Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Энергетика Иркутской области: эстафета трех веков

21 апреля, 2020

Окончание. Начало в № 14

От репараций к собственным рекордам

Несмотря на то что Советский Союз уже в конце 1920-х годов вошел в очень небольшую группу стран, где производили собственные гидравлические и тепловые турбины, после войны в страну стали поступать станки и целые заводы, конфискованные в Германии в счет репараций. В Иркутскую область доставили тепловую электростанцию, оснащенную котлами фирмы «Буккау», которые стали первой очередью Иркутской ТЭЦ № 1. Именно эта станция, смонтированная в 1948–1951 годах в районе станции Майск, стала основным поставщиком энергии и для Ангарского нефтехимического комбината, и для строящегося города Ангарска, и для стройплощадки Иркутской ГЭС.  

При всех достоинствах тепловой генерации, при росте добычи на Черемховском бассейне и активных поисках новых месторождений многочисленными геологическими партиями, ТЭС и ГРЭС имели один общий недостаток – их коэффициент полезного действия составлял 30–40 процентов, то есть из каждой тонны угля потребитель получал энергии как от 300 килограммов. К тому же при определенном количестве электростанций атмосфера вокруг них приобретала вредные для человека качества, так что возвращение к проекту строительства ГЭС на Ангаре было лишь делом времени.

Иркутская, Братская и Усть-Илимская ГЭС, построенные одна за другой с 1950 по 1978 год, дали Иркутской области так много, что на перечисление ушло бы несколько книг. Отметим два важных факта – энергия и люди. Именно ради строительства ГЭС в Иркутскую область приехали многие десятки тысяч людей, которые прошли непростую школу гидростроительства и остались, чтобы строить Иркутск, Шелехов, Братск, Усть-Илимск, Саянск и другие города. В последние годы своего существования трест «Братскгэсстрой» насчитывал более 110 тысяч сотрудников и вел работы не только по всей Сибири и Дальнему Востоку, но и по всему СССР. Среди гидростроителей можно вспомнить таких людей, как Андрей Бочкин, Арон Гиндин и Иван Наймушин – все трое были и Героями Социалистического Труда и лауреатами Государственной премии.

Что же касается энергии, то не далее как 27 марта 2020 года на Братской ГЭС отметили производство киловатта, который стал один триллион двухсотмиллиардным с момента пуска первого агрегата 28 ноября 1961 года. Это абсолютный рекорд среди всех ГЭС Евразии, который вряд ли будет побит в ближайшее время.

Вместо эпилога

Ангарский каскад, включающий сегодня еще и Богучанскую ГЭС, не достиг мощности, о которой говорили авторы проекта ГОЭЛРО, предрекавшие строительство шести ГЭС, но сейчас он является одним из самых мощных в России наряду с Енисейским и Волжским. Более всего скепсиса по его поводу высказывали в эмигрантской прессе в начале 1960-х и в современных социальных сетях. Бывшие союзники Гитлера в журнале «Казакия» (издававшемся в Мюнхене), злорадствовали по поводу недостатка потребителей у Братской ГЭС. Современные луддиты высказывают сожаления по поводу «затопленных сельхозземель», которыми якобы когда-то вся Сибирь кормилась. Два очень авторитетных научных центра – Институт географии СО РАН и Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского – независимо друг от друга подсчитали, что, во-первых, при строительстве Ангарского каскада было затоплено всего около 300 тыс. гектаров сельхозугодий. Во-вторых, в одной только Иркутской области с 1990 по 2017 год посевная площадь сократилась на 1,2 млн га. Вот и ответим себе на вопрос: стоят ли те 300 тыс. гектаров какого-то сожаления, если мы утратили в четыре раза больше и не жалеем?

История иркутской энергетики учит нас тому, что в Сибири не стоит, может быть, ждать быстрого решения вопросов. Так, первыми о строительстве ГЭС на Ангаре думали еще декабристы, а реализовались их мечты при Хрущеве и Брежневе. Первую нефть в районе поселка Марково получили 18 марта 1962 года – а в бюджете области ее отдача проявилась лишь в 2012–2014 годах…

Всего у нас много, и в недрах, и на поверхности, не надо только спешить – глядишь, выполнит Алексей Миллер свои обещания и уже нынешнее поколение жителей области будет жить в эпоху газификации.      

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии