Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Экономика должна быть адекватной

22 марта, 2012

 

 

 

Первая же попытка правительства Иркутской области внести поправки в областной бюджет — без уточнения сумм поступления налогов — вызвала бурные споры между чиновниками и депутатами, с одной стороны, и в самом депутатском корпусе — с другой. Главное обвинение в адрес правительства — неисполнение взятых на себя обязательств, из-за чего возникает абсурдная по своей сути экономия бюджетных средств.

 

Миллиарда не жалко

Министерство финансов Иркутской области представило депутатам Законодательного собрания изменения в бюджет на 2012 год. Доходы  Иркутской области планируется увеличить на 3 млрд 255 млн и утвердить в размере 78 млрд 940 млн рублей; расходную часть областного бюджета увеличить на 7 млрд 799 млн и утвердить в объеме 84 млрд 782 млн рублей. Дефицит в этом случае составит 5 млрд 841 млн рублей и будет считаться техническим — его планируется покрыть за счет остатков средств от бюджета 2011 года, и уже в июне его размеры могут существенно измениться. Уровень государственного долга остается на уровне 2011 года, то есть 4,49 млрд рублей — прибегать к займам правительство пока не планирует.

В ходе выступления на заседании комитета по бюджету Законодательного собрания накануне сессии министр финансов Алексей Зезуля отметил, что необходимость внесения изменений в бюджет 2012 года связана с уточнением суммы федеральных поступлений — Государственная дума наконец-то распределила их между субъектами федерации. Появилась и возможность использовать остатки средств, которые поступили из федерального бюджета в прошлом году. Все доходы и расходы бюджета, корректировка которых произошла на сессии 21 марта, являются целевыми. Министерство финансов пока не имеет оснований для внесения поправок в доходную или расходную часть бюджета, связанных с уточнением информации о поступлении налогов и сборов.

Значительная часть расходов будет направлена на совершенствование системы образования (свыше 1 млрд рублей); строительство и ремонт дорог (более 700 млн рублей); обеспечение медицинскими препаратами ряда льготных категорий граждан (в том числе детей, на общую сумму 500 млн рублей); увеличение заработной платы работникам системы образования, не относящихся к педагогическому персоналу; завершение строительства областной библиотеки имени И.И.Молчанова-Сибирского, Ледового дворца и ряда других объектов. Менее крупные суммы будут направлены на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, ремонт многоквартирных домов, компенсацию выпадающих доходов авиаперевозчиков, софинансирование помощи пострадавшим при ДТП, некоторые статьи программы развития сельского хозяйства и так далее. Почти на миллиард предлагается увеличить размер Дорожного фонда Иркутской области.

Самый скромный прирост получился у министерства культуры — ему добавили (на увеличение заработной платы библиотекарей и музыкантов губернаторского оркестра, поддержку театров с детско-юношеским репертуаром и завершение реставрации Спасской церкви) около 50 млн рублей. Часть средств будет перемещена в рамках действующего бюджета без изменения его размеров — вновь созданное министерство информационных технологий, например, получит свою долю финансирования за счет перераспределения средств из министерства экономического развития и промышленности.

 


Председатель КСП Ирина Морохоева заявила, что у бюджета области есть целый ряд существенных недостатков: непрозрачность формирования доходной части Дорожного фонда, неполное отражение ряда необходимых затрат, несвоевременное предоставление правительством необходимых для анализа документов.
 

 

Множество мнений о едином бюджете

По оценкам Контрольно-счетной палаты Иркутской области, профицит областного бюджета, образовавшийся по итогам 2011 года, превышает 10 млрд рублей и был вызван недоисполнением части областных обязательств. Так, неполное оказание услуг в стационарных медицинских учреждениях привело к экономии 1,1 млрд рублей, неполное оказание услуг образовательными учреждениями — более 760 млн и т. д. Помимо этого, в течение года резервный фонд правительства вырос в 4 раза. Более того: вообще в Российской Федерации имеют резервный фонд только 17 регионов, в бюджет 2012 года включили расходы на увеличение резервного фонда 8 регионов, а по его размерам Иркутская область является абсолютным рекордсменом: у нас только предполагаемое увеличение составит 4 млрд, в то время как в других регионах максимальный размер — 2,2 млрд.

Председатель КСП Ирина Морохоева заявила, что у бюджета области есть целый ряд существенных недостатков: непрозрачность формирования доходной части Дорожного фонда, неполное отражение ряда необходимых затрат, несвоевременное предоставление правительством необходимых для анализа документов и так далее. Ирина Морохоева обратила внимание депутатов на тот факт, что часть налогов уже в течение первых двух месяцев 2012 года была собрана в объеме 18—20 процентов от годового прогноза, что позволяет рассчитывать на заметное превышение сборов по этим налогам над прогнозом, заложенным в проект бюджета правительством региона. Мониторинг размера остатков на протяжении года и на 1 января 2012 года показал, что в новый год область вошла с остатками в размере 15 млрд рублей, из которых 4 млрд войдут в резервный фонд, а 6,4 млрд вообще не заведены в бюджет. Все это, по мнению КСП, говорит о том, что бюджет является недостоверным.

Председатель комитета по бюджету Законодательного собрания Сергей Курилов отметил, что, по данным официального печатного органа правительства Российской Федерации «Российской газеты», размер профицита областного бюджета по итогам 2011 года был четвертым по размеру в РФ. Депутат Павел Сумароков (фракция КПРФ) обратился к КСП с просьбой провести дополнительную проверку ряда расходных статей и отметил, что при увеличении заработной платы работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений часть этих работников в списки на повышение заработной платы не попала – в частности, не планируется увеличивать зарплату обслуживающего персонала. Депутат рассказал об обращении работников противопожарной службы, которые отметили, что численность их службы увеличена, а заработная плата остается невысокой, и предложили поступить мудрее: не увеличивать численность структуры, если нет возможности платить достойную зарплату.

Первый заместитель председателя правительства Иркутской области Владимир Пашков обратил внимание депутатов на то, что обсуждение заключений КСП в прошлом происходило непублично – на совместном заседании комитета, аудиторов КСП и представителей правительства области. Это позволяло заранее скорректировать некоторые спорные вопросы и хотя бы не выносить на широкое обсуждение технические трудности и недочеты.

Заместитель председателя ЗС Геннадий Истомин в ответ на это заявил, что в прошлом и правительство вело себя более дисциплинированно: документы, тем более такие крупные, как бюджет, поступали на рассмотрение депутатов за 30 дней. Поправки в бюджет, которые предполагается рассмотреть 21 марта, вносились с большими задержками начиная с 7 марта. Сергей Курилов не без иронии заметил, что депутаты постараются впредь работать более плотно, чтобы не создавать правительству проблем. Министр финансов Алексей Зезуля в своих ответах на вопросы депутатов заявил, что увеличение размера резервного фонда было обусловлено требованием правительства РФ, как и рост численности противопожарной службы. Вопрос с увеличением зарплаты пожарным пока не решался.

 


Заместитель председателя ЗС Геннадий Истомин заявил, что в прошлом и правительство вело себя более дисциплинированно: документы, тем более такие крупные, как бюджет, поступали на рассмотрение депутатов за 30 дней. Поправки в бюджет, которые предполагается рассмотреть 21 марта, вносились с большими задержками начиная с 7 марта.
 

 

Пять за, двое воздержались

Сергей Курилов сообщил, что из всех министерств и ведомств правительства Иркутской области депутатам удалось обсудить поправки в бюджет только с министерством здравоохранения и со Службой по охране памятников культуры. Более того, даже на заседание комитета прибыли представители далеко не всех министерств, и не от всех поступили объяснения о причинах отсутствия.

Депутаты в ходе своих выступлений задавали множество вопросов, адресованных различным министерствам, однако получить ответ так и не смогли. Сергей Курилов обратил внимание министра финансов Алексея Зезули на тот факт, что правительство так и не предоставило обоснование для выделения 340 млн министерству лесного комплекса. Первый заместитель губернатора Владимир Пашков заявил, что эти средства нужны для софинансирования ряда программ, которые позволят области получить дополнительное пожарное оборудование и повысить защищенность лесов области и населенных пунктов от сезонных пожаров. Помимо этого, часть средств просто перераспределяется в рамках уже действующих долгосрочных целевых программ.

Депутат Валерий Лукин  (фракция «Единая Россия») заявил, что правительство не выполняет собственное обещание представлять в ЗС только те документы, которые соответствуют требованиям Бюджетного кодекса РФ. Некоторые прогнозы правительства депутат расценил как недостоверные. Министр финансов Алексей Зезуля в ответ на это заявил, что документы правительства БК РФ соответствуют, сомнительные прогнозы относятся к таким расходным статьям, удельный вес которых составляет 0,1 процента доходов бюджета, и будут уточнены в рамках внесения поправок на июньской сессии ЗС. Владимир Пашков поддержал министра финансов и напомнил депутатам, что на протяжении последних лет в марте поправки в бюджет не вносились.

Владимир Пашков отметил, что бюджету области угрожают высокие риски, так как в региональное управление Федеральной налоговой службы уже поступило более 200 заявлений от налогоплательщиков о возврате части налогов в связи с отсутствием прибыли в четвертом квартале 2011 года. Этот показатель, как и сумма предполагаемого возврата, в несколько раз выше, чем в прошлые годы. В связи с этим могут быть уточнены и параметры бюджета области за четвертый квартал 2011 года. Алексей Зезуля заявил, что доходы бюджета в 2011 году не были выполнены на 3,4 процента, или 1 млрд рублей, и депутатам не стоит переоценивать профицит бюджета.

Выслушав поступившие от депутатов вопросы и ответы членов правительства, Сергей Курилов подвел итог. При всех известных и понятных недостатках поправки в бюджет могут быть приняты в первом чтении и при условии продолжения уточняющей работы во втором чтении. Депутат Андрей Кайдаш (фракция «ЕР») остался недоволен: ему не дали задать вопрос, заявив, что в первом чтении обсуждать его рано, а сам депутат предположил, что во втором чтении (которое, кстати, будет неизвестно когда) будет уже поздно. Сергей Курилов принял мнение коллеги со стоицизмом истинного римлянина и поставил-таки вопрос на голосование, завершившееся с двусмысленным результатом: пять членов комитета поддержали председателя, двое воздержались, один голосовать отказался. Перед этим зал покинули председатели комитетов Юрий Фалейчик и Татьяна Семейкина, заместитель председателя ЗС Геннадий Истомин и некоторые другие депутаты, которые уже понимали, чем закончится обсуждение. Члены правительства, напротив, выглядели довольными итогом заседания.

 

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести»

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии