Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Деньги любят счет

28 ноября, 2022

Парламентарии собрались 23 ноября на заседание комиссии по контрольной деятельности Законодательного собрания Иркутской области, чтобы обсудить два отчета Контрольно-счетной палаты. Обсуждением руководил председатель комиссии Тимур Сагдеев.

2п.jpg

Начали с отчета о результатах контрольного мероприятия «Проверка законности и результативности (эффективности) использования бюджетных средств, выделенных на реализацию регионального проекта “Формирование комфортной городской среды в Иркутской области”». Аудиторы КСП проверили работу министерства жилищной политики и энергетики области, комитетов городского обустройства Иркутска и Усолья-Сибирского, администраций Молодежного и Карлукского муниципальных образований Иркутского района. За два отчетных года, 2020-й и 2021-й, было израсходовано более 3 млрд рублей, из которых аудиторы проверили 783,9 млн рублей. Оказалось, что с нарушениями использованы 50,6 млн. 

Исполнение проектов было очень неравномерным: в 2020 году, например, на дворовые территории было выделено 200 млн рублей – освоен 101 млн; на общественные территории планировали 77 млн – освоили 196 млн. В 2021 году ситуация несколько выровнялась, но не до конца: план по дворовым территориям 200 млн – освоение 164 млн; план по общественным территориям 212 млн – исполнено 105 млн. Такие же «качели» с занижением одним и завышением другим муниципальным образованиям отмечены КСП и при рассмотрении программы более детально, до десятков тысяч рублей. На круг вышло, что 21 муниципальное образование получило на 686 тыс. рублей меньше, а 63 муниципалитета – на 49,1 млн больше.

Насколько тщательно аудиторы проверяли расходование средств, говорит всего один пример: на дворовой территории на улице Киренской в Иркутске они обнаружили, что свежеуложенный слой асфальта на 2 мм меньше нормы. Догадаться о качестве покрытия помогли и многочисленные трещины, складывающиеся в слова «неэффективное расходование бюджетных средств». Иногда трудно установить, проведены ли работы вообще. Так, в Иркутске аудиторы не нашли в одном месте 10 декоративных вазонов, а в другом – высаженные декоративные кусты. Представители городской администрации заявили, что все было, но со временем украли. Были там вазоны и кустарники? Если нет работающей видеокамеры, теперь уже не узнаешь.

Представители областного министерства жилищной политики и энергетики признали все перечисленные аудитором Юрием Гамзулиным недостатки и нарушения, но в то же время попросили учесть сложность процедуры оформления заявок и отчетов. Средства на проекты благоустройства идут, как правило, из многих источников, включая федеральный и областной бюджет, собственные средства муниципальных образований, а иной раз и различные «народные бюджеты». Если в больших населенных пунктах с оформлением и контролем проблем почти нет, то кадров в населенных пунктах с численностью жителей менее тысячи зачастую не хватает. Депутаты из комитета по бюджету ЗС вместе с правительством предварительно обсудили и согласовали упрощенную схему распределения средств, в 2023 году ее опробуют на практике.

О том, насколько большое значение придают сегодня реализации проекта комфортной среды, говорит тот факт, что в правительстве создан региональный штаб и еженедельно проходят планерки с участием муниципальных образований. Дополнительно к региональному созданы территориальные штабы с участием депутатов на уровне муниципальных районов.

И вот как раз совместная работа с поселениями и муниципальными районами привела министерство к идее передать полномочия по благоустройству и формированию комфортной среды на районный уровень. Как ни странно, но благоустройство дворов и дорог будет более рациональным и эффективным, если его выполнят посторонние люди… Есть, правда, исключения, для которых такое решение не внедришь: например, моногородам и победителям различных конкурсов можно давать средства на благоустройство только непосредственно. Другое предложение министерства: ввести авансовые и промежуточные платежи для подрядных организаций. Ситуация складывается так, что у большинства подрядчиков нет собственных средств, и, если оплату выполнять по факту, риск неисполнения растет многократно. 

Депутаты выслушали отчет министерства, выступления представителей муниципальных образований и высказали собственные замечания к системе расходования средств. Депутат Дмитрий Тютрин, например, предложил организовать работу так, чтобы средства не только осваивали в полном объеме и в срок, но и привлекали на территорию региона дополнительные средства федеральных программ. Если учесть, что пока муниципальные образования видят, как подрядчик засеивает клумбу декоративными травами в ноябре, а в следующем году уже готов переделать работы за свой счет и своими силами, до благополучных времен еще предстоит большая работа.

Второй отчет, как и его тема, оказался сложнее – «Проверка соблюдения законодательства при планировании и использовании в 2019–2021 годах бюджетных средств на реализацию мероприятий по сбору, транспортированию и утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов с несанкционированных мест размещения отходов». Эту проверку проводила аудитор КСП Лариса Мулярова, которая сообщила, что проверка средств, выделенных на сбор и утилизацию ТКО, проводится впервые. Проверку проводили в министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, в Усть-Илимском и Нукутском районах, а также в Усолье-Сибирском.

Одной из форм работы с ТКО стал поиск и ликвидация незаконных свалок. В 2019 году их выявили 990, в 2021 году – 608. За три года за счет областного бюджета ликвидировано 58 свалок, а вот за неполный 2022-й – уже 59. Работа могла бы быть эффективнее, но у местных органов власти часто нет полномочий расходовать средства на борьбу именно со свалками, потому что в федеральном законодательстве просто нет такого понятия, как и «места незаконного складирования ТКО». Это определение дано в постановлениях правительства РФ и некоторых государственных стандартах, но все-таки не в законах РФ. Закон об обращении с ТКО, например, запрещает размещать их в несанкционированных местах, предписывает регулярно очищать территорию муниципалитетов от ТКО, но не дает на это мэрам никаких полномочий. А если нет полномочий – нет и бюджетного финансирования. Сейчас муниципалитеты ликвидируют свалки в рамках полномочий по охране окружающей среды, под эту норму и выделяются субсидии из областного бюджета.

В мероприятиях по ликвидации свалок мог бы поучаствовать региональный оператор по обращению с ТКО, благо у него есть техника, специалисты и методики утилизации. Но регоператор имеет право собирать, транспортировать и утилизировать только то, что собрано на официальных площадках для накопления отходов. Местное самоуправление имеет полномочия для создания мест накопления ТКО, причем в соответствии со стандартами – но не более. Ликвидированные свалки, например, потому и удалось убрать, что там были не только коммунальные отходы, но и отходы смешанного типа, благодаря чему их убирали как угрозу окружающей среде. Кстати, в некоторых случаях муниципальным образованиям приходится ликвидировать свалки на землях, которые им и вовсе не принадлежат.

При проверке расходования бюджетных средств органам местного самоуправления вменили в вину именно тот факт, что для выполнения работ привлекался как единственный исполнитель региональный оператор – «РТ-НЭО Иркутск». По мнению аудиторов КСП, региональный оператор является единственным исполнителем только при обращении с ТКО, а вот ликвидацией свалок могли бы заниматься и другие компании. КСП запросила Службу экологического надзора о причинах формирования все новых и новых свалок и получила ответ из трех пунктов. Во-первых, нет мест для накопления ТКО, соответствующих требованиям закона. Во-вторых, мало проводится мероприятий по экологическому воспитанию граждан и формированию экологической культуры. В-третьих, недостаточно проводится мероприятий по земельному контролю и установлению лиц, нарушающих природоохранное законодательство.

Все три пункта, очевидно, упираются в нехватку средств в бюджетах и дефицит специалистов на муниципальном уровне. Хотя по второму пункту, как отметила Лариса Мулярова, зачастую не нужно каких-то долгосрочных дорогостоящих мероприятий в стиле «разработать учебник экологической культуры и ввести дополнительный предмет с 1-го по 11-й класс». Достаточно дать жителям населенных пунктов внятную информацию о том, куда можно вывезти вышедшую из строя бытовую технику, строительный мусор и так далее.

В Усолье-Сибирском, например, только что ликвидированная свалка немедленно возродилась на прежнем месте, потому что жители города давно вывозили мусор на один и тот же пустырь. Да, свалку ликвидировали, но пустырь остался пустырем, никто его не контролирует, информацию о законном месте складирования мусора никто не обнародовал. Совсем другой пример подают власти Нукутского района: там на месте ликвидированной свалки установили не только баннеры с информацией, но и небольшое ограждение. Да, жест скорее символический, но кто-то, может быть, и задумается.

Информацию о проведенной проверке КСП направила во все органы местного самоуправления, потому что проверяли три территории, а те же самые нарушения наверняка у всех. Лариса Мулярова напомнила депутатам, что в свое время сама принимала участие в обучающих семинарах Законодательного собрания по подготовке и проведению «мусорной реформы», и призвала возродить это очень полезное начинание. Комиссия согласилась с этим предложением и одобрила отчет КСП.

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести».

Фото автора.

На фото: Тимур Сагдеев: «Рассмотренные
вопросы оставляем на контроле»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии