Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Братский водоканал: приказано выжить

20 декабря, 2016

Проблем с коммунальными сетями сегодня нет, наверное, только в тех населенных пунктах, где таких сетей нет вообще, а гражданам приходится ходить за водой на речку и топить дома печку. Тем досаднее узнавать, что проблемы возникают в городах сравнительно молодых и перспективных — таких, например, как Братск, всегда считавшийся промышленным лидером Иркутской области.

Выйти из пике

Выступая 9 декабря с ежегодным отчетом перед депутатами городской думы, мэр Братска Сергей Серебренников признал, что положение дел в городском коммунальном хозяйстве сложное, а  проблемы муниципального предприятия «Дирекция городской инфраструктуры» копились годами — «многомиллионные долги, рост потерь воды, увеличение количества аварий на сетях». Мэр признал и тот факт, что большая часть проблем создана не на предприятии, а у потребителей его услуг: в городе Братске подушевой норматив потребления воды — второй в стране после Санкт-Петербурга, всего 5,52 кубометра в месяц. Реальное потребление, рассчитанное специалистами МП «ДГИ», превышает 8 кубометров. Казалось бы, какая проблема: по действующему в нашей стране законодательству все многоквартирные дома и все квартиры должны быть оснащены счетчиками, и, следовательно, граждане должны платить ровно за тот объем, который на самом деле потребили. Однако не тут-то было: в Братске 1935 многоквартирных домов, из которых приборами учета оснащены всего 619 — то есть чуть более 32 процентов.

Решать проблемы городского предприятия в марте назначили Михаила Лихотникова, который ранее работал в Нижнем Новгороде. Принимать дела новому директору пришлось в тяжелое время: прежний директор оказался «временно нетрудоспособен», незадолго до назначения Лихотникова на предприятии даже прошли обыски по делу о преднамеренном банкротстве. Огромное коммунальное хозяйство — более 1100 км сетей, пять водозаборов, девять очистных сооружений, более тысячи работников — оказалось в долгах как в шелках: предприятие задолжало поставщикам материалов и услуг чуть менее 330 млн рублей, ему же, в свою очередь, потребители не отдавали 220 млн. Прошлый, 2015 год ДГИ завершило с убытками в 50 млн рублей.

Эксперты отрасли отмечают, что братская система водоснабжения оказалась в экономической ловушке. Из-за сокращения населения и ряда других факторов потребление воды в Братске только за последние три года снизилось на 14 процентов. Расходные статьи предприятия росли быстрее инфляции: выросли цены на горюче-смазочные материалы, подорожала электроэнергия, хлор, увеличился налог на забираемую воду. Ситуация — хуже не придумать: объемы падают на три-пять процентов в год, расходы увеличиваются быстрее, чем инфляция, а тариф индексируют ниже инфляции.

Вывести предприятие из столь глубокого кризиса менее чем за год вряд ли возможно, тем менее вероятен успех в ситуации, когда фактические потери воды составляют 51 процент, а население города предпочитает потреблять сколько нужно, а платить по заниженному нормативу, да и то неохотно.

В ДГИ начали с малого — установка системы ГЛОНАСС позволила точно контролировать движение техники; часть неэффективно работающей техники и вовсе вывели за штат; ради экономии на электроэнергии заключили прямые договоры по снабжению баз. В сумме только эти мероприятия дали ДГИ более 9 млн рублей экономии. Для увеличения собираемости платежей новый директор объявил кампанию «Бесплатной воды не будет!» и отправил более 50 работников предприятия на раздачу уведомлений наиболее злостным неплательщикам.

Разумеется, никто и не думал, что одних только слов убеждения будет достаточно. Поэтому в течение летнего сезона работники ДГИ занимались поиском и отключением незаконных врезок в городские водопроводные сети. Одновременно юристы предприятия направили в суды 232 претензии к юридическим лицам и выиграли 34 иска в Арбитражный суд на сумму более 50 млн рублей. Жители Братска получили более 4772 исков и выплатили более 15 млн рублей. Да, это далеко не все, что ДГИ хотело бы получить с должников (горожанам, например, выставляли счетов почти на 41 млн), но уже заметное достижение. Дальнейшее движение вперед упирается в саботаж и вандализм, о которых стоит поговорить отдельно.

Вредный посредник

Как и в любом другом городе, жители многоквартирных домов по большей части не контактируют с ДГИ напрямую — между гражданами и муниципальным предприятием есть посредники в виде управляющих компаний. Эти компании обязаны следить за исправностью счетчиков, но принципиально этого не делают.

— Еще в 2013 году домов, оборудованных приборами учета, было почти 70 процентов, — рассказал Михаил Лихотников депутатам городской думы в ноябре. — За минувшие четыре года в результате деятельности управляющих компаний было демонтировано около 400 приборов учета. Сегодня управляющие компании — это частные предприятия, и работают они в первую очередь на карман своего собственника. Интересы жителей в этом случае ставятся на последнее место, а уж проблемы городских предприятий их вообще не интересуют. Приборы, по сути, выводятся из строя. Это, конечно, не вандализм, их никто не ломает. Но когда приходит время проверять их, этого никто не делает. А затем управляющие компании ставят нас перед фактом — они просто присылают нам письма о том, что с завтрашнего дня расчет идет не по приборам учета, а по нормативам. То есть они работают не с уменьшением нормативов потребления воды, а просто выводят счетчики из работы.

Нетрудно представить, что и с остальными коммунальными благами дела обстоят не лучше, — если уж управляющая компания не следит за счетчиками воды, то поступить таким же образом со счетчиками электроэнергии и тепла с их стороны будет логично. В результате на некоторое время потребители довольны сложившимся положением дел: платить за ресурсы приходится меньше, за поверку счетчиков вообще не платят, об энерго- и ресурсосбережении думать никто не заставляет. Проблемы муниципального предприятия откладываются в сторону – видимо, в надежде, что уж если спасают Вихоревку, то такому городу, как Братск, погибнуть точно не дадут. Прилетит «волшебник» в ранге областного министра ЖКХ или даже заместителя председателя правительства, привезет в обозе денег, ремонтные бригады, аварийный запас материалов — и решит все городские проблемы.

Руководство братского коммунального предприятия ДГИ так не считает. Выход из сложившейся ситуации всего один: в городской системе водоснабжения нужно навести порядок, и последовательность действий очевидна. Управляющие компании должны восстановить общедомовые счетчики (которые окупаются очень быстро), жители города — установить счетчики в своих квартирах. Чтобы эта работа шла быстрее, городским властям нужно привести нормативы потребления в соответствие с реальностью — то есть установить вместо нынешних 5,5 кубометра на человека реальные 7,95. Как показывает практика, ничто так не стимулирует экономию ресурсов, как повышение тарифов, — и Михаил Лихотников представил депутатам городской думы примерные расчеты такого повышения. Речь не идет о том, чтобы искусственно ограничить жителей Братска в чем-либо, речь идет о совместных усилиях для спасения городской системы жизнеобеспечения.

Спасательный круг концессии

Что ждет Братск в ближайшем времени, угадать нетрудно: МП ДГИ будет с большим трудом отбиваться от кредиторов и выцарапывать деньги у должников. Даже если управляющие компании совместными усилиями городских властей, ДГИ и, может быть, даже правоохранительных органов приведут в чувство и заставят восстановить счетчики, мгновенного эффекта это не даст. Предприятие, не имеющее денег, уже несколько лет не может ремонтировать городские водопроводные сети в должном объеме, что приводит к авариям, — не далее как 6 декабря крупная авария произошла в районе улиц Рябикова и Крупской. Выход из такого положения уже придуман и сформулирован в рекомендациях правительства РФ: если износ сетей и оборудования превышает финансовые возможности эксплуатирующей организации (а это, как правило, муниципальное унитарное предприятие), городские власти могут и должны передать его в концессию компании, опыт, финансовые возможности и уровень квалификации сотрудников которой помогут сохранить предприятие, повысить качество услуг и даже обеспечить развитие.

Не стоит думать, что речь идет о передаче концессионеру муниципального имущества в собственность с последующим разграблением, — те времена прошли. Напротив, концессионер должен будет вложить средства, знания и силы, вывести предприятие из тяжелого финансового состояния и сделать все, что потребуется для исправной работы. Если потребуется отремонтировать ветхие сети, приобрести и установить современное оборудование — это придется сделать. Свой вклад придется сделать и горожанам: тарифы вырастут в любом случае. Но в Иркутской области уже много раз было доказано практикой — лучше постепенно увеличивать тарифы и получать качественные услуги, чем платить мало и в один неприятный день остаться вовсе без коммунальных благ. Следует помнить, что предел роста тарифов устанавливает и контролирует региональное правительство, которое менее всего заинтересовано в чрезмерной нагрузке на жителей области.

Константин Зверев, специально
для «Байкальских вестей»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии