Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Денис Мацуев: Строительство концертного зала в Иркутске — дело чести!

15 сентября, 2011

 

 

 

 

 

 

 

 

Художественный руководитель Иркутского международного музыкального фестиваля «Звезды на Байкале» Денис Мацуев еще в прошлом году был заслуженным артистом России. В начале VI  фестиваля его уже представляли народным артистом, лауреатом Государственной премии России и самым молодым почетным гражданином города Иркутска.


 

 

 

— Первый вопрос к мировой звезде: «Каково ощущать себя, обремененным столь высокими званиями?»

— Почетные звания есть только в России, вы когда-нибудь слышали о народном артисте Америки? Лично я ничего зазорного в званиях не вижу — это оценка государства твоей работы. Некоторые музыканты относятся к ним с прохладцей, и я понимаю их: в 90-е годы эти звания были девальвированы, раздавались направо и налево подозрительным людям — в основном, из представителей эстрады. В последние годы возобновился жесткий отбор, а Государственные премии вообще дают редко. В области культуры в этом году их было всего три. От приставки к моему имени «народный артист» голова выше не стала. Когда в Иркутске встречаюсь с друзьями, понимаю: ничего не изменилось, мы относимся друг к другу, как и  раньше, и совершенно  не важно, кто кем стал.

— Денис, у вас очень много концертов, вы не устали, не хочется поменять ритмы жизни?

— Каждый год хочу подсократиться, но концертов получается больше, не  научился говорить «нет». Если жизнь разделить на проценты, только четверть из них приходится бывать в Москве. И то утром прилетел, а вечером снова улетел. Гастроли бывают по всему миру, от Америки до Японии, а в России — от Калининграда до Камчатки. Расписание составлено до 2015 года. У меня ежегодные турне по Дальнему Востоку, в прошлом году на поезде объехал всю Сибирь, люблю волжские города, в которых обычно выступаю в июне.

Я уже говорил, что туры в России для меня очень важны, несмотря на то, что в этом году были очень значительные выступления: с пятью оркестрами я играл в Лондоне, со знаменитым на весь мир оркестром Герберта Карояна выступал в Берлине. Концерт № 3 Рахманинова с оркестром Валерия Гергиева транслировался в Интернете. После подсчетов слушателей оказалось более миллиона человек, этот концерт люди смогли посмотреть  в самых отдаленных уголках земли. Конечно, в Интернете уходит атмосфера живого концерта, но все равно можно получить представление о нем, о его исполнителях.

— Как вообще вы относитесь к Интернету?

— Считаю, за ним будущее. В моих планах создание личного Facebook, который может транслировать лучшие концерты и поможет общению со слушателями. Как каждому исполнителю, мне важно мнение людей, особенно молодежи — это обратная связь, которой часто не хватает. Сегодня все сидят в Интернете, но, к сожалению, сколько в нем преимуществ, столько же и бед он может принести. Кто угодно может поместить информацию о чем угодно, оставаясь безнаказанным. События в Лондоне, например, произошли от того, что кто-то, оставаясь инкогнито, призвал молодежь выйти на улицы и совершить все то, что и было на улицах столицы Англии.

— На пресс-конференциях прошлых лет много говорилось о трансляции концертов, проходящих в музыкальном театре, на больших экранах города, об их записях, но пока ничего не происходит. Почему?

— Как мне объяснили, трансляции нет по техническим причинам, что-то неправильно было спроектировано. Перед началом первого выступления прошелся по выставке работ фотографа Игоря Сирохина, который снимал все концерты фестиваля, и понял, насколько они были  фантастическими. Кто здесь был! Что происходило в зрительном зале! Иркутская публика уникальная, как умеет слушать! Не говоря о том, что никто не аплодирует между частями произведения. Владимир Иванович Федосеев, дирижируя оркестром, вдруг засомневался, есть ли на концерте люди, стояла тишина, которую я называю зловещей. Валерий Гергиев после концерта в Иркутске заметил, что прошел он  по-особенному.  Я благодарен иркутянам за то, что они подготовились к концертам, стали по-настоящему вдумчивыми и внимательными  слушателями.

— Сколько произведений в вашем репертуаре?

— Сорок пять произведений с оркестром и восемнадцать сольных программ. Первый концерт Чайковского в Иркутске я играл несколько раз. Все знают эту музыку и как я ее исполняю. Но каждый раз все происходит по-разному, начиная играть, не знаю, как окончу произведение.

— Вы довольны новым роялем?

— Очень! Бесценное приобретение для Иркутска сразу двух роялей фирмы Steinwaу для музыкального театра и Дома музыки. Новые инструменты очень хорошие, но должен заметить, не все Steinwaу, считающиеся лучшими в мире, отличаются качеством, бывают и неудачные инструменты. К сожалению, в Иркутской филармонии сегодня прекрасный рояль, приобретенный пять лет назад, кажется «убитым». За инструментом надо следить каждый день, стремиться к тому температурному режиму, который для него приемлем.

Сегодня в Иркутске четыре Steinwaу, не каждый город может похвастать таким богатством. На следующем фестивале, думаю, мы сможем их соединить, например, на «Свадьбе» Стравинского — произведении для четырех роялей и ударных. Может получиться здорово.

— Как вы считаете, Иркутск меняется? Если да, то в какую сторону?

— Заметны удивительные перемены города в лучшую сторону, но есть и тревожные моменты. Недавно в Москве узнал результаты социального опроса горожан: 60 процентов родителей хотят, чтобы их дети уехали из города, а лучше из страны. Есть профессии, например, такие, как моя, которым надо учиться в столичных городах, а если выбрал гастрольную деятельность, домом для тебя будут самолеты и гостиницы. Но есть и другие, важные и нужные профессии, владея которыми не обязательно уезжать из родного города. Тем не менее молодежь уезжает. Статистическими данными я поражен. Вообще отток из страны не уменьшается, только увеличивается. В последние годы из России на постоянное место жительства уехало более трехсот тысяч человек! С этим надо что-то делать.

— Где вам хочется бывать после работы, как вы расслабляетесь?

— Не выношу одиночества — находясь один, я не получаю удовольствия, не умею медитировать, разговаривать сам с собой. Только от работы, чтения книг, просмотров хорошего кино получаю удовольствие.

Многие журналисты спрашивают, когда у меня наступит кризис, когда в музыке начнет звучать надлом? Будто ждут этого. Мне не хочется ни кризисов, ни надлома, меня полностью все устраивает.

У каждого человека бывает кульминация в жизни, у музыкантов она может быть в любом возрасте. У Антона Рубинштейна, Эмиля Горобца лучшие годы пришлись на возраст восьмидесяти лет, у Святослава Рихтера на семьдесят. Исполнитель бывает интересен до поры, пока у него есть энергия, искусства без страсти не бывает. Если нет энергии, страсти, на сцену лучше не выходить. Пример тому — Галина Вишневская, покинувшая сцену в расцвете сил. Это великая женщина и великий поступок. Она почувствовала, что внутри  нее что-то происходит, пропадает тяга к сцене, поэтому ушла.

У Горобца были периоды, когда он не работал по десять-пятнадцать лет, однажды вообще год не выходил из дому. Искусство — дело живое; когда играю концерт, не знаю, чем он закончится, — даже концерт Чайковского, который исполнял бесконечное количество раз. Сегодня и завтра — два разных концерта. Если ты занимаешься настоящим искусством, вдохновение приходит на сцене. Юрий Хатуевич Темирканов говорил, что играть на концерте точь-в-точь как на репетиции — значит убивать музыку. Момент озарения очень важен.

— Что будет происходить в Доме музыки Дениса Мацуева?

— Дом — это некое начало того, что должно быть в городе. Каждый раз, когда начинается фестиваль, думаешь о том, как не хватает в Иркутске концертного зала. Если бы концерты, которые здесь проходят, исполнялись в зале с акустикой, необходимой для классической музыки, публика могла бы услышать не только ноты, но и звучание, которое бывает в тишине, происходит между нотами. Мы любим музыкальный театр, но это театр. Даже Ла' Скала, в котором мне приходилось выступать не раз, не соответствует по акустике звучанию оркестровой и сольной музыки.

Сегодня есть примеры быстрого строительства концертных залов. Валерий Гергиев, например, построил концертный зал Мариинского театра за год и два месяца. В Омске под патронатом губернатора зал был построен за десять месяцев. Решение о строительстве в Иркутске концертного зала принято в Министерстве культуры РФ, согласовано с президентом Медведевым во время его посещения Иркутска, просто надо следить, постоянно напоминать о выполнении данного слова. Строительство концертного зала в нашем городе — дело чести.

...Денис Мацуев в интервью говорил об увлечении футболом, о матче, который состоялся в Иркутске. Говорил о том, что стоимость билетов на концерты в нашем городе самая низкая по сравнению со всеми фестивалями, которые проходят в России, не говоря о столицах мира. Много шутил и в финале рассказал анекдот: «В Одессу приехали музыканты, при встрече с администратором заявили: «Мы прибыли», на что тот ответил: «Какие прибыли? От вас одни убыли»...

 

Записала Светлана Жартун, специально для «Байкальских вестей».

Фото Михаила Зыкова, специально для «Байкальских вестей»

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии