Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Если кто-то кое-где у нас порой...

19 ноября, 2012


 

Наибольшее число упреков на сессии Законодательного собрания было адресовано областным руководителям полиции

 

Традиционно к концу года у Законодательного собрания Иркутской области набирается слишком много нерешенных вопросов, и перед депутатами всякий раз встает дилемма: провести в месяц одну очень длинную сессию или две, но покороче. В нынешнем году был избран второй вариант — 49-ю сессию провели 14 ноября, следующая за ней, 50-я по счету, состоится не в декабре, а уже 28 ноября.

 

Дров нет — топите архивными бумагами

В работе сессии кроме областных депутатов приняли участие член Совета федерации Валентин Межевич, депутат Государственной думы Евгений Рульков, уполномоченный по правам человека Валерий Лукин, первый заместитель председателя правительства Иркутской области Владимир Пашков, председатель Контрольно-счетной палаты Ирина Морохоева, главный федеральный инспектор Петр Огородников, представители областной прокуратуры, Главного управления МВД по Иркутской области и общественных организаций. В повестку дня сессии были включены 26 вопросов, из которых один — проект постановления «О внесении изменений в областную государственную целевую Программу поддержки и развития учреждений дошкольного образования в Иркутской области на 2009–2014 годы» — по предложению Владимира Пашкова был снят: депутаты и правительство обсуждали тему как раз накануне, не пришли к единому мнению и решили доработать вопрос к следующей сессии.

Заранее было известно, что главными в повестке дня будут вопросы финансово-экономические. Председатель Законодательного собрания Людмила Берлина во вступительной речи даже сказала, что для области начинается новая жизнь, — с 14 ноября 2012 года и впредь область будет жить с бюджетом, рассчитанным на три года вперед. В первые же пятнадцать минут сессии депутаты приняли в третьем чтении закон Иркутской области «Об определении органа, уполномоченного принимать решения об изменении сроков уплаты налогов в форме инвестиционного налогового кредита» — этот орган должен быть назван и наделен полномочиями по постановлению правительства Иркутской области. Комитет по социально-культурному законодательству избавил остальных депутатов от необходимости внимательно разбираться в проблемах архивного дела, рекомендовав принять сразу и окончательно два закона, в том числе «О внесении изменений в статью 4 Закона Иркутской области «Об архивном деле в Иркутской области» — новый закон регулирует вопросы хранения документов ликвидированных областных государственных предприятий.

Далеко не всегда принятые депутатами законы спустя определенное время вызывают у них те же чувства, что и во время единодушного голосования на сессии. Председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве  Юрий Фалейчик рассказал коллегам, что в законопроекте «О признании утратившей силу части 1 статьи 2 Закона Иркутской области «Об исключительных случаях заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в Иркутской области» комитет как раз устранил один из депутатских же ляпов. В первой версии закона депутаты не предусмотрели случаи заготовки древесины для нужд отопления муниципальных учреждений, в том числе детских садов, школ и так далее.

Депутат Геннадий Истомин напомнил коллеге, что на протяжении трех лет принятый депутатами закон мешает заготавливать дрова жителям поселков Хужир и Большие Коты. Юрий Фалейчик ответил кратко: правительство Иркутской области, будь у него желание, давно могло бы отправить гонца в федеральное министерство природных ресурсов и приказать ему не возвращаться обратно, пока полномочия по заготовке древесины для нужд отопления не будут переданы на муниципальный уровень. Людмила Берлина обратилась с просьбой к Владимиру Пашкову рассмотреть предложения федерального министерства, переданные уполномоченному по правам человека Валерию Лукину, и срочно принять решение по наболевшему вопросу.

 


Продолжается борьба с негативными явлениями в самой полиции. За год дисциплинарным наказаниям подвергнуты 2,5 тысячи полицейских, 49 человек привлечены к уголовной ответственности, 26 человек уволены (в три раза больше, чем в 2011 году). Практика увольнения задним числом тех, кто был пойман на уголовных преступлениях, прекращена. Однако, как уже широко известно, проблемы не сняты, и одно из подтверждений этому — недавний арест   сотрудника и бывшего сотрудника полиции по подозрению в убийстве женщины в конце августа нынешнего года в Иркутске.
 

 

Министр под особым контролем

Проект постановления «О внесении изменений в областную целевую программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Иркутской области на период до 2019 года» представлял министр строительства и дорожного хозяйства Михаил Литвин — один из самых молодых в составе областного правительства. Рассказывая о перспективах снижения финансирования целевой программы из федерального бюджета, он не смог ответить на вопрос Валерия Лукина о социальных последствиях этого решения. Обещания внести поправки в программу и увеличить финансирование в 2013 году депутатов удивило, а рассказ о том, что только Иркутская область (единственная во всей Российской Федерации) лишилась федеральных средств, — глубоко возмутил. Министр пытался объяснить — во всем, мол, виноваты муниципалитеты, которым не хватает средств финансировать подобные программы в пропорции 50 на 50. Это было неосторожное заявление: депутаты всякий раз при обсуждении подобных программ требуют от правительства принять решение в пользу муниципалитетов и помочь им, ссылки на дефицитность областного бюджета не проходят.

Дослушав выступление министра, Валерий Лукин заявил, что Михаил Литвин плохо подготовился к выступлению: нельзя измерять подобные вопросы только рублями и квадратными метрами, нужно учитывать социальные последствия. Помимо зоны БАМа, в пользу которой перераспределены средства бюджета, в области есть несколько городов, где нужно срочно решать проблему расселения из ветхого и аварийного жилья, и обманывать ожидания жителей этих городов абсолютно неправильно. Депутаты проголосовали за внесение изменений в областную программу, но согласились с предложениями Валерия Лукина и оставили вопрос на контроле.

Проект закона Иркутской области «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты» в изложении министра финансов Иркутской области Натальи Бояриновой показался депутатам более лояльным по отношению к муниципалитетам. В частности, введение так называемых отрицательных трансфертов (при которых средства из муниципальных бюджетов идут в бюджет области) откладывается до 2016 года, и уже в 2013 году муниципалитеты получат часть налога на доходы физических лиц.

 

Скажи нам, товарищ генерал...

В ходе сессии Законодательного собрания Иркутской области депутаты провели серьезную беседу с начальником Главного управления Министерства внутренних дел РФ по Иркутской области генерал-майором полиции Андреем Калищуком.

Свой отчет генерал начал с констатации очевидных фактов: полиция работала в тяжелых условиях непрекращающегося реформирования ведомства, но при помощи депутатов, соглашавшихся практически со всеми предложениями ГУВД, многие вопросы увеличения численности личного состава и пересмотра штатного расписания удалось решить. Генерал рассказал о достижениях – в том числе задержании печально знаменитого иркутского педофила, фоторобот которого мелькал в СМИ всю первую половину 2012 года, и разоблачении банды, совершавшей преступления на лесозаготовительных предприятиях. Тем не менее ситуация с безопасностью граждан складывается плачевная: рост уличной преступности составил 45 процентов, и это несмотря на то, что вместе с полицией на улицах работают добровольческие объединения граждан. Генерал Калищук признал, что эти объединения работают за рамками закона, и выразил надежду: ситуацию удастся изменить уже в следующем году.

Болезненной остается для области проблема угонов автотранспорта. В городах и районах созданы спецгруппы, разоблачены и арестованы четыре лидера организованных групп, промышлявших этим преступным бизнесом (об эффективности таких преступных сообществ говорит тот факт, что некоторые угнанные в нашей области машины находили в Монголии), но переломить ситуацию к лучшему пока не удалось. Не слишком успешна борьба с коррупцией, хотя в течение 2012 года возбуждено более 20 уголовных дел в отношении депутатов и мэров различных территорий.

Очень много проблем в борьбе с экономическими преступлениями — хотя совместные операции с ФСБ позволяют изымать сотни тонн украденной нефти и кустарных нефтепродуктов, в целом ситуация остается, по оценке генерал-майора Калищука, «крайне сложной и напряженной», область занимает четвертое место в России по уровню преступности — после Тюменской области, Республики Бурятия и Забайкальского края. Возможно, полиции было бы попроще, если бы она меньше занималась всякой ерундой, — за год было установлено 4,5 тысячи фактов пребывания несовершеннолетних на улицах после 23 часов и 12 тысяч нарушений в сфере благоустройства городов. Первой проблемой могли бы заниматься общественные объединения, а второй — местные администрации. Впрочем, в сельской местности, где полиции практически не стало (один участковый приходится на семь деревень), это именно так и есть.

Продолжается борьба с негативными явлениями в самой полиции. За год дисциплинарным наказаниям подвергнуты 2,5 тысячи полицейских, 49 человек привлечены к уголовной ответственности, 26 человек уволены (в три раза больше, чем в 2011 году). Практика увольнения задним числом тех, кто был пойман на уголовных преступлениях, прекращена. Однако, как уже широко известно, проблемы не сняты, и одно из подтверждений этому — недавний арест   сотрудника и бывшего сотрудника полиции по подозрению в убийстве женщины в конце августа нынешнего года в Иркутске.

Отвечая на вопросы депутатов — основным из которых был главный русский вопрос «кто виноват?» — генерал Калищук сказал: по сути, все. Правительство и депутаты, которые не могут решить экономические вопросы (в частности, увеличить занятость); общество, которое не создает атмосферу нетерпимости вокруг преступников; исторически сложившаяся пенитенциарная система; сами полицейские, не сумевшие «работать творчески».

Депутат Владимир Матиенко (фракция «Справедливая Россия») потребовал от генерала навести порядок с дорожной разметкой: в Иркутске, например, нет ни линий, отделяющих встречные полосы, ни стоп-линий перед светофорами и перекрестками, ни пешеходных переходов.

— Каждый выезд на дорогу происходит с риском, каждый выход ребенка на пешеходный переход связан с риском для жизни, — возмутился депутат.

Генерал согласился со справедливостью предъявленных претензий, но, по сути, ничего не обещал: полиции не хватает финансирования, и все решения по выделению средств принимаются «в муках». Некую надежду на улучшение ситуации дает программа «Безопасный город», но и она финансируется в недостаточном объеме.

Депутат Анастасия Егорова поделилась собственным опытом взаимодействия с сотрудниками ГИБДД, растянувшими выдачу справки (на что требуется 15 минут) на три часа и сделавшими это в такой форме, что депутат вынуждена была использовать слово «хамство». Генерала такая оценка нисколько не удивила – он сам был свидетелем случая, когда участники ДТП, случившегося вечером, не могли дождаться сотрудника ГИБДД и на следующее утро. Обо всех таких происшествиях Андрей Калищук просил сообщать по телефонам доверия и обещал, что сотрудников заставят извиняться. Депутат Гавриил Франтенко, напротив, просил передать благодарность сотрудникам УВД в Усолье-Сибирском, всегда оказывающим помощь — по крайней мере, самому депутату.

 

Где судили, там и отбывай

Начальник Восточно-Сибирского управления МВД России на транспорте полковник полиции Виктор Кобась, продолжавший разговор с депутатами, рассказал, что ему часто приходится слышать: служить в полиции позорно, и даже среди поступающих в Восточно-Сибирский институт МВД всего два человека из семей действующих сотрудников. Зная об этом, не стоит удивляться недостатку кадров — из числа немногочисленных желающих прийти на работу в подразделения полиции многие отсеиваются как не служившие в армии, остальные оказываются неспособны пройти психологические тесты и проверку на детекторах. Для борьбы с преступниками в собственных рядах все отделения полиции оснащены аппаратурой аудио- и видеофиксации — под контролем «все, кроме туалетов».

У транспортной полиции свои проблемы — огромная протяженность подконтрольной территории, отсутствие технических средств, необходимость привлечения к совместной работе сотрудников частных охранных предприятий и недостаток полномочий. Еще одна территория вне контроля — побережье Байкала: в Иркутской области впервые получен один катер класса «море», есть полиция на Ольхоне, все остальное никто не контролирует. А объем работы огромный: за год на участке побережья от Листвянки до Слюдянки составлен 141 протокол и возбуждено 8 уголовных дел. Есть проблемы и в собственных рядах: выявлен прапорщик-взяточник в аэропорту Иркутска и инспектор — героиновый наркоман. Этим случаям, заверил полковник Кобась, «дана принципиальная оценка».

Вокруг проекта постановления Законодательного собрания по отчетам двух полицейских начальников возникла бурная дискуссия.  Депутат Владимир Матиенко (фракция «Справедливая Россия») предложил руководству области обратиться в правительство Российской Федерации с требованием не присылать для отбытия наказания в Приангарье лиц, осужденных в других регионах страны. Особенно это касается тех, кто совершил тяжкие преступления, — убийц и насильников.

Инициатива депутата основана на заявления начальника Главного управления МВД по Иркутской области Андрея Калищука и начальника УВД на транспорте Виктора Кобася, связывающих высокий уровень криминализации региона с тем, что ежегодно около 4 тысяч заключенных из других регионов, отбыв наказание, остаются на территории области. В результате такой тенденции Приангарье терпит огромные экономические и репутационные издержки: не имея средств к существованию, бывшие заключенные становятся рецидивистами, а область находится в лидерах по уровню преступности среди российских регионов. Поэтому, считает депутат, преступники должны отбывать наказание в тех регионах, где осуждены.

Когда стало ясно, что руководство ЗC пытается свернуть обсуждение этого вопроса, Владимир Матиенко упрекнул председателя ЗС в чрезмерной осторожности:

— Почему вы все время боитесь сделать от сердца что-то нужное для области? Да население области нас в этом вопросе обеими руками поддержит, не надо ничего обсуждать, можно голосовать уже сейчас.

Сессия не поддержала предложение депутата Матиенко. «За» голосовали 7 законодателей, однако и 20 «против» – это меньше половины числа депутатов, так как многие при голосовании воздержались. Законодательное собрание проработает этот вопрос и вернется к нему в недалеком будущем.

— Считаю, что позиция руководства Законодательного cобрания и фракции «Единая Россия»  противоречит  интересам жителей Иркутской области. «Первенство» по заболеваниям туберкулезом, СПИДом, высокий уровень преступности — это следствие в том числе значительного количества бывших заключенных на территории Иркутской области, — говорит Владимир Матиенко.

 


Депутат Владимир Матиенко (фракция «Справедливая Россия») предложил руководству области обратиться в правительство Российской Федерации с требованием не присылать для отбытия наказания в Приангарье лиц, осужденных в других регионах страны. Особенно это касается тех, кто совершил тяжкие преступления, — убийц и насильников. Ежегодно около 4 тысяч заключенных из других регионов, отбыв наказание, остаются на территории Иркутской области. Не имея средств к существованию, бывшие заключенные становятся рецидивистами, а область находится в лидерах по уровню преступности среди российских регионов. Преступники, считает депутат, должны отбывать наказание в тех регионах, где осуждены.
 

 

Бюджет принят, вопросы остались

Законодательное собрание Иркутской области приняло в первом чтении предложенный правительством области проект бюджета области на три года.

Доклад министра финансов Иркутской области Наталии Бояриновой был выдержан в тональности сдержанного уговаривания народных представителей. Не обошлось без ссылок на мировой кризис, тяжкое положение муниципалитетов и снижение размера трансфертов из бюджета Российской Федерации. Доходы бюджета области в 2013 году запланированы в размере 86,1 млрд рублей, расходы — 88,1 млрд, дефицит составит 2,5 процента. Министр доложила и планы на весь трехлетний период. В 2014 году доходы могут составить 85,1 млрд, расходы — 89,8 млрд, дефицит — 5,9 процента; в 2015 году доходы вырастут до 88,7 млрд, расходы — до 93,1 млрд, дефицит составит 5,2 процента. Государственный долг области за три года увеличивается с 4,4 до 15,9 млрд рублей.

Депутат Владимир Матиенко и тут приготовил несколько вопросов и начал с самого тяжелого: почему при росте доходов бюджета в 2011 и 2012 годах практически на 30 млрд расходы на культуру, физическую культуру и спорт практически не растут. Министр напомнила депутату, что по этой статье регулярно происходит увеличение расходов в течение года – как только готовится проектно-сметная документация на строительство, например, модульных домов культуры, так сразу под этот проект выделяются средства. Средства на ремонт стадиона «Труд», который сейчас планируется выкупить в областную собственность, пока не предусмотрены, потому что нет понимания, какой объем работ нужно выполнить и сколько это может стоить.

Еще один вопрос депутата Матиенко был о резервном фонде области: уже сейчас область испытывает большую нехватку средств, через три года прогнозируется огромный долг, а правительство держит мертвым грузом более четырех миллиардов рублей. Держит и держать будет, заявила в ответ Наталия Бояринова, потому что правительство всегда ждет финансового кризиса, снижения кредитного рейтинга и ухудшения условий кредитования на финансовых рынках.

Вопросы на этом завершились, и депутаты перешли к выступлениям. От профильного комитета по бюджету традиционно выступил председатель комитета Сергей Курилов. Он объяснил низкую активность депутатов во время сессии повышенной активностью, проявленной в ходе обсуждения в комитетах, на заседаниях фракций и в ходе общественных слушаний. В целом оценка комитета была положительной: сессии рекомендовано принять законопроект о бюджете в первом чтении и продолжить работу во втором чтении.

Депутат Тимур Сагдеев предложил увеличить на 100 млн рублей (против нынешних 51 млн) расходы на развитие территорий проживания коренных малочисленных народов. Сейчас в бюджете есть средства только на покупку ГСМ и авиационное сообщение с труднодоступными местностями (никакого иного там просто нет). Губернатор согласился с тем, что в принципе развивать территории нужно, но для начала требуется понимать, на что эти средства пойдут, – есть риск, что их просто разворуют и используют нецелевым способом. Уже сейчас, отметил губернатор, происходят чудные вещи: все жалуются на отсутствие дорог, но продукты в магазинах есть, а у территории остаются неизрасходованными 9—10 млн рублей.

— Нужно, чтобы средства доходили до настоящих охотников, а не расходовались непонятно кем, — пояснил губернатор.

Бюджет, как и ожидалось, был принят большинством голосов.

 

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Степана Подкорытова, специально для «Байкальских вестей».

На фото:  Генерал Андрей Калищук: «Ситуация крайне сложная и напряженная»;

Наталия Бояринова рассказала о бюджете на три года вперед;

Депутат Аполлон Иванов: «Я тут посплю, а вы покараульте». Слева — Гавриил Франтенко

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии