Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Депутаты вернулись к работе

05 сентября, 2022


1п.jpg

Комитеты и комиссии Законодательного собрания Иркутской области возобновили регулярную работу над законопроектами – первыми 24 августа на заседание собрались члены комитета по здравоохранению и социальной защите.

Не всё, не везде, не всегда

Депутаты начали с доклада об исполнении и эффективности реализации государственных программ по итогам 2021 года. В прошлом году на территории области исполняли 21 программу, совокупное финансирование составило 280,5 млрд рублей, в том числе 56,2 млрд из федерального бюджета, 184,6 млрд – из областного; местные бюджеты вложили 2,9 млрд, а из иных источников привлекли еще 36,8 млрд. Расходы распределили на три блока: социальный – 69 процентов (194,8 млрд), инфраструктурный – 19 процентов (52,5 млрд), экономический – 12 процентов (33,2 млрд рублей).

Если считать исполнение программ миллиардами рублей, то в 2019 году в области освоили 234,2 млрд, в 2020 году – 254,7 млрд, а в прошлом – 265,8 млрд. Но если смотреть в процентах от запланированного, то лучшим из трех перечисленных был 2020 год – 96,9 процента, на втором месте 2019 год – 95,8 процента, а вот 2021 год хуже всех – 94,8 процента. Неиспользованные остатки превысили 11,2 млрд рублей, в том числе по программам министерства строительства – 6,3 млрд, министерства транспорта и дорожного хозяйства – 1,6 млрд, министерства образования – 1,3 млрд, министерства здравоохранения – 1,1 млрд. Из 1183 целевых показателей полностью достигнут 961, или 81,2 процента. В итоге по федеральным методикам 12 областных программ оценили как высокоэффективные, семь – со средней эффективностью и две – с удовлетворительной (в 2020 году было пять).

Члены комитета по здравоохранению, конечно, в первую очередь обратили внимание на тот факт, что второе место в списке наименее эффективных занимает программа «Развитие здравоохранения» (исполнена всего на 74 процента), а третье – «Доступное жилье». Председатель комитета Александр Гаськов заявил, что вскоре область ждет новая высокая волна заболеваемости коронавирусом и, по его впечатлениям (полученным на рабочем совещании 23 августа), область в очередной раз к ней не готова. Не была построена, например, ни одна инфекционная больница. На 1,3 млрд рублей вполне можно было, по крайней мере, приобрести дополнительное оборудование для действующих больниц, но и это, по словам Гаськова, не было сделано. Комитет будет рекомендовать следующей сессии Законодательного собрания принять отчет к сведению и обращает внимание на неисполнение очень важных программ, влияющих как на продолжительность жизни населения, так и на демографическую ситуацию в целом.

Материнский капитал – на любые цели

Председатель комитета по бюджету Наталья Дикусарова представила коллегам законопроект, разработанный по итогам обращения на прием жительницы Бирюсы. Не дождавшись, что в ее доме появится чистая питьевая вода (хотя соответствующий проект был в портфеле депутатских разработок), эта женщина предложила простой и надежный способ: разрешить жителям использовать средства областного материнского капитала на оплату бурения скважин.

Депутат Сергей Бренюк напомнил коллегам, что материнский капитал был придуман для исполнения ограниченного списка задач: например, на дополнительную пенсию матери, на улучшение жилищных условий и получение образования подросшими детьми. Все остальное, включая обеспечение питьевой водой, желательно бы финансировать из бюджета.

Наталья Дикусарова отчасти согласилась с коллегой: она лично принимала участие в двух правках – расширениях закона об областном материнском капитале, а сколько их было без ее участия… Но снимать вопрос с обсуждения отказалась, потому что запрос рожден самой жизнью – если бы у людей не было потребностей в питьевой воде и проблем с ее получением, никто к депутатам не обратился бы. Тем более что 100 тыс. рублей на образование – это мало уже сейчас, а через 15–17 лет тем более.

Поняв, что автор законопроекта будет стоять на своем, депутаты предложили еще больше расширить список допустимых трат. Почему бы, например, не разрешить гражданам расходовать материнский капитал на оплату подключения дачных домов к электросети, если стоимость этой услуги выросла до 75 тыс. рублей? Автор законопроекта обещала посовещаться с автором инициативы и, возможно, поработать над документом дополнительно.

История и современность

Депутат Светлана Петрук продолжила тему материнства и детства, предложив ввести в области подарочный комплект на рождение первого ребенка. Депутат напомнила, что защита материнства и детства является одним из приоритетов Российской Федерации, поэтому нужно всем ветвям и уровням власти работать в этом направлении. В Иркутской области – особенно активно, потому что смертность растет, а рождаемость снижается. По словам Светланы Петрук, о законопроекте уже знают ее избиратели и часто звонят, чтобы спросить: ну когда же будет такой подарок? Депутат Гаськов напомнил, что в 2012 году Иркутская область вышла на пик рождаемости – тогда она составляла 70 тыс., а в 2021 году упала до 51 тыс.

– Когда Никита Сергеевич Хрущев в 1953 году стал генсеком, первым своим указом он запретил аборты, знаете об этом, да? Рождаемость увеличилась, – рассказал коллегам Александр Гаськов.

В этом сообщении интересно то, что в нем нет ни слова правды. Хрущев стал не генеральным, а первым секретарем ЦК КПСС – генерального решили не избирать из уважения к личности Сталина. Хрущев не издавал личные указы, поскольку был партийным руководителем, а указ – государственный документ. Речь идет об указе Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1955 года, однако этот указ был не о запрете абортов, а ровно наоборот – об отмене такого запрета, введенного в 1936 году. Подписал председатель Президиума ВС СССР с 1953 по 1960 год Климент Ворошилов. Население СССР в последовавшее за этим десятилетие действительно выросло – со 188 до 226,7 млн человек, но оно могло быть еще больше: в 1964 году, например, было сделано 5,6 млн абортов. Так что вывод очень простой: рождаемость росла не из-за того, что были запрещены аборты, а по неким другим причинам.

В современной России, кстати, количество абортов неуклонно снижается без всяких запретов, а депутаты тем временем не могут согласовать законопроект, который всем кажется полезным и долгожданным. За это время сумма расходов на подарок снизилась с 20 до 10 тыс. рублей, а правительство области не поддерживает инициативу, потому что в половине субъектов федерации ее не поддерживают, да и на федеральном уровне есть тренд на поглощение всех мер поддержки единой денежной выплатой. Кроме того, нет ясности с формой оказания помощи. Если дать деньгами, не факт, что они пойдут по назначению. Если дарить подарок в вещественной форме, будет много обид и заявлений, что молодые родители могли бы лучше распорядиться средствами. Правительство против того, чтобы помощь оказывали всем родителям подряд: надо бы оценить имущественный уровень семьи и помогать только нуждающимся. Стоило бы заодно проверить, работают ли молодые родители, а попутно – где они смогут обменять деньги на товар. В тех регионах, где такая мера поддержки существует, деньги зачисляют на карту жителя региона, а расплатиться ею можно только в определенных торговых точках. Для половины территории области такая возможность отсутствует. Еще один довод против законопроекта – он поддерживает только семьи, а одинокие женщины, которым и без того труднее, остаются за бортом.

Несмотря на все возражения и замечания, комитет рекомендует сессии принять закон в первом чтении и скорректировать все недостатки во втором.

Выпил – не шуми

Еще раз решительно разошлись мнения депутатов и правительства по законопроекту, который предусматривает создание неких современных аналогов знаменитых советских вытрезвителей. Депутаты в лице Александра Гаськова считают, что нужно выполнить решение федеральных органов власти и назначить ответственным за создание и содержание вытрезвителей министерство здравоохранения. Правительство, ссылаясь на разъяснение федерального Минздрава, столь же решительно отказывается этим заниматься. Действительно, решение непростое: в прошлом вытрезвители находились в ведении МВД, а у врачей и других забот хватает. В Новосибирской области, которая стала пионерным регионом в этом вопросе, вытрезвители и вовсе отдали министерству социальной защиты, а сильно выпивших граждан старательно именуют «клиентами», а не «пациентами».

Никто не хочет заниматься решением проблемы, констатировал Александр Гаськов: ни муниципальные образования, ни  полиция, ни минздрав. Понять, каким способом можно привлечь к такому вопросу министерство соцразвития, депутат не смог, но отметил, что официальная статистика явно лжет (если ей верить, объем потребления спиртного в области сократился в восемь раз), а профилактикой никто заниматься не хочет. Социальный зампред областного правительства Валентина Вобликова напомнила, что в законопроекте идет речь о естественном вытрезвлении – потому и «клиент», а сильно пьяным, или даже отравившимся так или иначе дорога в больницу для оказания помощи. Полиция может принять гражданина, если он нарушил общественный порядок, а если он просто употребил лишнее и тихо лежит где-то в городе – никому до него дела нет.

Несмотря на все споры, большинство депутатов высказалось за принятие закона в первом чтении. Законопроект будет вынесен на рассмотрение сессии именно с такой формулировкой.

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Ларисы Федоровой.

На фото: На заседании парламентского комитета
по здравоохранению и социальной защите

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии