Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Пожары сами не потухли

31 августа, 2015

Областное правительство ищет крайних

24 августа состоялось заседание правительства Иркутской области, впервые рассмотревшего два наиболее болезненных и довольно давних вопроса региональной политики — о лесных пожарах и о засухе.

9-2.jpg

Невнятный пельмень

Заседание правительства открыло выступление члена Совета федерации РФ, директора Байкальского института природопользования СО РАН Арнольда Тулохонова. Он почему-то не стал готовить для Иркутска отдельное выступление и вместо этого показал трехминутную запись своего выступления перед коллегами по СФ. В этом эмоциональном монологе, как часто бывает в практике отечественных законодателей, смешались в один невнятный пельмень две темы: уничтоженная система геологоразведки и вступление в силу Федерального закона №181-ФЗ от 28 июня 2014 года. Того самого, который превратил территорию Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края в «заповедник, со всеми вытекающими отсюда ограничениями» и в соответствии с которым любое строительство на Байкальской природной территории требует обязательной экологической экспертизы. Законодателям было все равно, идет ли речь о гипотетическом заводе по переработке ядерных отходов на промплощадке бывшего БЦБК или строительстве конкретного детского сада где-то в Черемхово.

— Нет никаких объяснений, кто будет проводить экспертизу, на какие деньги и в какие сроки, — возмущался сенатор Тулохонов. — Многие распорядители бюджетных средств не успевают разработать и утвердить проект, отказываются от бюджетных средств. Этот закон под благовидным предлогом защиты Байкала окончательно губит бизнес и социальную сферу.

Предложения сенатора сводились к отмене закона как антиконституционного, введению обязательной экспертизы таких законов со стороны регионов и Академии наук и к созданию рабочей группы «для решения этой коллизии». Поскольку никто к мнению сенатора до сих пор не прислушался и закон не отменил (и даже не откорректировал), дела приобрели совсем плохой оборот. В Бурятии формально запрещено движение по многим дорогам, поскольку в пределах Байкальской природной территории транспорт может двигаться только по дорогам с твердым покрытием; в Иркутской области количество разрешений на строительство сократилось на 25 процентов, а в Бурятии — на 46; стоимость экспертизы составляет в области 400 тысяч, в Бурятии — 200 тысяч. В одном из районов Бурятии, по словам Арнольда Тулохонова, местные жители готовы перекрыть Транссиб, потому что на кладбище осталось всего восемь мест, а расширить его без экспертизы нельзя.

— Когда меня спрашивают, кто виноват в пожарах, я отвечаю: «Виноват Лесной кодекс, который наше правительство «содрало» с германского образца». Сейчас лесничие ничего не могут делать, только наблюдать. Количество их сократилось в два раза, и если мы не внесем в Лесной кодекс, установив, что хозяином в лесу являются область и Бурятия, мы эти проблемы не решим. Пока дождей не будет, пожары мы не потушим! Пожар можно потушить в начальной стадии, сейчас уже поздно. Я дал вам информацию и теперь жду вашей поддержки, — заявил Тулохонов.

Проблема? Виноваты коммунисты!

Врио губернатора Сергей Ерощенко согласился с высказанными суждениями, но переложил вину на законодателей. Иркутская область от принятия закона № 181-ФЗ потеряла как минимум по году в реализации двух проектов — ликвидации отходов в Усолье-Сибирском и Байкальске.

— Мы обращались и в Совет федерации, и в Государственную думу, нужно, чтобы наши с вами депутаты не голосовали за такие законы, — заявил Сергей Ерощенко. — Они должны были протестовать.

— Инициатива принадлежала депутатам-коммунистам Иркутской области! — убежденно заявил Тулохонов.

Может быть, сенатору известно что-то, чего не знает официальный сайт Государственной думы, но законопроект № 175151-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу Байкальской природной территории», который потом превратился в закон № 181-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», был внесен Правительством РФ. Коллегам по профильному комитету Государственной думы законопроект представлял заместитель председателя Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии «единоросс» Михаил Слипенчук (избранный от Республики Бурятия), большинство в Государственной думе составляет «Единая Россия». Без «ЕР» ничего принять не удастся — просто-напросто не хватит голосов. Наверное, не стоит наводить тень на плетень и в отношении «внезапности» принятого закона — его внесли на рассмотрение депутатов еще в 2012 году и обсуждали в 2013-м. Так что времени на внесение поправок и высказывание своего мнения у сенатора Тулохонова было предостаточно.


13 районов области поражены засухой, пострадали 194 хозяйства. По данным, отправленным в федеральное Министерство сельского хозяйства, погибло 98 тыс. гектаров посевов (15 процентов всех площадей региона), ущерб составил около 680 млн рублей. Потери кормов составят по зерну 125 тыс. тонн, по фуражу — 185 тыс. тонн. И это по самым скромным подсчетам. Ведь чуть раньше звучали заявления о 110 тыс. гектаров выгоревших посевов и ущербе на два миллиарда с лишним.  


Подальше от огня

Врио заместителя главы областного правительства Павел Безматерных отчитался о положении дел с лесными пожарами. С начала пожароопасного сезона на территории области зафиксированы 1524 пожара (что в 1,4 раза меньше, чем годом ранее на ту же дату), огонь уничтожил 317 тысяч гектаров леса (сокращение в 2,5 раза). Как при этом случилось, что год назад в область не прилетал федеральный министр МЧС и группировку пожарных не доводили до нескольких тысяч человек, непонятно, но факт остается фактом: более масштабные прошлогодние пожары не попали в федеральные новости, а сейчас Иркутскую область поминают каждый день на всех каналах. Правда, уже после заседания, в период с 25 по 27 августа, пожары опять усилились и, наверное, поставили крест даже на успокоительных цифрах, приведенных зампредом облправительства.  

Павел Безматерных тщательно перечислил всю технику, все ведомства и все источники финансирования, задействованные в тушении пожаров. По словам заместителя губернатора, правительство контролирует все добровольные дружины и всех волонтеров, что, впрочем, противоречит выступлениям самих волонтеров, выкладывающих свои впечатления о происходящем в социальных сетях.

«Героем дня» на заседании правительства стал мэр Качугского района Павел Козлов. На территории его района сегодня действует большинство крупных пожаров, охвативших на 24 августа 13 тысяч из 21 тысячи гектаров, горящих в области. Меж тем мэр на заседание правительства не приехал, а его заместитель простодушно призналась, что мэр «занят на выборах» — видимо, собственных. Как раз на 24 августа у Павла Козлова был намечен визит группы депутатов Законодательного собрания и круглые столы.

Сергей Ерощенко высказал приличествующее случаю возмущение таким поведением мэра. Между тем, если посмотреть график встреч самого врио губернатора хотя бы с того дня, когда катастрофическое положение было признано на федеральном уровне и в область прибыл министр МЧС Владимир Пучков, то складывается такая картина. 13 августа Сергей Ерощенко наведался в Нижнеудинск, 14-го – в Байкальск. 17 августа Сергей Ерощенко встречается с мэром Иркутска Дмитрием Бердниковым, обсуждает проблему строительства детских садов и возвращение прямых выборов главы областного центра. В этот же день пресс-служба областного правительства распространяет трогательный фоторепортаж о визите кандидата в губернаторы Ерощенко на рынок в поселке Энергетиков. День выдался насыщенным: пока на Байкале горели тысячи гектаров леса, Сергей Ерощенко вместе со строителями и председателем городской думы Иркутска Ириной Ежовой обсуждали строительство социальной инфраструктуры в Ново-Ленино. Дело важное, но вряд ли настолько срочное.

18 августа леса продолжали гореть, а Сергей Ерощенко не покладая рук знакомился с экспозицией выставки «Сад. Огород. Загородный дом» в Байкалбизнесцентре и обещал активу профсоюза медицинских работников Иркутской области построить по поликлинике в каждом округе Иркутска. 19 августа врио губернатора рассказал о величии Иркутской области участникам пленарного заседания областной августовской педагогической конференции работников образования «От качества образования к качеству жизни в регионе». И в этот же день, единственный раз за все время, он принял участие в облете охваченных огнем территорий.

20 августа Сергей Ерощенко встретился с представителями железнодорожных династий и улетел в Братск. 21 августа в Иркутскую область, где площадь пожаров составляла 21 тыс. гектаров, прибыли 500 парашютистов-пожарных из других регионов, а Сергей Ерощенко уехал от места событий на максимально возможное расстояние — он посетил  Усть-Кут и Железногорск-Илимский.

Вероятно, врио губернатора бывал в опасных районах немного чаще, но в этом случае он должен адресовать свои претензии собственной пресс-службе: из официальных сообщений на сайте правительства складывается именно такая картина. Возможно, все эти события никак не связаны между собой, но пока Сергей Ерощенко пообещал, что обратится к жителям Качугского района не голосовать за действующего мэра на предстоящих выборах, потому что за все время мэр ни разу не обратился к главе региона с просьбами о помощи.

Засуха? Займитесь районированием!

И. о. министра сельского хозяйства Ирина Бондаренко в своем отчете о положении дел в сельском хозяйстве сообщила, что 13 районов области поражены засухой, пострадали 194 хозяйства. По данным, отправленным в федеральное Министерство сельского хозяйства, погибло 98 тыс. гектаров посевов (15 процентов всех площадей региона), ущерб составил около 680 млн рублей. Потери кормов составят по зерну 125 тыс. тонн, по фуражу — 185 тыс. тонн. И это по самым скромным подсчетам. Ведь чуть раньше звучали заявления о 110 тыс. гектаров выгоревших посевов и ущербе на два миллиарда с лишним.   

Области обещают федеральную помощь по закупке кормов, но точные суммы и объемы пока не известны, так как в стране пострадали от засухи девять регионов. Тем временем, согласно данным Иркутскстата, областной центр уже несколько месяцев удерживает печальное первенство среди региональных столиц Сибирского федерального округа по ценам на хлеб и булочные изделия из пшеничной муки первого и второго сорта.   

Тем не менее за прошедшие семь месяцев 2015 года в области произведено сельхозпродукции на 17 млрд рублей, что на 2,7 млрд больше, чем в прошлом году. Увеличилось производство мяса и молока.

— Несмотря на положительную динамику, сложилась угроза невыполнения плана производства, — констатировала Ирина Бондаренко. — Целевые показатели не будут достигнуты по валовому сбору зерна на 101 тыс. тонн, картофелю — на 80 тыс. тонн, по овощам — на 53 тыс. тонн.

— Я хочу, чтобы все понимали, что сельское хозяйство ничем не отличается, например, от авиационной промышленности или Востсибугля, — ответил на это выступление Сергей Ерощенко. — Бывает теплая зима, бывает холодная, это не означает, что в теплую зиму нужно сокращать людей. Оперативную помощь мы окажем, а вам, как министру, нужно риторику поменять. Мы живем на территории, где зачастую рискованное даже проживание. Нужно заниматься районированием, отрабатывать технологии прогноза. Помощь должна быть не деньгами, а, например кормами. И должен быть жесткий контроль за расходованием этих средств. От этого зависит ваше поощрение или наказание как руководителя. Нужно восстанавливать системы полива, нужно обеспечивать выполнение показателей и добиваться роста в следующем году.

На этом заседание правительства завершилось, и и. о. министра, отработавшая в сельском хозяйстве добрую половину жизни, отправилась воплощать новые указания.

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Ирины Грековой.

На фото: Прибайкалье, август 2015-го…

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии