Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Напрямую и в обход

13 апреля, 2015

Стратегии по развитию дорожной сети Прибайкалья все еще нет

На пресс-конференции, состоявшейся 6 апреля, заместитель председателя комитета по транспорту Государственной думы Сергей Тен рассказал о развитии дорожной сети региона и транспортной инфраструктуры Иркутска.

тен1.jpg

Доделать старое

По мнению депутата, 2014 год для дорог России был достаточно значимым. Большие работы проведены в рамках подготовки к Олимпийским играм, строились иные объекты. Но самое главное — впервые за всю историю современной России в прошлом году было на сто процентов обеспечено нормативное финансирование по содержанию и ремонту федеральной сети дорог. К 2018 году вся федеральная дорожная сеть должна быть приведена в хорошее состояние.

— Я на днях побывал в Куйтуне и с учетом того, что многие годы по этой трассе езжу из Иркутска, отмечаю: время в пути сократилось, поскольку дорога объективно стала лучше, — привел пример Сергей Тен.

В настоящий момент началась реконструкция Байкальского тракта, строительство участков дороги Тайшет — Чуна — Братск, где до сих пор нет хорошего сквозного проезда. Как сообщил депутат, «по итогам 2014 года ожидания по Иркутской области в отношении регионального дорожного фонда сбылись»:

— Объекты были профинансированы, тогда как в целом по стране по системе региональных дорожных фондов они недополучили около 90 млрд рублей. Далеко не все субъекты горят желанием направлять деньги на дороги, поскольку ситуации у всех разные, и кто-то пытается этими «дорожными» средствами решить другие проблемы. Я убежден, что те задачи, которые определены в рамках региональных дорожных фондов, должны выполняться. Около 17 процентов средств в целом система региональных дорожных фондов недополучила, поскольку деньги были направлены на иные цели. Мы занимаемся этим вопросом, чтобы средства все же доходили до дорог и граждане видели, куда идут их налоги и отчисления.

Сергей Тен сообщил, что сложная экономическая ситуация коснулась и дорожников. Более чем на 30 процентов в стране сокращено финансирование на строительство и реконструкцию автодорог:

— Пока решено ни одного вновь начинаемого объекта не разыгрывать, не проводить соответствующие аукционы, финансировать будут только переходящие объекты, начатые в предыдущие периоды. При этом было принято решение, которое мы полностью поддержали, чтобы в полном объеме сохранить финансирование по содержанию и ремонту дорог. То есть все усилия направить на то, чтобы существующая сеть была в нормальном состоянии.

В нашем регионе есть стратегически важное направление — строительство федеральной автодороги «Вилюй», которая заканчивается  на сегодняшний день в районе Верхнемарково, Усть-Кутского района, и которая должна соединить Иркутскую область и Республику Саха (Якутия).

— Большого движения там, безусловно, не будет, — отмечает Сергей Тен. — По дороге ходит, прежде всего, технологический транспорт, который нужен для нефтяников и газовиков. Больших населенных пунктов там нет. Но это позволит очень активно развивать нефтегазовые территории, находящиеся на северо-востоке Иркутской области и на западе Якутии. Для нас это дополнительные поступления в бюджет, налоги, рабочие места и так далее. Но пока вопрос отложен в связи с непростой экономической ситуацией.

В этом году в Иркутской области около 7 млрд рублей будет направлено на федеральную сеть дорог. Еще 5,6 млрд рублей — средства регионального дорожного фонда. При этом в области на сегодня нет стратегии по развитию дорожной сети, однако, по словам депутата, она должна появиться в ближайшее время и, возможно, будет презентована на ежегодной выставке «Дороги и транспорт Сибири» в Сибэкспоцентре в апреле. 


Комментируя ситуацию по Маратовской развязке в Иркутске (хотя сейчас по этому проекту не готова даже проектно-сметная документация — Прим. авт.), Сергей Тен сообщил о необходимости проведения технологического и ценового аудита проекта. Он также отметил, что, по оценке ряда экспертных организаций, существующий проект развязки не решит проблему с пробками. Депутат привел в пример новый мост, который не принес долгожданного эффекта: с широких полос моста машины уходят далее, на нерасширенные полосы, скапливаясь все в тех же пробках.


Мимо городов

Депутат также коснулся темы строительства обхода городов на федеральных трассах в Иркутской области. На сегодняшний день решена задача по строительству обхода Иркутска, построен обход Тайшета. Необходимы обходы таких районных центров, как Усолье-Сибирское, Слюдянка, Тулун, Нижнеудинск, Куйтун.

В настоящее время ведутся проектные работы по Усолью и Тулуну, средства на эти цели есть, документ готовит институт «Транспроект». Работы должны быть завершены в 2016 году. В Слюдянке состоялись общественные слушания, однако средств на проектирование обхода пока нет. Особенно с учетом того, что проект обещает быть очень дорогостоящим в связи с близостью Байкала и сложными природными условиями.

Столь же отдаленной выглядит перспектива обходов Нижнеудинска и Куйтуна.

Что касается Усолья и Тулуна, то на повестке стоит вопрос об источниках финансирования строительства обходов с началом в 2017 году. Средств в федеральном бюджете не хватает, активно продвигается тема государственно-частного партнерства, строительства платных дорог. Однако, по мнению депутата, в Восточной Сибири платные дороги инвестору будут неинтересны, нужно искать другие механизмы.

— Что касается обхода Усолья, то там есть еще один нюанс, — сообщил Сергей Тен. — Дорога проходит по территории четырех муниципальных образований — сельских поселений. Были проведены общественные слушания, и, к сожалению, общественность поселка Белореченского не поддержала наиболее эффективный проект. Я уверен, что здесь надо приходить к компромиссу.

Проблемы Иркутска

Комментируя дорожную ситуацию в областном центре, Сергей Тен напомнил о позиции прежнего мэра Виктора Кондрашова о преимущественном направлении средств на строительство детских садов, а не на содержание дорог:

— Я с этим не согласен. Недофинансирование автодорог привело к тому, что мы сегодня имеем. Хочется надеяться, что с приходом нового мэра эти вопросы будут решаться и мы более системно начнем работать именно в Иркутске, потому что ситуация  с каждым годом становится все хуже.

Депутат напомнил о том, что в истории города был момент, когда развитием дорог начали заниматься вплотную, в том числе с привлечением федеральных средств, при реализации проекта «Новые дороги городов России». В то время масштабные работы велись в том числе на улицах Байкальской и Лермонтова.

— Сейчас внимания дорогам нет, на протяжении пяти лет в Иркутске этим никто толком не занимался. И все это надо восстанавливать, — уверен Сергей Тен. — Причем без помощи области город один не справится. Даже для того, чтобы более-менее провести ремонт, средств в муниципальном бюджете будет недостаточно.

Комментируя ситуацию по Маратовской развязке в Иркутске, Сергей Тен сообщил о необходимости проведения технологического и ценового аудита проекта. Он также отметил, что, по оценке ряда экспертных организаций, существующий проект развязки не решит проблему с пробками. Депутат привел в пример новый мост, который не принес долгожданного эффекта: с широких полос моста машины уходят далее, на нерасширенные полосы, скапливаясь все в тех же пробках.

Что касается упомянутого технологического и ценового аудита проекта Маратовской развязки, то подобные аудиты в настоящий момент проводит ГК «Автодор» для крупных инвестиционных проектов. Цель — выбор оптимального варианта строительства объектов, с учетом современных материалов, конструкций и технологий строительства, а также для минимизации совокупных затрат в процессе эксплуатации.

Одним из важнейших является и вопрос финансирования реконструкции Маратовской развязки, поскольку речь идет о многомиллиардных суммах. Таких денег нет в муниципальном бюджете, да и для регионального выделить подобную сумму будет затруднительно. По мнению депутата, одним из путей решения проблемы с источником финансирования могут стать средства от реализации проекта «Двенадцатитонники», согласно которому с машин определенной грузоподъемности будет взиматься плата за проезд по федеральным трассам.

Вопрос по Маратовской развязке планируется рассмотреть на Всероссийском совещании дорожников, которое состоится в Иркутске в августе.

Депутат также прокомментировал ситуацию с забастовкой маршрутчиков, которая прошла в областном центре в начале апреля. По его мнению, не допустить подобного в дальнейшем сможет ликвидация пробелов в федеральном законодательстве —  в частности, принятие закона о наземных пассажирских перевозках. Если воздушные, морские перевозки давно регулируются соответствующими нормативными документами, то вопрос наземных перевозок открыт. В настоящее время комитет по транспорту Госдумы активно работает над разработкой необходимого закона. По мнению депутата, есть вероятность, что он будет принят в первом чтении уже в текущем году.

При этом депутат отметил, что «бизнес не надо загонять в угол, это ни к чему хорошему не приведет. Тариф должен быть обоснованным». Сергей Тен считает, что властям необходимо полностью разобраться в том, что в настоящий момент представляет собой рынок пассажирских перевозок в Иркутске.

Ирина Ружникова, «Байкальские вести».

Фото пресс-службы Сергея Тена.

На фото: Сергей Тен: «Кризис в полной мере коснулся и дорожной сферы»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии