранить нельзя. Лидером среди «оппозиционеров» является Ангарск, который теряет от бюджетных маневров больше всего. За ним следует Байкальск, руководство которого предпочло бы выйти из состава Слюдянского муниципального округа и создать Байкальский городской округ, – в этом случае город оказывается в более выгодном положении. Несмотря на все противоречия и то, что даже министр финансов считает закон «сложным», комитет рекомендовал направить его на рассмотрение сессии. В состав проектного комитета по реализации региональных проектов комитет делегирует пять депутатов, которые будут заниматься вопросами «по профилю комитета» – то есть развитием экономики и инфраструктурными проектами.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии