Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

От слов… опять к словам, или Байкальский бег по кругу

09 октября, 2017

Комитет Государственной думы по экологии и охране окружающей среды провел 26 сентября очередное заседание, полностью посвященное проблемам Байкала. Мы представляем читателям выдержки из стенограммы этого заседания, проведенного председателем комитета Ольгой Тимофеевой.

Прокуратура называет цифры

Открывая заседание, Ольга Тимофеева сообщила, что на заседании присутствуют семеро членов комитета, еще четыре доверенности переданы ей как председателю. В повестке дня значились четыре законопроекта, которые так или иначе касались охраны озера Байкал. Однако председатель предложила начать с другого: «Посмотреть, что сегодня происходит на Байкале и какова сегодня его текущая ситуация, тем более что в последние месяцы в территориях, которые находятся рядом с Байкалом, прошло огромное количество форумов, мероприятий, когда приезжала наука, приезжали чиновники высокого ранга. И один из них — это был президент страны, который наглядно увидел то, что происходит. И на самом деле были даны прямые поручения».

Именно поэтому первым слово дали начальнику отдела по надзору за исполнением законов в экологической сфере Генеральной прокуратуры РФ Евгению Надыршину, который сообщил, что по фактам выявленных нарушений природоохранного законодательства на Байкальской природной территории (БПТ) только в Иркутской области и в Республике Бурятия в 2016 и 2017 годах возбуждено 64 уголовных дела, к дисциплинарной ответственности привлечено 828 должностных лиц, еще 427 — к административной ответственности. Прокуратурой опротестовано 85 нормативно-правовых актов региональных органов и органов местного самоуправления. Итогом стало освобождение и возвращение государству 23 гектаров незаконно распределенных земель только в Иркутской области.

Выбросы вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников на БПТ в Иркутской области составляют 426,6 тыс. тонн, а всего по Забайкальскому краю, Республике Бурятия и Иркутской области — более 700 тыс. тонн. В Бурятии особое внимание обращено на соблюдение водного законодательства, поскольку там протекают 30 тысяч рек и расположено 35 тысяч озер, которые дают 90 процентов всего водотока озера Байкал. Из 28 очистных сооружений в населенных пунктах Бурятии экологическим нормативам соответствуют только четыре, общий объем сбросов загрязняющих веществ в водные объекты за последние два года составил 78 млн кубометров.

В 2017 году проводится реконструкция очистных сооружений Улан-Удэ, осуществляющих сброс в реку Селенгу, но реконструкцией очистных только в Улан-Удэ проблему не решить. Очистные в поселке Таурово введены в эксплуатацию в 1978 году, в селе Таловка — в 1960 году, поселке Каменске — в 1980 году и так далее. Объекты ни разу не модернизировались. С территории Иркутской области и Бурятии в озеро Байкал за 2016 год поступило 362 тонны загрязняющих веществ, а в его бассейн — 2,43 млн кубометров сточных вод, содержащих вредные вещества.

«Горячие точки» бьют ключом

Прокуроры выяснили, что ряд объектов строится без положительного заключения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), наличие которой по закону «Об охране озера Байкал» обязательно. Всего в 2015—2017 годах выдано 734 разрешения на строительство хозяйственных объектов, промышленных объектов, производственной инфраструктуры, дорожной инфраструктуры и так далее, в том числе Росприроднадзором по Иркутской области — 493 положительных заключения.

В Ангарске вскрыто 13 объектов, которые получили разрешение на строительство при отсутствии экологической экспертизы. Все они опротестованы прокурором, всего же в Иркутской области без положительного заключения ГЭЭ возведено либо находится в стадии строительства 50 объектов. В Бурятии работы по расчистке и дноуглублению русла рек Улюкчикана, Кынгырги и Уды проводились на основании государственного контракта, заключенного Минприроды региона, по проектно-сметной документации, не прошедшей ГЭЭ. По озеру курсируют (по разным данным) более двух тысяч судов, включая маломерные, а приемом подсланевых вод и отходов от их деятельности на Байкале занимается лишь одно судно — «Самотлор». По информации экспертов, объем нефтесодержащих вод, которые сбрасываются прямо в Байкал, составляет более 417 тонн в одну только навигацию.

Отвечать на замечания прокуратуры первым пришлось министру природных ресурсов Бурятии Юрию Сафьянову. Он признал, что ключевая проблема — это очистные сооружения, которые не соответствуют требованиям, так как износ оборудования составляет 70 процентов. Вторая «горячая точка» — город Северобайкальск: региональное правительство выделило деньги для разработки проектно-сметной документации на реконструкцию очистных, а в Нижнеангарске их закончат и сдадут до конца года. В реестре Бурприроднадзора числятся более трехсот несанкционированных свалок, и правительство даже разработало схему их ликвидации. Но по рекомендации федерального министра будет ее перерабатывать, чтобы скоординировать усилия с Иркутской областью и Забайкальским краем.

Не введено, не обеспечено, не сделано…

Аудитор Счетной палаты Бато Жамбалнимбуев представил депутатам отчет об исполнении федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал» и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012—2020 годы». Государственным заказчиком и  координатором программы является Минприроды РФ, государственными заказчиками — еще шесть федеральных органов исполнительной власти, включая Минстрой России, на долю которого в 2016 году приходилось 60 процентов финансирования программы. Кассовое исполнение расходов по программе в 2016 году составляло 87,6 процента и было самым низким за последние четыре года, в 2013—2015 годах исполнение составляло от 98 до 94,6 процента.

Не были выполнены семь из девяти показателей программы, в том числе охват БПТ государственным экологическим мониторингом, сокращение сбросов загрязненных сточных вод, сокращение непереработанных и не размещенных на полигонах отходов, отношение площади особо охраняемых природных территорий, пройденных пожарами, к количеству пожаров. Счетная палата отмечает и нарушение сроков реализации мероприятий. С 2013 по 2015 год на ликвидацию накопленных отходов Байкальского ЦБК «Центру развития водохозяйственного комплекса» (подчинен Минприроды РФ) было выделено 2,7 млрд рублей, которые — за исключением расходов на проектирование в сумме 131 млн рублей — в 2016 году были возвращены в федеральный бюджет.

— В дальнейшем этим мероприятием, по информации Минприроды, будет заниматься правительство Иркутской области, которому предстоит произвести корректировку проекта, на который уже деньги заложены в проекте бюджета, — отметил Бато Жамбалнимбуев.

В 2014—2016 годах Минприроды РФ не ввело в эксплуатацию три пожарно-химические станции: две — в национальном парке «Тункинский» и одну — в национальном парке «Забайкальский», причем уже понятно, что их отсутствие отрицательным образом сказалось на тушении в 2015—2016 годах пожаров на их территориях. В 2014 году Росводресурсами из-за сокращения финансирования была приостановлена реализация семи из тринадцати мероприятий по берегоукреплению озера Байкал и иных водоемов. Из-за этого в 2016 году не выполнен показатель программы по протяженности сооружений инженерной защиты к общей протяженности берегов, нуждающихся в защите.

С 2015 года Росгидрометом не введено в эксплуатацию научно-исследовательское судно для экологического мониторинга озера Байкал. По этой причине в 2015—2016 годах не выполнен показатель охвата БПТ Государственным экологическим мониторингом, который обеспечивал бы высокую достоверность, оперативность и полноту сведений об экологической ситуации на ней.

Депутаты разводят руками

Депутат Государственной думы Николай Николаев, председатель комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, понял эти доклады как приглашение к немедленной расправе.

— Я не знаю, как, коллеги, у вас, а у меня возникает один, уже в некоторых случаях традиционный вопрос: а где посадки? Потому что тот объем нарушений, который звучит, причем он звучит из года в год, заставляет вообще поставить очень серьезные вопросы, потому что впечатление такое, что у нас есть Байкал как некая сфера интересов, прежде всего экономических. Но у нас нет там хозяина. Ну вот БЦБК — это вообще просто сказка. Потому что уже из года в год повторяется одно и то же. Причем самое удивительное в этом вопросе, что обычно, когда что-то такое, не могут большой проект сделать, ну денег не хватает, — здесь деньги есть. Они есть в том количестве, которое необходимо. Есть политическое решение. Есть все, что необходимо для реализации этого проекта. Но он из года в год остается на месте. И мне кажется, что здесь важно, конечно, нам всем вместе, в том числе и на законодательном уровне, каким-то образом сдвинуть эту историю с мертвой точки, — заявил депутат.

Но имен и фамилий, заметим, не назвал. Потому, видимо, что прокуратура вскрыла бесполезность федерального законодательства, а Счетная палата прямо перечислила федеральные ведомства, вина которых очевидна и недвусмысленна. Депутат Госдумы Николай Будуев, представляющий Бурятию, усомнился в эффективности государственных мегапроектов, потому что, несмотря на все проверки и экспертизы, проколы все равно случаются:

— Построены гигантские очистные сооружения на берегу Байкала в двух местах — поселок Турка и поселок Максимиха, но сразу скажу, они не работают. Почему? Они были запроектированы так, что рассчитаны мощностью своей на население, в десятки раз большее, чем сейчас проживает. Например, в поселке Максимиха проживают 300 человек, летом с туристами максимум тысяча, при этом очистные сооружения запланированной мощностью рассчитаны на 80 тысяч человек.

Мы все понимаем, что очистные сооружения работают нормально только тогда, когда есть загрузка хотя бы процентов на 70, без этого это деньги, выброшенные на ветер. Очистные сооружения при этом были разворованы, 70 млн рублей до сих пор найти не могут, прокуратура работает, — сообщил депутат. 

В сумме на два поселка были потрачены без всякого смысла и пользы 550 млн рублей, что, конечно, не может не удивлять.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

Окончание следует.

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии