Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Гимн человеку

18 августа, 2014

 

Августовское солнце, неимоверно жаркое в этот день, плавило асфальт и жгло головы прохожих. Я свернула с большой улицы в сторону, слегка толкнув  калитку  красивой  металлической  ограды, она, чуть скрипнув, впустила меня? и я оказалась в маленьком  уютном  дворике перед художественным музеем. Еще одна дверь, и я в музее. Гул и шум города остались позади.  Казалось бы, несколько шагов — и ты попадаешь в  совершенно  иной мир. Мир тишины, покоя,  приятной прохлады с занавешенными окнами, застывшей в картинах и скульптуре, истории. По широкой  парадной лестнице поднимаюсь на второй этаж. Здесь, в большом зале, проходит выставка, посвященная 85-летию со дня рождения выдающегося мастера живописи Аркадия Вычугжанина. Эта выставка и есть предмет моего визита. Самого мастера давно нет с нами, но память о нем жива.

Аркадий Иванович Вычугжанин был человеком немногословным, не обремененным славой, почестями, званиями, наградами и, наверное, очень  бы удивился и смутился, что отдали ему под выставку лучший музей города, самый большой и красивый зал.

Аркадий Вычугжанин — один из лучших портретистов в жанре психологического портрета. Ему всегда  был интересен человек, его внутренний мир, его характер, думы, размышления. Ему было дано чувствовать и передавать на своих полотнах тонкий внутренний  мир человека. Художник, он давал нам ключи к восприятию целой гаммы настроений, которые отражались в глазах его героев. А герои эти были люди разные: возраста, профессий, устремлений, образования, жизненного уклада. Будь то портрет художника Бориса Бычкова, скульптора Ряшенцева, историка Вендриха,  телятницы Нестерчук, бывшей чекистки Башариной-Соболевской, театрального художника Светланы Гаращук, колхозного садовода Малеева или иркутского мальчишки Лени  Киселёва.

Эта выставка — словно гимн человеку и человечеству. Со мною на выставке была юная двадцатилетняя спутница. Что ей, девушке  современного поколения, эти давно ушедшие люди на портретах художника — та же чекистка Башарина-Соболевская с твердым и упрямым взглядом или замечтавшийся у окна мальчик Лёнька, на минуту отложивший в сторону  перочинный нож и лесные коренья,  венгерский крестьянин или уставшая учительница у стенда с газетами. Эти портреты написаны Аркадием Ивановичем, в основном, в 60—70-е годы прошлого  столетия. Совсем другая эпоха, но притягивало что-то неуловимо родное и близкое...  И, как оказалось, не только меня.

— Очень интересная выставка, — сказала спутница. — Картины великолепны, может, потому, что я тоже люблю жанр психологического портрета и реалистическую живопись. От них исходит тепло, энергия и жизнь: простая, обыденная, не придуманная. Возле каждой работы можно стоять и подолгу смотреть и «читать» эту картину, находить что-то новое для себя и все больше и больше открывать человека и самого художника.

Аркадий Вычугжанин был строгим судьей своим работам и трудился над некоторыми из них по нескольку лет, откладывая в сторону одни из них и снова к ним возвращаясь, постоянно шлифуя и совершенствуя…

Портреты его кисти — это не стремление как можно эффектнее подать того или иного «персонажа». Напротив, он  может  подчеркнуть невыигрышность и обыденность внешности, одежды, выражения лица,  ведь не это было главным  для художника. Для него была важна попытка  разглядеть  его внутренний свет. Этот свет до сих пор струится от его  работ.  А его  «Автопортрет», написанный в 1959 году, и вовсе обладает какой-то магической силой. Я то и дело возвращалась к нему и не могла оторваться. Большой белый холст, перед которым в напряженном раздумье застыл художник. Догорает забытая папироса, но пальцы продолжают ее сжимать. Слева, за холстом, будто тени из прошлого, образы пожилых женщин: спокойные, мудрые  лица,  прибранные под платок волосы, из-под которых смотрят  печальные, светлые, прекрасные глаза Женщины-Матери.

Он оставил нам своих учеников, которые, взяв от Учителя основы, пошли своими дорогами, но помня его Уроки. Это великолепные иркутские художники, которыми гордится не только наш город, — Галина Новикова, Виктор Мироненко, Александр Муравьев, Лев Гимов, Владимир Кузьмин, Анатолий Седов…

— Мудрость и достоинство были главными качествами Аркадия Ивановича, — рассказывает искусствовед Тамара Драница, — достоинство свое он сохранял всегда, и в самых «недостойных», и в самых смешных житейских ситуациях. Негромко сказанное слово этого молчаливого от природы  человека с головой античного философа останавливало самых отчаянных спорщиков, было истиной в последней инстанции.

Когда переходишь от картины к картине, вглядываешься в лица, не покидает ощущение, что художник знал о человеке то, чего никто не знает. И нам он открывает эту тайну. Потому, наверное, искусствоведы и называют Вычугжанина одним из лучших и крупнейших портретистов России, подчеркивая актуальность, свежесть, живость его работ и то, что художнику удалось проникнуть в самые глубины человеческой души.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

На фото автора: Портреты работы Аркадия Вычугжанина:

Учительница Н.В.Кондратенкова;

Иркутский историк Г.А.Вендрих;

Бывшая чекистка Е.Н.Башарина-Соболевская

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии