Первым делом — диалог
Светлана Семенова напомнила, что главная задача уполномоченного по правам ребенка — координация системы защиты прав детства во всех жизненных сферах. Это образование, здравоохранение и многое другое. Аппарат уполномоченного призван выявлять проблемы, когда в этой слаженной системе происходят сбои. В целом институт детского омбудсмена стал важным звеном в государственной системе обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних. В сложившейся системе государственных органов уполномоченный занял свою нишу, не подменяя деятельности других ответственных ведомств и организаций.
Первое и главное направление деятельности Светланы Семеновой и всего аппарата детского омбудсмена в Прибайкалье — работа с обращениями и заявлениями людей, которые не смогли защитить свои права, уже обратившись в органы власти. Кроме того, уполномоченный — активный участник системы бесплатной юридической помощи. И люди приходят к омбудсмену за консультациями.
В 2017 году к уполномоченному по правам ребенка в Иркутской области поступило 1366 обращений. Это на три процента меньше, чем годом ранее. Снижение количества обращений связано с изменением системы приема заявок от граждан.
— Раньше к нам много писем приходило в электронном формате из аппарата федерального омбудсмена. То есть некоторые обращения автоматически к нам доставлялись. Сейчас эта система работает немного по-другому. Теперь к нам обращаются напрямую, минуя федеральный аппарат, — пояснила Светлана Семенова.
На все случаи жизни
Больше всего обращений — 412 — было связано с защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вопросами опеки и попечительства. По вопросам получения детьми услуг в сфере образования, культуры и спорта, здравоохранения было 318 обращений. Для 256 обращений поводом стала защита жилищных прав несовершеннолетних. Этот пункт Светлана Семенова, к слову, назвала одним из самых болезненных.
— Тема достаточно сложная, потому что зависит от того, какой статус имеет ребенок: сирота, член многодетной семьи, инвалид. Споры в этой сфере начинаются от вопросов, связанных с сохранностью жилого помещения, где жил ребенок после того, как остался сиротой, заканчивая ситуацией, когда мама при семейном споре с отцом ребенка не может въехать в квартиру и нуждается в защите. Здесь иногда недостаточно просто проконсультировать. Надо так оказать помощь, чтобы человек мог пойти с подготовленным пакетом для защиты права тогда, когда проблему невозможно решить в досудебном порядке. Но граждане к нам обращаются и в тех случаях, когда даже судебные инструменты исчерпаны, — отметила Светлана Семенова.
Продолжая разговор об обращениях, уполномоченная добавила, что 140 заявлений касались защиты прав детей в сфере социального обеспечения. Сюда входит большой блок вопросов, которые связаны в основном с тем, что региональное законодательство меняется, устанавливаются новые льготы и гарантии или меняется прежний порядок их предоставления. Люди звонили в аппарат уполномоченного и с просьбой помочь детям, которые живут в неблагополучных семьях.
— У граждан вызывало беспокойство, что наверху или внизу дебоширят соседи, а их маленькие дети кричат. Иногда неравнодушных жителей домов беспокоило, что их соседи оставляют детей одних. Сообщали и о случаях, когда в семье большие проблемы и ребенок, например, не ходит в школу, — рассказала омбудсмен.
Светлана Семенова особо подчеркнула, что в прошлом году наблюдался всплеск обращений непосредственно от детей. Они задавали интересующие вопросы по телефону и через страницу аппарата омбудсмена в социальной сети «ВКонтакте». Всего от детей поступило около 100 просьб о помощи. Одну из них Светлана Семенова привела дословно: «Здравствуйте. Меня зовут Наташа. В 2007 году я стала сиротой. Под опеку меня взяла сестра моей погибшей мамы. Жила я в семье этой женщины девять лет и всегда сталкивалась с недопониманием со стороны тети и ее детей. Пенсию, которая шла мне по потере кормильца, тетя неоднократно снимала. Вещей новых я никогда не носила, так как она мне их не покупала. Приходилось донашивать одежду друзей и ее знакомых. Компьютеров и ноутбуков у меня не было. Когда опеке нужно было предоставлять квитанции о том, куда была потрачена моя пенсия, она обращалась к своим знакомым, которые работают в магазинах. Они ей давали чеки с печатью, она писала туда все, что хотела, на сумму, которую снимала с моей книжки. Когда мне исполнилось 15 лет, сестра моей мамы не смогла самостоятельно распоряжаться моими средствами (с этого возраста наступает частичная гражданская дееспособность ребенка, он может сам снимать деньги). Поэтому меня отдали в приют. Только с момента, когда я попала в приют, денежные средства стали копиться на счете. Раньше я за помощью обращаться боялась, потому что тетя оказывала на меня физическое и психологическое давление. И только сейчас, когда я оказалась в другом городе подальше от тети, решилась написать эту жалобу. Прошу вас помочь разобраться в ситуации».
С жалобой этой, кстати, разобрались. Органы опеки обратились в суд за возмещением ущерба, который женщина причинила девочке. Часть денег взыскали, не учитывая трат опекуна на содержание ребенка.
Ученье — свет
Еще одно направление, которым занимается аппарат уполномоченного по правам ребенка, — правовое просвещение взрослых и детей. Так, выпускаются брошюры о том, как действовать в различных жизненных обстоятельствах. В этом году темами для изданий стали алиментные обязательства и права детей-сирот. К слову, специалисты аппарата стараются не просто привести выдержки из законодательства, а сделать содержание брошюр в формате «вопрос — ответ».
В 2017 году аппарат уполномоченного по правам человека в Иркутской области подготовил специальный сборник статистических и аналитических материалов по всем направлениям защиты прав несовершеннолетних в территориях. Охвачено каждое муниципальное образование. Информация представлена в виде графиков и таблиц.
— Берем, например, Тайшетский район. В сборнике можно узнать все, что касается защиты прав детей-инвалидов, показателей демографического развития, нуждаемости школ в капремонте, заболевания детей, количества детей-сирот на этой территории. Сборник очень объемный, он размещен на нашем сайте, чтобы с ним мог ознакомиться любой желающий. При этом сведения представлены в динамике: с 2014 по 2016 год, — сообщила Светлана Семенова.
Реализует аппарат уполномоченного по правам ребенка в Прибайкалье и социальные проекты. Вот уже пятый год действует проект «Раздвигая границы возможного». Это группы выходного дня для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые работают в Иркутске, Ангарске и Слюдянке на базе частных детских садов. Особенные малыши, которые не посещали детский сад, получили возможность социализации и приобретения новых навыков и умений. С детьми работают педагоги из пединститута Иркутского государственного университета. Финансировать проект помогает компания «Иркутскэнерго». Светлана Семенова отметила, что продолжение работы проекта — дело очень актуальное и нужное.
Не упускает уполномоченный по правам ребенка и возможности помогать детям, внося законодательные инициативы. Так, в прошлом году благодаря этой работе удалось добиться создания в Иркутске и Братске городских комиссий по делам несовершеннолетних. Кроме того, при участии Светланы Семеновой и аппарата детского омбудсмена был разработан, а впоследствии и принят закон, связанный с защитой прав несовершеннолетних, которые по тем или иным причинам не смогли получить аттестат об основном общем образовании. Теперь они могут без этого документа, пока готовятся к пересдаче экзаменов за девятый класс, получить специальность в учреждении профессионального образования.
Александра Масник, специально для «Байкальских вестей».
Фото Александра Новикова.
На фото: Светлана Семенова: «В 2017 году
к уполномоченному по правам ребенка
в Иркутской области поступило 1366 обращений»
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.