Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Глазами земного космонавта

26 сентября, 2011

 

 

 

В этих работах — символика, мистика, гармония...

 

 

«Космос кочевника» — так называется экспозиция мастера художественной керамики Татьяны Ерошенко. Выставка открылась в галерее современного искусства «Дом художника» и собрала на удивление много гостей.

 

Это первый персональный отчет художницы перед своим зрителем, хотя на многих коллективных, тематических выставках можно было увидеть ее композиции. За последние годы мы видели серии ее светильников, декоративных чайников, выполненных мастерски, с юмором; но в таком разнообразии, от малых скульптурных форм до ландшафтной пластики, художница выставляется впервые.

Видно, что Татьяна рада вниманию гостей, друзей, коллег, и все же приглашает всех прийти сюда еще раз — чтобы была возможность без суеты, в тишине побыть с каждой работой наедине и проникнуться ее духом.

Действительно, что есть космос кочевника, его мир? Это степь и... именно космос над головой, высокий, бездонный, черный космос. Разумеется, в древности его воспринимали иначе, чем сейчас, никак не связывая с техническим прогрессом и «освоением». И если ночной космос более наполнялся мистикой, то дневной — обыденными заботами, сопровождавшими жизнь кочевых племен. Отсюда — этнические мотивы, формы и линии, которые напоминают нам формы и линии времен наскальной живописи. Отсюда — неизведанный космос человеческой души...

 

Татьяна Ерошенко родилась в 1975 году в Усть-Куте, в 2001 году окончила Красноярский государственный художественный институт по специальности «художественная керамика». Живет в Иркутске. Член Союза художников России, участница областных, региональных, всероссийских выставок.

 

— Татьяна, почему вы обратились к этой теме и почему ваш взгляд обращен в прошлое?

— Я почему-то неравнодушна к теме кочевий — может, с генами что-то передалось от предков-кочевников? Когда мы были в Хакасии, меня просто покорили степи. После этого родилась серия декоративных блюд...

...роспись которых напоминает галактические спирали, — хочется добавить к словам Татьяны. Заметим кстати, что не только хакасские степи и пески, но и степи байкальские — ольхонские — резонируют с душой художницы.

— Когда я вела в техническом университете курс художественной керамики, меня сильно вдохновила эпоха бронзы, ее символизм, знаковость, особое отношение человека к природе, — продолжает Татьяна Ерошенко, — меня это очень зацепило.  Это, очевидно, было актуально тогда, актуально и сегодня.

— Как прочесть нам, людям двадцать первого века, эти знаки? Если изобразительный ряд перевести в словесные формы, что нам посылают через вас предки, какую информацию?

— Нам всем не хватает связи с природой. Мой кочевник существует в одиночестве в степи, неспешный, в полной гармонии с миром. Он никуда не торопится, в отличие от нас, современных людей. Нынешний человек другой — он вечно спешит, у него другие ритмы жизни. А когда человек близок к природе, он ориентируется в пространстве по солнцу и звездам, он знает, каким будет урожай и скоро ли выпадет дождь. То есть эти люди умели читать знаки природы. Мы это растеряли.

— Таня, человек лепит глину, мнет, формует ее... А глина — лепит человека?

— Глина?.. В работе с ней требуется невероятнейшее трудолюбие, настойчивость, терпение. И наверное, она добавляет в характер человека определенные черты.

— Какие добавила вам?

— Эти и добавила. Настойчивость, терпение. Я не знаю, кто из нас упрямее: я с детства упрямый человек и сейчас стараюсь добиваться своего, — но я дружу с глиной. Мы с ней стараемся не конфликтовать, не боремся друг с другом. Мы нужны друг другу.

— Вкрапления в глиняную массу гальки, крупного песка —это ваше изобретение?

— Я не видела у других такого, хотя, думаю, это не мое ноу-хау. Наверное, что-то подобное уже было придумано. В глину что-то добавляли всегда — органику, шамот, дробленые ракушки... Просто я взяла более крупные фракции. К тому же я использую это для достижения декоративного эффекта, — а древнему человеку это было чуждо, у него цели были другие — оберегательные, утилитарные.

Татьяна еще рассказывает о своих больших и маленьких секретах работы, с благодарностью вспоминает учителей, коллег-керамистов, родителей, которые всегда ее поддерживают, двух дочек, которые тоже пришли на открытие выставки. Сообщает и такой любопытный факт:

— Мы с мужем Сергеем, — а он у меня гончар, — открываем студию для детей и взрослых в новом микрорайоне Зеленый берег, который находится недалеко от Юбилейного. Это будет школа керамики и гончарного мастерства. Пусть все, кого это интересует, приходят, пробуют свои силы.

Были на вернисаже особо заинтересованные зрители — это коллеги-керамисты. Вот что говорит Наталья Рубцова:

— На некоторые работы просто нельзя не обратить внимание.  Повозка с кочевником, с массивными колесами, утопающими в песке, — это так трогает своей правдой, достоверностью. Таня открылась для меня впервые лет десять назад, и уже тогда она заявила о себе и от этого не отступает. Показала, что ее «походная тема» представляет для нее не временный интерес, а долгосрочную перспективу. Для меня ее творчество ассоциируется со стихами Новеллы Матвеевой:

Ах, как долго, долго едем!
Как трудна в горах дорога!
Чуть видны вдали хребты туманной сьерры...

Вот этот кочевой мотив, ей свойственный, ею разрабатываемый, кажется мне наиболее выражающим ее внутреннюю сущность. Все другое, на мой взгляд, для нее не так важно.

К разговору присоединилась керамист Елена Таволжанская; затронули тему светильников, которых у нее целая серия, вспомнили и странного ангела, а может, это была женщина, похожая на ангела, но — с внутренним надломом?

— Трещина проходила через все ее тело, в груди ее была подсветка, и в полумраке этот свет изнутри превращал трещину в какую-то молнию. Смотришь — и мороз по коже... Таня все-таки очень чуткий, думающий художник. Художник с обнаженными нервами. А вообще, глину надо уметь почувствовать. Педагогическая работа добавила ей уверенности в себе, она умеет настоять на своем, иногда в отстаивании своего видения темы становится ершистой....

Татьяна действительно семь лет преподает в техническом университете на кафедре дизайна, передает свою любовь к непростому материалу — керамике — студентам, и многие из них становятся в каком-то смысле ее последователями — проявляются как художники и дизайнеры.

А вот как интерпретирует ее творчество искусствовед Ольга Лось:

— В своих работах художник стремится передать не натуралистическую схожесть с вдохновившим ее предметом, а его суть. Автор сумела найти ту степень стилизации мотивов, которая не мешает их узнаваемости. Визуальная простота многих образов интеллектуально наполнена: обобщая форму почти до знака-символа, художник вызывает у зрителя самые разнообразные ассоциации.

Куратор галереи Надежда Куклина считает, что и ее декоративные блюда, и напольные фигуры, и ее «Острова» с чайками, присевшими отдохнуть на «древних изваяниях», — все это привлекает внимание зрителя к современному искусству керамики как самодостаточному виду искусства.

Выставка будет работать до конца месяца, и любой, в ком проснется зрительский интерес, сможет увидеть «космос кочевника» Татьяны Ерошенко своими глазами.

 

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».

Фото Людмилы Ерошенко, специально для «Байкальских вестей»

 

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии