Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Доклад ни о чём

24 июня, 2013

 

2013 год войдет в историю области как один из самых значительных за последние четверть века. С этим тезисом не станет спорить ни один человек, имеющий полноценные избирательные права, ведь 8 сентября жителям региона предстоит избрать Законодательное собрание второго созыва. Однако 17 июня случилось событие, которое еще более усилило важность происходящего здесь и сейчас, — уходящая (чтобы быть сформированной вновь из тех же самых людей) Общественная палата Иркутской области обнародовала проект доклада о состоянии гражданского общества.

 

Мы долго ждали, но все же дождались

Ситуация выглядит анекдотично: сформированная бывшим губернатором, уходящими в историю составом Законодательного собрания и узкой группой общественных деятелей, Общественная палата Иркутской области соизволила третий раз в своей истории сделать то, для чего ее вообще формировали, — провела смотр сил гражданского общества и свела свои наблюдения в единый документ. Два предыдущих доклада (обнародованных в 2009 и 2011 годах) понравились только самим составителям. Во втором, самом на сегодня свежем, не было ни слова о СМИ, политических партиях, молодежных неформальных объединениях, клубах интеллектуальных игр и многом другом, что является неотъемлемой частью и проявлением гражданского общества. Общественная палата, переживавшая очередной период переформирования, коллективно клялась и божилась исправить все указанные ей недостатки в очередном докладе, который должен был появиться в прошлом, 2012 году. Но то ли смена губернатора помешала, то ли стресс от выборов (о которых речь еще пойдет), но обещанного пришлось ждать 27 месяцев.

Сразу скажем: доклад удался и сможет развлечь каждого, кому хватит фантазии отыскать документ на сайте ОП ИО, сил, чтобы прочитать 164 страницы весьма насыщенного цифрами текста, и терпения, чтобы суметь увязать в своем сознании реальную картину мира и предложенный образ. Доклад состоит из шести разделов и трех приложений, часть из которых все еще недоработана. Самые интересные, на наш взгляд, факты изложены в первых двух разделах — «Общая структура и состояние гражданского общества в Иркутской области. Динамика сектора НКО в 2008–2013 гг., тенденции и перспективы развития» и «Взаимодействие гражданского общества и политической системы общества в Иркутской области. Электоральная культура населения и выборы как индикатор гражданской активности». Содержание третьего раздела — «Система образования, «включенность» ее элементов в гражданское общество и ее влияние на формирование гражданского общества в Иркутской области» — откровенно «притянуто за уши» и не имеет к теме доклада прямого отношения. Четвертый раздел — «Развитие в Иркутской области волонтерства, добровольчества, благотворительности. Проблемы поддержки детей, находящихся в сложной жизненной ситуации» — подошел бы скорее для отчета о работе министерства социальной защиты, а посвящать ему отдельную главу в таком важном и долгожданном докладе — явный перебор.

Многое можно было бы сказать о содержании пятого раздела, включенного в доклад явно по настоянию профильной комиссии Общественной палаты («Развитие в Иркутской области институтов общественного контроля за «силовыми структурами» и содействия им, противодействия коррупции»), но тут, как говорится, «лежачего не бьют». Скажем лишь, что никакого реального общественного контроля за силовыми структурами нет, потому что нельзя считать таковым контролем работу общественных советов при УВД. Советы эти, да будет всем известно, в большинстве состоят из тщательно подобранных представителей «общественности специального назначения» — бывших сотрудников милиции (полиции), отставных прокуроров и заслуженных судей. Чтобы такие люди вынесли сор из избы? Да никогда в жизни. А побег четверых душегубов из тщательно проверенной зоны — мелкий эксцесс, с кем не бывает…

По неизвестной причине к силовикам отнесены и сотрудники МЧС, о которых в доклад вписано много добрых и уважительных слов. Спору нет, заслужили. Но при чем тут гражданское общество? Есть небольшая подсказка: заместитель председателя Законодательного собрания Геннадий Нестерович однажды высказался в СМИ по поводу формирования добровольных пожарных дружин. Наверняка слово зампреда немало весит при формировании «депутатской» части состава ОП ИО, и если вовремя процитировать высказывание депутата, можно в будущем рассчитывать на какой-то бонус… Вот паззл и сложился.

А вот о борьбе с коррупцией сказано, как говорят в Одессе, «мало, но смачно». Оцените пассаж: «Очевидно, что эффективности противодействия коррупции в органах государственной власти и управления, прежде всего в правоохранительных органах, невозможно достичь без включения соответствующих контрольных инструментов, в которых реализуется антикоррупционная гражданская активность со стороны населения региона». Если вы поняли смысл высказывания, переведите его на общепонятный язык и пришлите свою версию в редакцию. Нам тоже хотелось бы понять, что нам транслирует Общественная палата, а то заместителей министров областного правительства возят в СИЗО одного за другим, общество в недоумении…

Раздел шестой (и, по счастью, последний) включен в состав доклада явно для солидности и объема, потому что ни в одном аналогичном документе — а доклады о состоянии гражданского общества издает и федеральная палата, и палаты ряда регионов — ничего подобного видеть не доводилось. Смотрите, как сильно сказано: «Состояние и перспективы развития в Иркутской области союзов и ассоциаций товаропроизводителей и предпринимателей, а также альтернативных (негосударственных) механизмов разрешения гражданско-правовых и иных споров. Перспективы и направления инновационного развития и экономического роста региона, роль институтов гражданского общества в этом процессе». Зачем было бумагу переводить? Краткий и на удивление внятный ответ о перспективах инноваций содержится в первом разделе доклада.

 


Добровольная слепота Общественной палаты уже сыграла с ней дурную шутку в 2011 году. Тогда, накануне выборов в Государственную думу, палате советовали обратить более пристальное внимание на неформальную активность граждан, непарламентские партии и растущие протестные настроения. Палата отмахнулась от этих прогнозов, чем, как всем теперь известно, крупно подставила близкую ей по духу «партию власти» — «Единая Россия» в Иркутской области потеряла разом три депутатских мандата… В докладе 2013 года Общественная палата Иркутской области  старательно, обеими ногами, наступает на те же грабли: весь разговор о протестной активности уложился в один абзац, и ей, такой негативной, тут же противопоставлен положительный пример — работа руководителя духового оркестра из поселка Тайтурка. Когда кандидаты «Единой России» в очередной раз наберут меньше голосов, чем ожидалось, духовой оркестр из Тайтурки сыграет им что-нибудь утешительное. Из Шопена…
 

Портрет в цифрах

По состоянию на январь 2013 года в Иркутской области насчитывалось около трех тысяч различных общественных организаций всех типов, что на 400 меньше, чем в 2010 году. В том числе существуют 1748 некоммерческих организаций (прирост по сравнению с 2010 годом на 28,8 процента) и 975 общественных объединений (снижение на 55,6 процента). Отдельным столбцом выделены религиозные организации, которых сейчас имеется более 310, что на 10 процентов больше, чем двумя годами ранее. Запомните эти цифры, они нам пригодятся.

Верить приведенным в докладе данным не всегда хочется (хотя бы потому, что в заголовке таблица обещает сравнение количества НКО в 2010 и 2013 годах, а в самой таблице есть столбцы 2011 и 2013 — поди угадай, где правильно), но придется — никаких других данных нет, потому что никому это не интересно. Итак, что мы имеем: благотворительных НКО было 170 — стало 169; культура и искусство — 168 и 216; медицина и здравоохранение — 164 и 151; образование и наука — 476 и 518; правозащитные — 114 и 134; религиозные — 282 и 311; социальные — 1036 и 679; спортивные — 438 и 411; технические – 411 и 181; экологические — 49 и 45; экономические — 73 и 184; военные и патриотические — 25 и 41. Каким-то странным образом составителям удалось выделить в этом месиве 48 политических НКО, но тут уже фантазия отказывает напрочь: если вы занимаетесь политикой, то почему вы не зарегистрированы как политическая партия?

Средняя температура по больнице выглядит не такой уж страшной. Ну подумаешь, стало на полсотни меньше НКО в сфере образования и науки, зато выросло количество правозащитников. Вот только сопоставление динамики религиозных объединений и технических яснее ясного говорит: забудьте об инновациях — технических стало в два с лишним раза меньше, а институт повышения квалификации учителей вместо руководителей кружков юных техников спешно, как взводных командиров во время войны, готовит преподавателей основ мировых религий. Так что если в ближайшие тридцать лет в России не случится технологического прорыва — не взыщите, тренд ныне такой. Поставьте свечку перед айфоном и ждите инновационного прорыва.

 

Не вижу зла, не слышу зла, не говорю зла

Не объяснив читателю разницу между «некоммерческой организацией» и «общественной организацией», авторы доклада старательно, как знаменитая обезьянка из известной троицы, зажмурили глаза и сумели-таки не увидеть тенденцию перехода общественных объединений из второго агрегатного состояния в первое. Ни единым словом не упоминаются в тексте и уже известные факты гонений на НКО, связанные с изменениями в законодательстве, — Государственная дума предписывает регистрироваться как иностранным агентам всем, кто получал гранты из-за границы, а ОП ИО, наморщив лоб, сообщает, что это может иметь невнятные негативные последствия в некой необозримой перспективе. Грешно в этом признаваться, но невольно испытываешь чувство злорадства: и в Общественной палате Иркутской области, где долгое время закрывали глаза на проблемы коллег, есть те, кому теперь нужно как-то выкрутиться из этого неприятного статуса. Ужо вам, господа.

Вообще в искусстве ловко обходить острые углы Общественной палате Иркутской области нет равных. Говоря, например, об экологических организациях, составители доклада не назвали ни одной актуальной проблемы, не упомянули ни одной активной организации, но успели противопоставить деструктивную «митинговую активность» конструктивной уборке мусора с берегов Байкала. Это, заметим, при том, что именно митинги, пикеты и скандал в СМИ позволили остановить строительство в Кайской роще и в районе Ершовского водозабора, а мусорные кучи на Байкале как были, так и есть.

Добровольная слепота Общественной палаты уже сыграла с ней дурную шутку в 2011 году. Тогда, накануне выборов в Государственную думу, палате советовали обратить более пристальное внимание на неформальную активность граждан, непарламентские партии и растущие протестные настроения. Палата отмахнулась от этих прогнозов, чем, как всем теперь известно, крупно подставила близкую ей по духу «партию власти» — «Единая Россия» в Иркутской области потеряла разом три депутатских мандата. В докладе 2013 года ОП ИО старательно, обеими ногами, наступает на те же грабли: вся протестная активность уложилась в один абзац, и ей, такой негативной, тут же противопоставлен положительный пример — работа руководителя духового оркестра из поселка Тайтурка. Когда кандидаты «Единой России» в очередной раз наберут меньше голосов, чем ожидалось, духовой оркестр из Тайтурки сыграет им что-нибудь утешительное. Из Шопена…

Уделив непропорционально большое внимание краткой истории Общероссийского народного фронта (даже в благожелательном изложении авторов доклада она состоит из двух пунктов — отделение в Иркутской области создано в мае 2011 года, в апреле 2013 года проведено расширенное заседание, в промежутке — ничего), составители в очередной раз отказались всерьез рассматривать проблему межнациональных отношений. Даже если отбросить в сторону дело «молоточников», дело банды Панова-«Бумера» и дело братьев Вокиных, совсем недавняя история с побегом группы Владимира Авдеева показала, что под внешне мирным благополучием таятся серьезные противоречия и тлеют конфликты — люди, совершившие убийство с отчетливым националистическим душком, воспринимаются многими как герои. Кстати, не поэтому ли трое из четверых все еще успешно уходят от погони?

Общественная палата может на все это закрывать глаза и впредь, но только не надо больше называть себя «посредником между властью и обществом» и «механизмом для налаживания диалога» — слепоглухонемые на эту роль категорически не годятся. Можно и впредь заниматься ерундой и включать в отчет о состоянии гражданского общества в 2011—2013 годах огромную главу о развитии меценатства в 1748—1909 годах — палата никому не подконтрольна и не подотчетна, никто не запретит. История меценатства — это интересно, но совершенно о другом, не о гражданском обществе, не о нас, живущих в Иркутске сегодня. Назовитесь историческим кружком и резвитесь в свое удовольствие, а Общественную палату надо формировать заново, совсем на других принципах.

 

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии

Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Вова 25 июня 2013, 00:34
Эта Палата назначенных чиновников-пенсионеров. И проводят они туже политику, что и чиновники у власти. Нет в ней представителей гражданского общества. Теперь еще и НФ будет "контролировать" действия правительств. Лучше бы действительно спрашивать за результаты работы всех органов власти и выносить на обсуждение безумные госпроекты.