Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Дорога к золоту Мартынова-Сироткина

28 марта, 2022

Иркутские изобретатели

26 февраля 1937 года газета «Восточно-Сибирская правда» опубликовала небольшой некролог, в котором говорилось, что в Иркутске 23 февраля скончался «крупный изобретатель, работник золотой промышленности» Артемий Иванович Сироткин-Мартынов. В этом человеке интересно все: и судьба, и фамилия, имеющая в разных документах разное написание – то Сироткин-Мартынов, то Мартынов-Сироткин, то просто Мартынов, то просто Сироткин. Одно бесспорно: во всех случаях речь идет об одном человеке – крестьянине, родившемся 24 марта (ст. ст.) 1876 года в Калужской области Европейской России и всю свою трудовую жизнь проведшем в ее азиатской части.

Столичная жизнь

Образование Артемий Иванович получил в Санкт-Петербурге, где в 1890 году Петербургской иностранной ремесленной управой ему был выдан диплом об окончании учения с правами цехового мастера слесарного цеха. Кроме того, в 1886 году, будучи еще десятилетним подростком, Артемий учился слесарному делу в немецком Кенигсберге.

В течение 1891 года несколько месяцев Артемий проработал разъездным монтером по установке машин в петербургской технической конторе «Ф. Иохим и Кº».

1д.jpg

Забайкалье: механик, строитель мельниц и лесопилок

В том же 1891 году Артемий Иванович, покинув столицу империи, подался на заработки на ее окраины. Поработав чуть больше года мастером на Змеиногорском серебряном руднике на Алтае, в 1892 году устроился разъездным монтером по установке машин по приискам Кабинета Его Величества Нерчинско-Заводского района.

Затем, с 1 марта по 15 октября 1898 года, исполнял обязанности машиниста при управлении Тайнинских Кабинета Его Величества золотых промыслов, где, как следует из выданного ему аттестата, зарекомендовал себя как «безусловно знающий порученное ему дело по уходу за паровыми машинами и как служащий вполне распорядительный, трезвый и надежный».

С 6 апреля 1899 года по 20 мая 1902 года Артемий Иванович служил механиком на Кокертайском цементном заводе, который располагался на левом берегу реки Шилки, Нерчинского уезда, где «все возлагаемые на него обязанности исполнял с полным знанием дела, добросовестно и аккуратно, во все время службы ни в чем предосудительном замечен не был и службу оставил по собственному желанию».

В 1904–1908 годах работал на станции Чита, Забайкальской железной дороги помощником машиниста, слесарем, инструментальщиком, техническим агентом при материальном складе.

С 25 сентября 1912 по 15 мая 1913 года работал в Управлении лесопильно-мукомольного завода «Успех» Н.Л. Капельмана в Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ), где «вел постройку завода по своему составленному проекту, также установку машин производил по своему усмотрению…» (ГАНИИО – Государственный архив новейшей истории Иркутской области – Фонд Р-630, опись 2, дело 140, л. 30).

С 5 мая 1914 по 18 мая 1915 года Мартынов-Сироткин находился на службе на Тарбагатайских каменноугольных копях А.Х. Тетюкова в качестве механика. «За все время своей службы он, Мартынов, к исполнению своих обязанностей относился весьма аккуратно и добросовестно, с полным знанием своего дела по установке и уходу за паровыми котлами, а также за электрическими центробежными и паровыми насосами. Кроме того, за все время своей службы он заведовал всеми механическими слесарно- и токарно-мастерскими при копях. Поэтому Управление копей, аттестуя его, Мартынова, считает своим долгом засвидетельствовать деятельность его на копях как вполне честного, трезвого и в высшей степени аккуратного служащего. Уволился по собственному желанию».

С 1 сентября 1915 по 1 августа 1916 года работал машинистом трактора в управлении дорожно-мелиорационных работ Амурской области, с годовым жалованьем 1500 рублей. Уволился по собственному желанию. С 26 августа 1916 по 1 сентября 1917 года служил машинистом в 9-м участке Крепостного инженерного управления Владивостокской крепости. Уволен в связи с сокращением штатов.

2д.jpg

Революционные университеты: Китайско-Восточная и Забайкальская железные дороги

В марте 1918 года Артемий Иванович устроился на работу слесарем в депо «Пограничное» (КВЖД) с поденной платой 2 рубля 10 копеек. Однако уже 21 июля 1919 года был уволен за участие в забастовке.

Как следует из удостоверения, выданного 14 мая 1920 года Объединенной конференцией профессиональных, железнодорожных и городских союзов, политических партий и общественных организаций г. Харбина, Артемий Иванович был председателем районного комитета станции Пограничной (КВЖД).

Из удостоверения участкового комитета производственного союза работников железнодорожного и водного транспорта КВЖД, выданного 1 января 1923 года, мы видим, что Артемий Иванович являлся председателем участкового комитета производственного союза станции Цицикар (КВЖД).

Кроме того, в начале 1920-х годов Артемий Иванович активно занимался общественной деятельностью: был членом правления кооператива «Пробуждение», уполномоченным Российского Общества Красного Креста в Цицикарском участке полосы отчуждения КВЖД.

В мае 1924 года Мартынов-Сироткин переведен в ведение Дорпрофсожа Читинской железной дороги. На Читинской железной дороге состоял на службе отдела вспомогательно-коммерческих предприятий в должности заведующего техническим отделом Татауровского лесопильного завода, заведующего мастерской Ононского моста.

13 мая 1925 года вступил в ряды ВКП (б). В 1925/26 учебном году окончил школу политграмоты нормального типа.

И снова общественная деятельность: с 13 марта 1926 по 1 июня 1927 года был членом правления Читинского окружного отделения Союза пищевкусовой промышленности, членом профсоюза горнорабочих (с 21 июня 1927 года), три срока подряд был председателем месткома Читинского государственного военного склада. С 1 июня 1927 по 19 февраля 1929 года работал заведующим обогатительной фабрикой и механиком Белухинского вольфрамитового рудника (Оловяннинский район).

Союззолото и Иркутск: изобретатель

Из справки, выданной 3 июля 1932 года, следует, что с 18 февраля 1929 по 25 мая 1930 года Артемий Иванович работал в Читинском главном управлении, с 25 июня 1931 года – механиком в Сретенске, в Главном приисковом управлении, с 25 июня 1931 года – в Нерцинкстрое.

Из приказа по Читинскому главному приисковому управлению Союззолото от 17 октября 1929 года № 175: «за проявленную энергию, инициативу и умелое руководство в деле постройки бегунной фабрики на Киинском руднике объявляю благодарность районному механику тов. Сироткину А.И., непосредственно руководившему постройкой, с единовременной выдачей премии в размере 250 рублей».

С 20 марта 1933 года Артемий Иванович начал работать в Иркутске заведующим механическими мастерскими в Гинзолото Главзолото.

4 апреля 1935 года его перевели из Гинзолото в Майкаинское рудоуправление треста «Каззолото» (север Казахстана), из которого он приказом № 245 от 29 октября 1935 года был уволен со следующей формулировкой: «главного механика Майканзолото тов. Сироткина освободить от занимаемой должности ввиду его болезни, благодаря чему он не может обеспечить работу…».

Так Артемий Иванович вернулся доживать свой век в Иркутск, где, однако, несмотря на тяжелое онкологическое заболевание, продолжил свое активное занятие изобретательством, выступая активным членом Всесоюзного общества изобретателей.

12 ноября 1934 года на проходившей в Иркутске в малом зале Дворца труда Первой краевой конференции рационализаторов и изобретателей Восточной Сибири Артемий Иванович был награжден почетной грамотой конференции. Вот что писала о нем в эти дни газета «Восточно-Сибирская правда»:

«Механик-конструктор Гинзолото, пятидесятилетний старик Артемий Иванович Мартынов-Сироткин рассказывает, как он пытался вносить рационализаторские предложения, когда работал на Нерчинско-Заводских приисках «кабинета его величества».

– Моют золото, видишь – огромный снос. Душа болит – золото пропадает. Сняв заранее шапку, пошел с предложением к начальству. Начальство не стало и слушать:

– Ничего-о-о! Не заботься! У хлеба не без крох! Золота хватит!

Это было давно. Сейчас иное. Артемий Иванович открыл способ обогащения руд вольфрама. За изобретение сразу ухватились. И сейчас ценная сироткинская машина обогащает вольфрам на Белухе.

В 1929 году Артемий Иванович дал государству вторую машину по улавливанию золота на бегунных фабриках. Этой машиной Артемий Иванович приобрел всесоюзную известность.

В 1933 году третье изобретение А.И. – промывная машина и концентрационный стол – произвело в золотой промышленности настоящую сенсацию. Ощущалась острая необходимость иметь машину, которая обслуживала бы тонкие напластования, двигалась бы за работами, заменила бы сложные бочечные машины. Эту машину дал Артемий Иванович.

Недавно из Москвы сообщили, что эту машину можно применять и на оловянных рудниках.

Сейчас Артемий Иванович работает над проектом универсальной канатной драги, которая будет в 10 раз дешевле и легче.

– Только теперь я сумел воплотить в жизнь мысли, появившиеся в далекие старые годы, – говорит Артемий Иванович.

Недавнее сообщение из Москвы – это письмо Комитета по изобретательству при СТО СССР от 30 апреля 1934 года, в котором сообщалось о том, что /«на ваше обращение № 246 от 10.IV с. г. Бюро Новизны Комитета уведомляет, что справка о первенстве за №146091 на «ветряной двигатель» выслана гр-ну Мартынову-Сироткину Артемию Ивановичу на его домашний адрес и дело передано на экспертизу в 1-ю секцию».

В середине февраля 1936 года Артемий Иванович выезжал в Балей для проведения испытаний золотоулавливающего прибора, дающего большую эффективность на золоторазработках.

3д.jpg

В начале 1930-х годов, когда Артемий Иванович еще жил в Забайкалье, его кандидатуру представляли в Далькрайсовпроф для награждения званием «Герой труда». Однако «Героя» ему не дали – комиссия, рассматривавшая наградные документы, ответила, что нет бумаг, официально подтверждающих его непрерывный трудовой рабочий стаж – не зачли отдельные периоды. Для отечественной бюрократии дело не новое, и сегодня, по прошествии без малого ста лет, мы часто встречаем аналогичные случаи: то и дело у заслуженных людей не хватает тех или иных «справок». И это объяснимо – настоящие творцы не оглядываются на прожитые дни и не собирают документы, подтверждающие ими сделанное. Они просто живут, устремляясь вперед, улучшая нашу жизнь и не требуя к себе особого отношения.

Таким, вероятно, был и крестьянин Артемий Иванович Мартынов-Сироткин, сумевший получить при «проклятом царском режиме» настолько качественное техническое образование начальной ступени, что пользовался его плодами всю свою трудовую жизнь, работая и на предприятиях «Кабинета Его Величества» и на советских заводах и фабриках. Занимаясь при всей своей трудовой занятости еще и изобретательством, направляя свою творческую мысль на улучшение условий труда простых рабочих. Именно такие люди, как Артемий Иванович, и есть поистине золотой фонд отечественной промышленности.

Павел Деранжулин, специально для «Байкальских вестей».

На фото: Удостоверение уполномоченного Российского
общества Красного Креста Артемия Сироткина; 

Строчки из автобиографии;

Выписка из протокола с ходатайством о присвоении
Артемию Сироткину-Мартынову звания «Герой труда»

 

Уважаемые читатели, Иркутская региональная общественная организация Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов собирает информацию об истории изобретательства и рационализаторства Иркутской области. Если вы сами, ваши родственники, друзья или знакомые были рационализаторами или имели изобретения, просим предоставить нам информацию об этом на электронную почту  irk_voir@mail.ru.

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии