Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Фестиваль: миллиарды для студентов

28 января, 2013

 


Внешняя политика Российской Федерации в последние годы приобрела некоторую однобокость: если раньше западные карикатуристы изображали СССР в виде медведя с автоматом Калашникова в одной лапе и балалайкой в другой, то сейчас вместо автомата может быть переносной зенитно-ракетный комплекс, а вместо балалайки ничего. Исправлять ситуацию должно государственное агентство со странным названием Россотрудничество, а мероприятия, после реализации которых Россия приобретет новый облик, перечислены в «Плане мероприятий правительства РФ по осуществлению деятельности в сферах международного гуманитарного сотрудничества и содействия международному развитию на базе российских центров науки и культуры за рубежом на 2013—2015 годы».

 

Раскрасим личико?

«Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству» существует, оказывается, аж с сентября 2008 года. В подчинении у агентства находятся «59 центров науки и культуры, 8 филиалов (4 из которых в Индии), 17 представителей федерального органа в составе дипломатических миссий Российской Федерации» на пространстве от США до Японии и от Финляндии до Аргентины. Масштабы деятельности агентства не впечатляют: проводятся кино- и музыкальные фестивали, лекции для бывших соотечественников и иностранцев о политике и экономике России, перекрестные года России и других стран на территории друг друга. Все это, конечно, крайне полезно — особенно для тех, кто за это получает зарплату, — но реальной популярности стране не добавляет. Достаточно сравнить миграционные потоки из России и в нее, а также учесть, что всего в примерно 200 странах мира насчитывается 500 тыс. человек, которые пользуются услугами этого непростого ведомства.

 

Мы пойдем другим путем

Сам факт появления отдельного «Плана мероприятий… на 2013—2015 годы» говорит о том, что если подавляющее большинство граждан России до сих пор о существовании Россотрудничества знать не знало, то в руководстве страны созрело недовольство итогами деятельности. К чему, например, хвастаться тем, что среди ваших информационных партнеров РИА «Новости» и телеканал «Раша тудей», если это отечественные СМИ и, по большому счету, никуда от вас не денутся? Гордиться можно было бы в том случае, если от вас добивались взаимной дружбы британская ВВС, американский CNN и прочие ведущие телеканалы и издания. Для этого есть множество способов, которые — если говорить совсем коротко — сводятся к двум путям: долгому и быстрому. Долгий путь заключается в постепенном распространении информации о России и ее народе среди рядовых граждан других стран, а уж они постепенно создадут спрос на информацию. У СССР на это дело не хватило терпения: несмотря на демонстративный интернационализм и многочисленные общества дружбы народов, особой любви к стране не получилось, а у некоторых народов сформировалось стойкое отторжение.

Быстрый путь сводится к тому, чтобы организовать шоу, мимо которого не сможет пройти ни одно уважающее себя СМИ, — Олимпиада, чемпионат мира по футболу или что-то столь же редкое и красочное. В  прошлом году состоялось одно такое событие, не всемирное, но крупное: саммит стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) во Владивостоке. С Олимпиадой, как известно, все уже решено, пусть и зимней — в 2014 году ее примет город Сочи. Летом 2013 года в Казани пройдет Универсиада (всемирные студенческо-молодежные спортивные соревнования), а в 2018 году — если все пойдет по плану — Россия примет главный чемпионат по самому популярному виду спорта. Новая стратегия Россотрудничества пополнила список неожиданным пунктом: в 2017 году Российская Федерация готова принять у себя очередной фестиваль молодежи и студентов. А ведь если подумать, в России выросло целое поколение граждан, которые и не знают, что это такое.

Советский Союз, на опыт которого все время приходится ссылаться, принимал у себя фестивали дважды: в 1957 и 1985 годах. Граждане Страны Советов, в большинстве своем считавшие, что страна у нас самая лучшая, а строй самый прогрессивный, не очень задумывались о том, зачем нужно было принимать у себя по 25—35 тысяч иностранцев, причем именно в конкретные годы. А ведь каждый раз для этого был важный повод. Первый фестиваль, в ходе которого Москва впервые приняла делегации из 131 страны мира, состоялся всего через десять месяцев после подавления антисоветского и антисоциалистического восстания в Венгрии. Второй фестиваль, где делегаций было на 26 больше, а гостей на 9 тысяч меньше, пришелся на самый разгар войны в Афганистане.

Можно вспомнить и другие события, из-за которых многие иностранцы с пониманием отнеслись к оценке Рональда Рейгана, под горячую руку назвавшего СССР «империей зла». За четыре года до второго фестиваля генерал Ярузельский ввел в Польше военное положение и долгие годы после этого объяснял свое решение нежеланием наблюдать, как то же самое сделает советская оккупационная администрация — по образцу 1968 года в Чехословакии. За два года до фестиваля в воздушном пространстве СССР был сбит «Боинг-747» корейской авиакомпании «Кореан Эйр», в результате чего погибли 269 пассажиров. Спустя много лет Международная организация гражданской авиации и даже суд округа Колумбия в США признали, что в действиях корейских пилотов были признаки «сознательного пренебрежения обязанностями», но в 1983 году отношения между СССР и Южной Кореей были хуже некуда. Если бы помогло, можно было фестивали каждый год проводить — повод нашелся бы.

Оба фестиваля на первый взгляд прошли успешно для организаторов и продемонстрировали миру достаточно привлекательный образ СССР. В первом случае вскоре после фестиваля советский лидер Никита Хрущев стал первым руководителем-путешественником, побывавшим в десятках стран мира и в известной мере исправившим имидж страны до приемлемого уровня — даже несмотря на продолжавшиеся военные конфликты с участием сателлитов СССР. Во втором случае Михаил Горбачев не остановился на ритуальном мероприятии, объявил политику гласности, амнистировал диссидентов и в конце концов довел дело до полного демонтажа политической системы.

Но были и неожиданные последствия. Несмотря на то что в обоих случаях проводилась стандартная операция по очистке столицы от «антисоциальных элементов», у фестивалей были и не предвиденные властями побочные эффекты. В первом случае именно после фестиваля расцвели фарцовщики и стиляги, а во втором — получили неожиданную поддержку различные неформальные группы и течения. А ведь фестиваль был всего лишь крохотной калиточкой, приоткрытой в «железном занавесе» на десять-двенадцать дней, не более.

 


Советский Союз, на опыт которого все время приходится ссылаться, принимал у себя фестивали дважды: в 1957 и 1985 годах. Граждане Страны Советов, в большинстве своем считавшие, что страна у нас самая лучшая, а строй самый прогрессивный, не очень задумывались о том, зачем нужно было принимать у себя по 25—35 тысяч иностранцев, причем именно в конкретные годы. А ведь каждый раз для этого был важный повод. Первый фестиваль, в ходе которого Москва впервые приняла делегации из 131 страны мира, состоялся всего через десять месяцев после подавления антисоветского и антисоциалистического восстания в Венгрии. Второй фестиваль, где делегаций было на 26 больше, а гостей на 9 тысяч меньше, пришелся на самый разгар войны в Афганистане.
 

 

Посчитаем издержки

Сейчас повода спешно исправлять образ страны не видно — чужие самолеты не сбивали, танки в чужие столицы не вводили. До 2017 года, правда, многое может случиться, и, глядя, как мы готовимся к разным событиям, начинать лучше заранее. Про сочинскую Олимпиаду пока говорить не будем, вспомним саммит АТЭС. Решение о его проведении было принято в 2007 году, за четыре года подготовки было построено три моста, реконструирован аэропорт Кневичи, возведены новые корпуса Дальневосточного федерального университета. Несмотря на четкое представление, какие именно гости будут смотреть на все построенное, кто-то из подрядчиков не удержался от соблазна. В итоге поток новостей о смытых дорогах, разбитом покрытии и прочих недоделках затмил в глазах россиян сам форум. Отыгралась на нем и оппозиция: вообще форум стоил 679 млрд рублей, или 21 млрд долларов — на 7 млрд больше, чем Олимпиада в Лондоне, отдачу же не сравнить ни по каким параметрам. Мост на остров Русский, где живет всего около 5 тысяч человек, обошелся в миллиард долларов, или 905 тыс. долларов за погонный метр. Нужен ли был такой объект именно в этом месте — споры продолжаются до сих пор.

Вторая проблема заключается в том, что с самого первого фестиваля, проведенного в 1947 году в Праге, и вплоть до последнего на сегодняшний день, XVII фестиваля, проведенного в ЮАР в 2010 году, это были форумы левых организаций. И это содержание никуда не делось. Достаточно сравнить девиз первого фестиваля «Молодежь, объединяйся, вперед к будущему миру!» и последнего — «За победу над империализмом, за мир во всем мире, солидарность и социальные изменения», чтобы убедиться в этом.

В России левых организаций немало — от условно-розовой КПРФ до ярко-красных левацких группировок, большинство из которых, хоть и состоит из нескольких десятков активистов, даст фору более многочисленным провластным структурам по стойкости адептов под ударами полицейских дубинок. Вот только это не повод, чтобы отдавать им в руки финансирование, поддержку государственных СМИ и весь процесс проведения столь важного для государства мероприятия.

Можно, конечно, предположить, что левым ничего не достанется, а проведение форума поручат какой-нибудь государственной структуре с привлечением многочисленных молодежных структур вроде «Молодой гвардии Единой России», движений «Наши», «Местные», «Сталь» и даже «Хрюши против». Никто даже не удивится, прими правительство такое решение, но вот получит ли правительство нужный ему пиар-эффект? Как бы не наоборот.

Страна, 73 года строившая социализм и решившая вернуться к капитализму, вдруг обращается через безликие провластные организации к левацкой аудитории… Ни левые, ни либералы, ни правые такого не поймут, как не поняли бы лыжники и биатлонисты человека на водных лыжах, затесавшегося в толпу на масс-старте. А если вспомнить, что традиционно к правым относят и националистические группировки, следует ждать и конфликтов с применением насилия, особенно в отношении гостей из Средней Азии и Африки. Либо кто-то в правительстве верит, что в ближайшие четыре года полиция станет настолько эффективной, чтобы предотвратить такие преступления, либо форум будут проводить на каком-то изолированном от обычных граждан острове посреди океана. Можно создать такой остров искусственным путем, на Байкале или неподалеку от Сочи например — регионы наверняка готовы побороться за честь принять у себя кого угодно, вплоть до конгресса уфологов.

Более вероятно, впрочем, другое развитие событий. До назначенной даты руководство Россотрудничества сменится, новые руководители напишут новые планы и форум отменят. Очевидно, что негативный имидж России, старательно формировавшийся на протяжении столетий, можно исправлять бесконечно долго, расходуя на это бесконечно много денег. И плох будет тот начальник, который сделает это задешево и достаточно быстро.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

На фото: 1985 год. На Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии