Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Голос судьбы. Федор Иванович Шаляпин

14 января, 2013

 

Окончание. Начало в № 69 за 2012 год

 

Сквозь тернии к звездам. Педагог Усатов

Однажды на пороге оружейного магазина Шаляпина остановил знакомый итальянец Понтэ. Федора накормили, привели в себя. Молодость — Федору было 19 лет — брала свое. Он устроился писцом в контору и стал жить с хористкой Марией Шульц, красивой, но сильно пьющей девушкой. Однако вскоре на почве ее пьянства они поругались, и она уехала в Баку.

Знакомые, обратив внимание на талант Шаляпина, посоветовали Федору взять уроки у преподавателя музыки, в прошлом артиста императорских театров Д.А.Усатова. Учитель сразу принял  ученика. Шаляпину опять повезло, появился шанс теперь уже на избранной ниве профессионально и внутренне вырасти и доказать избранному обществу свое право жить и действовать в мире музыки и театра. Федора переодели, накормили, обучили основам этикета, а главное — основам музыкального искусства, оперного пения. Усатов разучил с ним «Фауста» Ш.Гуно, «Русалку» А.С.Даргомыжского, «Жизнь за царя» М.И.Глинки и добавил: «Это ваши кормильцы». Он ввел новичка в музыкальный кружок, а вскоре и в «оперу Любимова», уже по контракту.

«Весь басовый репертуар лег на мои плечи, — вспоминал Шаляпин. — Я был вынослив, как верблюд, и мог петь круглые сутки. Каждая роль брала за душу». В конце сезона-1893/94, в целом успешно отыграв 62 спектакля (!) и бенефис, Шаляпин заручился рекомендательными письмами и собрался в Москву по Военно-Грузинской дороге. Еще в кружке Шаляпин познакомился со студенткой Петербургской консерватории Ольгой и влюбился в нее. Но Ольга ехать с ним отказалась. «Моя первая юношеская любовь, — заключил Федор, — не удалась».

 

Мариинский театр

В Москве Шаляпин оставил заявку в театральном бюро Рассохиной и в июле получил приглашение. Антрепренер Лентовский взял его петь в сад «Аркадия», в Петербург.

Лето в «Аркадии» прошло серо и безденежно. Осенью Шаляпин поступил в Панаевский театр в Петербурге. Успех принесло выступление в сентябре-октябре 1894 года в опере Ш.Гуно «Фауст» в роли Мефистофеля и в опере Д.Мейербера «Роберт дьявол». Дала о себе знать музыкальная школа Усатова, сбылись и его предсказания. Шаляпину сообщили, что им интересуются в Мариинском театре. Вскоре состоялась проба. Он спел четвертый акт «Жизни за царя» и был зачислен в состав труппы императорских театров на три года — с 1 февраля 1895 по 1 сентября 1898 года с оплатой 200—300 рублей в месяц.

 

Артист императорских театров

Федор Шаляпин оказался на пороге мира высокого искусства, в котором он мог в полной мере раскрыть свой талант. У него были огромные потенциальные возможности для развития: «демоническая внешность», великий нереализованный актерский талант, свое видение внешнего антуража и содержания  ролей. Он изменился внешне: научился носить фрак и лаковые ботинки, правильно пользоваться ножом и вилкой, уверенно держался в компании и постоянно учился. Правда, жил Шаляпин, как и раньше, в «грязненькой комнатке» «приюта артистической богемы» — Пеле-Рояле.

Он имел успех в Панаевском театре, получал цветы от поклонниц, читал похвальные рецензии о себе, встречался с «прекрасной, как Венера, и, как Венера, безграмотной» Елизаветой. Все это кружило голову.

В Мариинском он получил партию Руслана в опере М.И.Глинки «Руслан и Людмила». Времени на подготовку дали три недели. 17 апреля 1895 года состоялась премьера. «С первой же ноты, — вспоминал Шаляпин, — я почувствовал, что пою плохо». По его же словам, «на другой день газеты писали, что некто Шаляпин… пел Руслана весьма скверно» и что после Мельникова поручили роль «невежественному молокососу». В театре Шаляпина оставили, но ролей новых старались не давать.

В конце первого сезона ему предложили наконец исполнить партию Мельника в опере А.С.Даргомыжского «Русалка». «Я спел Мельника, — вспоминал Шаляпин, — с большим успехом». Товарищи по сцене не поздравили, режиссер равнодушно отвернулся.

 

У Саввы Мамонтова

Творческая неудовлетворенность, натянутые отношения с коллегами в театре угнетали Шаляпина. На сцене его подавлял ореол его предшественника — Мельникова. Реализовать свои возможности ему не давали. «Душа опустела, — вспоминал он. — Я… дошел до какого-то распутья и не знал — куда идти дальше».

На лето пригласили в Нижний Новгород на выставку, которая открывалась 28 мая 1896 года. Город ему понравился. Артисты в театре приняли хорошо. Как-то после спектакля Шаляпин познакомился с Саввой Ивановичем Мамонтовым, известным меценатом, хозяином оперы. Какое-то время Мамонтов приглядывался к Шаляпину и однажды предложил ему перейти в его оперу в Москву на хороших условиях. Шаляпин вернулся было в Петербург, но не выдержал и, бросив все, осенью 1896 года перебрался в Москву. Мамонтов предложил ему контракт с оплатой в 600 рублей в месяц на три года и согласился оплатить половину неустойки — 3600 рублей за досрочное прекращение контракта с Мариинским театром.

 

Музыка любви

Была еще одна причина, которая заставила Шаляпина досрочно покинуть Петербург.

В театре Мамонтова он влюбился в итальянскую балерину, свою ровесницу Иолу Игнатьевну Торнаги. 27 июля 1898 года в селе Гагино, Владимирской губернии, они обвенчались. Иола оставила театр. С 1899 по 1905 год у них родилось шестеро детей — Игорь, Ирина, Лидия, Борис, близнецы Татьяна и Федор. Личные и творческие отношения развивались параллельно. Наконец в судьбе Шаляпина все сошлось воедино: талант, любовь, взаимопонимание, творчество, успех. После успешной премьеры в «Жизни за царя» М.И.Глинки Шаляпин обратился с просьбой к Мамонтову разрешить ему петь Мефистофеля в другом костюме и гриме, отступить от театральной традиции. Ему пошли навстречу. «Я… нашел себя другого, свободного, чувствующего свою силу и красоту… — вспоминал Шаляпин, — играл… и сам радовался». Скандинавский художник А.Цорн, побывавший осенью 1896 года на спектакле «Фауст», заметил: «Такого артиста в Европе нет! Это что-то невиданное!». После успеха в «Фаусте» Мамонтов разрешил Шаляпину самому решать, что и как ставить.

 

Петербург

Итак, у Мамонтова Шаляпин впервые получил возможность реализовать свое видение русской оперы. «Я… начал совершенствовать все роли моего репертуара, — вспоминал он, — Сусанина, Мельника, Мефистофеля… Как будто цепи спали с моей души».

Он работал над Иваном Грозным, Борисом Годуновым. Певец дружил с М.Горьким, общался с музыкантами С.В.Рахманиновым, Н.А.Римским-Корсаковым, с художниками В.А.Серовым, М.А.Врубелем, В.М.Васнецовым, К.А.Коровиным, В.Д.Поленовым, критиком В.В.Стасовым, писателем Л.Н.Толстым, историком В.О.Ключевским. Это способствовало расширению его кругозора, развитию вкуса, уяснению драматизма русской истории. Его заметил и высоко оценил Стасов.

«Мои успехи на сцене, — сообщал Шаляпин, — были замечены дирекцией императорских театров». Контракт с Мамонтовым истекал, и 24 декабря 1898 года Шаляпин подписал новый контракт с Мариинским театром на три года с окладом от 750 до 900 рублей в месяц.

 

За рубежом

Еще в 1897 году Шаляпин ездил в Париж как турист. В 1899-м он поехал туда вновь. Выступал в кружках любителей музыки, пел Мусоргского, Глинку, Шуберта, Шумана, мечтал о большем.

24 мая 1900 года он получил предложение исполнить Мефистофеля Бойто в миланской опере — театре «Ла Скала». К этому времени Шаляпин уже говорил на итальянском и французском языках. Итальянцы согласились оплатить 15 000 франков за десять спектаклей. На репетиции дирижер Тосканини, после выступления Шаляпина в полный голос, в присутствии Карузо, в то время начинающего артиста, произнес: «Браво!»

Во время спектакля, вспоминал Шаляпин, «зал безумствовал, прервав «Пролог» посередине, а я чувствовал, что… распадаюсь, не могу стоять».

Земля слухами полнится. После этого успеха предложения стали следовать одно за другим. Он покоряет Англию, Францию — Париж и Лондон с С.П.Дягилевым, Германию, Америку, Южную Америку, поет в театре Рауля Гинсбурга в Монте-Карло, получает ордена в Германии, Франции, в России, от эмира Бухары, становится всемирно известным и востребованным артистом.

Помимо заграницы Шаляпин работал и в Петербурге, в 1915 году снимался в кино в роли Ивана Грозного. Он отыскал могилу матери, помогал отцу и брату.

Иола с детьми жила в Москве. Но в 1910 году в городе на Неве у него фактически появилась новая семья. Новой женой Шаляпина стала Мария Валентиновна Элухен (Петцольд) (род. 1883), от которой у него в 1910, 1912, 1921 годах родились три дочери – Марфа, Марина и Дассия. С Иолой Торнаги Шаляпин до поры не разрывал отношений и развелся лишь во Франции в 1927 году. А тогда, в период с 1910 по 1918-й, она получала от него письма из Монте-Карло, Ниццы, Парижа, Петрограда.

 

Выбор. Революция

Шаляпин смолоду сочувствовал революции. А когда она началась, в письме от 12 марта 1917 года «милой Иолине» называл текущие дни великими. Он не раз бесплатно выступал для народа. В дни Первой мировой войны содержал два госпиталя на 70 коек. В марте-апреле 1918 года Шаляпину предложили стать художественным руководителем Мариинского театра. Подобное предложение поступило и от Большого театра. Он остался в Петрограде.

В 1918 году Шаляпин стал первым в России народным артистом республики.

За годы артистической карьеры он далеко ушел от круга общения и стиля жизни Суконной слободы, стал совершенно иным: влиятельным, богатым, дружил с аристократами. В год революции ему исполнилось 44 года.

И вот… привычный уклад рухнул. Изменился зритель. Эйфория первых дней прошла. У него конфисковали дом, машину, сбережения в банке — 200 000 рублей, столовое серебро, запасы вина. Шаляпин и его петербургская семья постоянно ощущали мелкие придирки новой власти. Чтобы защитить театр и семью от нападок, он встречался с Луначарским, Дзержинским, Зиновьевым, Каменевым, Троцким, Сталиным, Лениным. Это временно помогало.

Вскоре он понял то, чего до сих пор не поняли многие: особенность России, ее беда была не только в личности вождя. Наши «низы» и отчасти «верхи» в революции, а затем в быту, в повседневной жизни истово поклонялись догме, были не только заодно с вождем, но и часто шли впереди самого папы Римского.

В 1922 году Шаляпин с семьей покинул Россию.

 

В Париже

У него складывались успешные гастроли в Европе, Америке. В 1932 году он снялся в кинофильме «Дон Кихот» Г.Пабста. Жил с семьей в своем доме в Париже.

А 24 августа 1927 года на родине его лишили звания народного артиста…

В 1935—1936 годах Шаляпин был на гастролях в Китае, Японии, Америке. В мае 1937-го он вернулся в Париж уже больным, со странной зеленой шишкой на лбу. Осенью, превозмогая болезнь, вновь дал несколько концертов в Лондоне.

Дома консилиум врачей поставил диагноз — лейкемия. В письме дочери Ирине 6 декабря 1937 года Шаляпин писал: «Лежу… в кровати… читаю… и вспоминаю прошлое: театры, города, лишения и успехи… Сколько ролей сыграл! И, кажется, недурно. Вот тебе и вятский мужичонко… Страшно злюсь: как это я! …Зубы шатаются, и сердце захворало».

12 апреля 1938 года Шаляпин ушел из жизни. Его похоронили на парижском кладбище Батиньоль.

Через 46 лет, 29 октября 1984 года, сын Федор перезахоронил отца в Москве на Новодевичьем кладбище, а 31 октября 1986 года на его могиле состоялось открытие надгробного памятника.

Обе жены надолго пережили своего героя. Иола ушла из жизни в Риме в 1965 году, Мария — в 1964-м.

 

Странник

Великий Шаляпин был отражением расколотой русской действительности: босяк и аристократ, семьянин и «бегун», странник, завсегдатай ресторанов… Иррациональное начало сочеталось в нем с огромной формообразующей силой искусства, присущей только великим деятелям русской истории. Он был носителем величия русского духа — Ивана Грозного, Бориса Годунова, Стеньки Разина… Он как никто другой глубоко понимал, смог донести до нашего человека и открыть западному зрителю и слушателю его глубины. В Мефистофеле, Дон Кихоте, Сальери он заставил человека посмотреть на себя со стороны и увидеть,  вслед за ним, новое в себе, в своей культуре.

Александр Маджаров, доктор исторических наук,
профессор Иркутского государственного университета,
специально для «Байкальских вестей»

На фото: Париж, последние годы…

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии