Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Энергетика в зоне напряжения

10 марта, 2015


700.jpg

2 марта в Иркутске состоялось выездное заседание Комитета по энергетике Государственной думы Российской Федерации. Заседание провел председатель комитета Иван Грачев (фракция «Справедливая Россия»), участников приветствовал краткой речью губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко. Из докладов и небольшой дискуссии сложилась картина существенных противоречий между позициями федеральных органов власти, руководства регионов Сибирского федерального округа и крупных энергетических предприятий. Сказанное имеет прямое отношение к Иркутской области. Здесь проявились серьезные разногласия энергетиков и регионального правительства.   

Строительство Усть-Кутской ТЭС тормозят потребители

Министр жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Иван Носков представил доклад «Решение задач эффективной утилизации попутного нефтяного газа с учетом проекта по строительству Ленской ТЭС в г. Усть-Куте». Тема, напомнил министр, неоднократно обсуждалась на самом высоком уровне руководства Российской Федерации и в очередной раз прозвучала в послании президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию в 2014 году. На сегодня установлена планка, допускающая сжигание не более 50 процентов попутного нефтяного газа.

В Иркутской области Иркутская нефтяная компания начала добычу нефти в 2004 году, общие запасы попутного газа в регионе сегодня оцениваются в 60 млрд кубометров. C каждой тонной добытой нефти компания получает 570 кубометров газа. Проект утилизации попутного газа для газификации Усть-Кута позволит эффективно использовать не менее 60 тыс. тонн газа ежегодно, первый этап проекта должен быть завершен уже в четвертом квартале 2015 года. По оценке министра Носкова, реализация проекта позволит газифицировать город и приступить к созданию тепловой электростанции.

Первая очередь Усть-Кутской ТЭС мощностью 400 МВт будет потреблять до 500 млн кубометров газа. Вторая и третья очередь, по оценке министра, могут быть введены уже в 2016 и 2017 годах, итоговая мощность станции составит 1068 МВт, и она станет второй по мощности тепловой станцией в области. С учетом близости к месторождению газа и наличия большого количества крупных потребителей тепла проект обещает большой экономический эффект.

— В ценах четвертого квартала 2013 года стоимость реализации первого этапа строительства Усть-Кутской газовой ТЭС оценивается в 26 млрд рублей, — пояснил Иван Носков. — Стоимость второго и третьего этапов — еще 14,9 млрд рублей, итого вся станция — более 41 млрд. Потребителями должны стать действующие золотодобывающие предприятия Бодайбинского района (есть заявка на 137 МВт), нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан» (144 МВт), Удоканский горно-обогатительный комбинат (368 МВт), Российские железные дороги (БАМ и Транссиб — 273 МВт), месторождения золота «Сухой Лог» (30 МВт) и «Чертово корыто» (24 МВт), газопровод «Сила Сибири» (200 МВт).

Правительство Иркутской области, напомнил Иван Носков, 4 февраля 2015 года провело в Усть-Куте выездное заседание, в ходе которого был сделан вывод: даже реализация первой очереди проекта новой ТЭС позволит эффективного утилизировать попутный газ. Для реализации проекта в полном объеме принято решение разработать проект «Байкальского энергопромышленного комплекса», что позволит привлекать в проект средства инвесторов на принципах частно-государственного партнерства. Заказчиком документации по проекту БЭПК выступит ООО «Корпорация развития Иркутской области».

В заключительной части доклада Иван Носков обратился к депутатам Государственной думы с просьбой поддержать проект. Особенно важно проконтролировать реализацию планов Федеральной сетевой компании по строительству объектов схемы выдачи мощности новой ТЭС: строительство всего одной линии электропередачи 500 кВ оценивается в 11—12 млрд рублей.

Генеральный директор ОАО «Иркутскэнерго» Олег Причко счел нужным прокомментировать выступление министра Носкова. Олег Причко напомнил, что строительство газовой ТЭС в Усть-Куте — это давний и хорошо проработанный проект «Иркутскэнерго». Компания нашла для его реализации земельный участок, выполнила проектные работы и даже вышла на заключение долгосрочного договора о поставках газа. В то же время ни один из потребителей, заявлявших о намерении подключиться к новой ТЭС и стать потребителем ее продукции, к марту 2015 года не заключил с «Иркутскэнерго» договор о сотрудничестве.

— То есть в принципе, на словах, все согласны, а когда мы говорим о заключении договора, никто не соглашается. Даже Российские железные дороги, которые на совещании в Министерстве энергетики говорили, что без подключения к нашей ТЭС «БАМ точно не поедет», — пояснил Олег Причко. — Когда же мы их попросили документально подтвердить заявку на 230 МВт, они завели речь о 80. Проект просчитан по экономике, но без договоров о предоставлении энергии и мощности он не может быть реализован. Проект весьма перспективен, в будущем эта станция точно понадобится, но поддержка нужна уже сейчас.

К этому моменту в зале заседаний из членов правительства области оставались лишь первый заместитель губернатора Николай Слободчиков и министр энергетики Иван Носков. Комментировать заявление Олега Причко они не стали. Принимавшие участие в заседании комитета депутаты Государственной думы Сергей Левченко и Андрей Крутов обсуждали выступления участников между собой, тем же самым занимались председатель Законодательного собрания Людмила Берлина и ее заместитель Сергей Брилка. С каждым новым докладом лица законодателей становились все мрачнее…

Закон об охране природы уничтожит энергетику в Сибири

Федеральный закон 219-ФЗ «Об охране окружающей среды» грозит полным уничтожением всей угольной отрасли Иркутской области — к такому неприятному выводу пришли специалисты ОАО «Иркутскэнерго». Принятый в июле 2014 года закон предполагает разделение всех предприятий на четыре класса опасности, ряд мер по учету выбросов и отходов, внедрение новых систем очистки и переход на более чистые виды топлива. Как рассказал генеральный директор ОАО «Иркутскэнерго» Олег Причко, закон предусматривает увеличение в 100 раз платы за все виды выбросов начиная с 2020 года.

— Закон основывается на двух посылках: использовать самые современные технологии мониторинга окружающей среды на предприятиях первого класса опасности, учитывать все технические возможности для внедрения этих технологий, — пояснил Олег Причко. — Как законопослушное предприятие мы сразу после выхода закона начали разрабатывать организационно-технические мероприятия для его исполнения. Оценочно мы видим, что для внедрения системы мониторинга нужно 5 млрд рублей. На внедрение новой системы газоочистки в период 2020—2026 годов — по 8 млрд рублей ежегодно, то есть 48 млрд рублей в сумме. Эти затраты равны инвестиционной программе «Иркутскэнерго» за четыре года. Мы считаем, что нужна тщательная оценка тарифных последствий реализации этих планов.

Помимо финансовых проблем существуют политические и технические вопросы, не разрешимые на уровне исполнителей. В Российской Федерации нет предприятий, способных изготовить и смонтировать системы мониторинга выбросов, соответствующие требованиям нового федерального закона. Генерирующие компании готовы рассмотреть возможность покупки такого оборудования за рубежом, но это решение входит в противоречие с государственной политикой импортозамещения. В России не выпускается и оборудование для очистки выбросов от оксидов серы и азота. Более того, ранее ни в одном законе или ГОСТе не было требования очищать выбросы от этих компонентов, и ни одна из тепловых станций в нашей стране не предусматривает площадки для размещения такого оборудования.

Единственный в России завод по производству электрических фильтров «чувствует себя не очень хорошо»  и, по оценке Олега Причко, не справится с тем количеством заказов, которые он получит в связи с принятием закона 219-ФЗ. Даже в том случае, если проблема с поставками фильтров будет решена, их просто некому монтировать. По авторитетному мнению генерального директора «Иркутскэнерго», в стране нет необходимого количества монтажных организаций и рабочих с соответствующим опытом. При этом, если «Иркутскэнерго» не выполнит все предписанные законом мероприятия, платежи за ущерб окружающей среде с 2020 года составят 8 млрд рублей в год — больше суммы годовых расходов компании на ремонт оборудования.

— «Иркутскэнерго» имеет собственную топливную базу, — напомнил Олег Причко, — и это является важным компонентом самой низкой в России стоимости гигакалории тепловой энергии. В рамках требований закона 219-ФЗ мы рассмотрели возможность перехода на более качественные сорта угля. Первым следствием такого перехода станет полная потеря всей угольной отрасли Иркутской области. Просто потому, что наши бурые угли экономически бессмысленно перевозить на расстояние более 700—800 км, и мы не сможем их поставлять в другие регионы. Мы будем вынуждены закрыть все черемховские, тулунские, заларинские, азейские и другие разрезы. Нужно будет дополнительно оценить перспективы существования моногородов, связанных с этими разрезами. Сократятся перевозки по железной дороге — что тоже будет иметь экономические последствия и для населения, и для бюджетов этих городов. Отчисления в бюджет Иркутской области со стороны «Иркутскэнерго» снизятся примерно на 2 млрд рублей в год.

Мы просчитывали и последствия перехода на газ. Поскольку в Иркутской области нет магистральных газопроводов, если мы не хотим повышения тарифов для потребителей, цена на газ должна составлять не более 20 долларов за тысячу кубометров. Думаю, ни один поставщик на такую цену не согласится.

Специалисты «Иркутскэнерго» попытались оценить расходы всей угольной генерации Сибири на  реализацию нового закона. Одни только штрафы за загрязнение окружающей среды составят более 42 млрд рублей в год. Расходы на создание системы золоочистки оценили в 170 млрд рублей, на очистку от оксидов серы — 70 млрд, от оксидов азота — 20 млрд рублей.

— Источников для таких инвестиций в отрасли сейчас не просматривается, — констатировал Олег Причко. — Поэтому мы предлагаем внести в резолюцию сегодняшнего заседания комитета Государственной думы дополнительный пункт: поручить министерствам федерального правительства (по экологии, энергетике и экономическому развитию) проанализировать последствия реализации закона 219-ФЗ — для тарифов, социальной сферы и так далее, и представить этот отчет в Комитет по энергетике.

Председатель Комитета по энергетике Государственной думы РФ Иван Грачев поблагодарил Олега Причко «за качественный и обоснованный доклад». По мнению депутата, существует возможность скорректировать федеральный закон, но для этого нужно подготовить подробную доказательную базу и привлечь к обсуждению экспертов из других регионов Сибири.

«Облкоммунэнерго»: глубокий кризис, но настроение бодрое

Генеральный директор областного предприятия «Облкоммунэнерго» Андрей Троицкий представил участникам выездного заседания комитета Государственной думы доклад, название которого противоречило сути сообщения. Пока доклад готовился, его хотели подать как историю о «…решении задач опережающего развития на примере государственного энергопредприятия Иркутской области», а в итоге получился отчет о больших проблемах.

В состав самого крупного областного государственного предприятия входят 10 филиалов, обслуживающих 16 городов и 171 населенный пункт в 26 районах области. На предприятии работают более 1960 человек. Клиентами «Облкоммунэнерго» являются более 950 тысяч человек, то есть около 40 процентов населения области. Электросетевое хозяйство предприятия включает линии электропередач напряжением от 0,4 до 110 кВ протяженностью более 10 тыс. км и более 3 тыс. трансформаторных подстанций. По данным Андрея Троицкого, технологический износ оборудования предприятия составляет 80 процентов, а износ спецтехники — более 70 процентов.

Следствием такого износа стало большое количество отключений: на одной из линий в течение 2014 года их было более 60. Многие линии напряжением 0,4 кВ имеют ненормативную протяженность. Значительная часть сетей построена в 1960—1970 годах и не рассчитана на современный объем потребления. У предприятия есть инвестиционная программа, однако на ближайшие пять лет запланированы расходы всего на 1,5 млрд рублей, что вряд ли может быть достаточно в сложившейся обстановке.

— Мы обращаемся к министерству энергетики Иркутской области с просьбой о разработке базового документа о развитии предприятия в долгосрочной перспективе, — сказал Андрей Троицкий. — Нам также нужна поддержка федерального Министерства энергетики для включения в федеральные инвестиционные программы на принципах частно-государственного партнерства.

Другие прозвучавшие на заседании доклады не добавили в общую тревожную картину ничего нового. Остается лишь надеяться, что депутаты Государственной думы услышали о существовании проблем, получили всю необходимую информацию и в ближайшее время выступят с законотворческими инициативами, способными изменить ситуацию — хотя бы с федеральным законом 219-ФЗ, который иначе как «вредительство» оценить нельзя.

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Александра Новикова, «Байкальские вести»

 

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии