Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Головокружение от высоты

03 ноября, 2011

 

 

Искусство, которое рождается «вдали»

 

 

В арт-галерее Dias Дианы Салацкой — новый вернисаж, собравший огромное число гостей, от художников и любителей живописи до представителей иностранных государств в лице сотрудников дипломатического корпуса.

 

Уютное и достаточно обширное выставочное пространство оказалось заполнено полотнами, сияющими то открытым, то приглушенным светом, игрой оттенков, разнообразием образов. Гости активно рассматривали работы, общались, делились впечатлениями, — не исключено, что и присматривались с целью купить какое-то особо понравившееся полотно.

Живописец Сергей Жилин, такой же сияющий, окруженный друзьями, — сегодня он не только виновник события, автор экспозиции, но и юбиляр, и вся выставка — юбилейная. Как сказал чуть позже Сергей Жилин, «я рад, что со своим 50-летним юбилеем вписался в 350-летний юбилей Иркутска», а что касается выставок — то эта у него в нынешнем юбилейном году далеко не первая. Всего он уже провел шестнадцать выставок, но подробнее об этом – чуть позже…

Отступление. Конь в пальто
на шоколадной фабрике

Какое все-таки счастье, что мы живем чуть в стороне от очагов бурно загнивающего (или тухло процветающего, что одно и то же) современного авангардного искусства! На днях в нашу белокаменную столицу, по новейшим веяниям — в бывшие цеха бывшей кондитерской фабрики «Красный Октябрь» (теперь здесь открыта арт-галерея) привезли выставку знаменитого итальянского художника, мастера, как вы догадались, именно современного актуального искусства. На обозрение представлены 200 штук поношенных пальто, уложенных по обе стороны от трамвайных путей, по которым катится детская коляска…

Не знаю, как воспринимают этот перфоманс москвичи, среди которых есть и умные, и подкованные, и продвинутые, но, боюсь, многие из нас могли бы не понять, что означают эти двести поношенных пальто вдоль рельсов. Не для наших, как говорится, умов! Можно было бы распорядиться ими по-своему — скажем, взять и раздать бездомным, — не будь эта одежонка частью произведения высокого искусства.

Но как бы ни умствовали по этому поводу кураторы-искусствоведы, вряд ли рядовой посетитель выставки сможет получить хоть какое-то эстетическое удовольствие, хоть какую-то пищу для размышлений от созерцания сей композиции. И, повторяю, какое счастье, что нас такие достижения пока не особенно коснулись!

Разумеется, наш Сергей Жилин, как человек достаточно молодой, тоже современен и как художник,, откликается на какие-то вопросы, могущие возникнуть в нашем сегодняшнем сознании — будь это философские вопросы бытия или вечные вопросы о предназначении и задачах искусства. Но решает он эти свои задачи и общается с нами по-своему, по старинке — посредством полотен, красок, цвета, света… И конечно, собственного дарования.

 

Без вождей в искусстве и политике

Вот как говорит о творчестве Жилина признанный мэтр, народный художник России и академик Виталий Смагин:

— Каждая выставка для художника — событие, но она же — событие и для культурной жизни города, области, страны, в зависимости от уровня события, от масштаба дарования автора. А Сергей Жилин — художник высокого профессионализма, у него и в экспозиции выстроено все профессионально. Я его знаю давно, он приехал в Иркутск с образованием, полученным не у нас. Но как художник состоялся именно в Иркутске и, я считаю, впитал наши, иркутские, традиции, иркутскую школу.

Его наверняка спрашивают, какого направления он придерживается, а то и сами пытаются определить его стиль… Но я скажу: живопись Жилина вобрала в себя многие открытия современного искусства, начиная еще с прошлого, двадцатого века. У него сложилось свое, особое отношение к цвету — он обращается с цветом как с основным выразителем своих задач в искусстве. Это отношение лежит в русле постимпрессионистических открытий. Я бы не стал говорить, что это авангард, — эта формулировка емкая, в нее входят и иные течения, и не только все то, что отрицает предыдущее, но и то, что подчиняется определенным законам вождей в искусстве и в политике. Это очень важно. Потому что авангард иногда представляют только как искусство беспредметное, а это не совсем так.

Соцреализм как раз подвержен авангардным веяниям. И когда художника спрашивают, где у него правда жизни, — это не совсем верно; надо спрашивать — где же здесь художественная правда. Забывать о художественной правде жизни и требовать от автора того, что задумано кем-то, не им самим, — это и есть слом личности, творческой индивидуальности. Так вот, художники, подобные Жилину, избегают таких влияний и в упорном любимом труде достигают таких вершин, которые мы видим сейчас на этой выставке.

 

Не сизифов труд

Хозяйка арт-галереи Диана Салацкая и член правления регионального отделения Союза художников России Юрий Квасов не просто поздравили Сергея Жилина, но и сообщили приятную новость. Оказывается, Сергей — дипломант недавно завершившейся выставки иркутских художников в Москве. Юбиляру тут же вручили диплом за достижения в творчестве и содействие развитию изобразительного искусства России.

А теперь — еще несколько слов о той невероятной выставочной активности, которую проявил в этом году Жилин. Действительно, как можно суметь выставиться несколько раз в год и при этом показывать не одни и те же работы?

— Это мой авторский проект, — рассказывает Сергей. — То есть задумана такая тройная выставка, две из них — по городам области, в рамках программы министерства культуры и архивов «Деятели культуры — жителям области». Не секрет, что в область художники везут свои работы не очень охотно — это довольно затратно, хлопотно… Но у меня две выставки были проведены, в Ангарске и Шелехове, обе достаточно объемные, и это были разные работы: этюды, иркутский пейзаж, Байкал, портреты друзей. Достаточно демократичные, более понятные широкому кругу зрителей. А эта выставка формировалась для города, для галереи; параллельно шла работа над каталогом, который тоже хотелось сделать достойно и качественно. Параллельно проходили и другие выставки — в Новосибирске, Новокузнецке; шла Всесибирская выставка автопортрета… В них я тоже принимал участие. Пропускать не хотелось, все шло параллельно, жестко, сложно.

— И при этом ты писал и что-то новое?

-Да, писал. Удавалось и поработать над новым.

— Я увидела у тебя несколько работ из новой серии – китайской…

— Да, несколько работ я сделал в Китае. Я выезжал туда не так давно по заказу одного из коллекционеров и по его просьбе сделал несколько работ для его дома — у него несколько залов, и один из них был посвящен искусству Китая. Так вот, была организована серьезная поездка по пяти городам и регионам Китая, скажем, я побывал на озере Сиху. Это знаковое место для китайцев, как для нас — Байкал. Там была написана работа «Лодочники», например.

Еще одна работа этого цикла — горный хребет, который любили изображать древние мастера традиционными для Китая техниками — тушью на рисовой бумаге. Я написал его по-своему… Это очень впечатляющий пейзаж — облака протыкаются горными вершинами. Всего там было создано больше  пятнадцати работ, кое-что из них я показываю на этой выставке. Запомнится надолго и сам процесс работы. Пришлось преодолевать несколько километров, подниматься высоко над уровнем моря, тащить с собой в горы теплую одежду, мольберты, краски, холст… Это был титанический труд! Плюс  непосредственная работа художника.

Утешает одно: в отличие от мифического Сизифа, катившего камень на вершину горы, труд Сергея Жилина отнюдь не напрасен. В результате его титанических усилий родились эффектные, поражающие воображение полотна. Горы дышат студеным разреженным воздухом головокружительной высоты, облака плывут где-то под ногами… Не бывая на этих вершинах, мы можем пережить ту же гамму чувств, что выпали на долю живописца.

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».
Фото автора.

На фото автора: Диана Салацкая; Сергей Жилин

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии