Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Дело «связистов-вредителей»

12 апреля, 2012

 

1937-й в Иркутске

 

В ночь на 19 марта 1938 года оперативная группа во главе с  оперуполномоченным 2-го отделения XI отдела УГБ НКВД по  Иркутской области Свиридовым в присутствии представителя домоуправления Бистугиной на основании ордера № 839 от 20 февраля 1938 года произвела обыск в доме Бородиных по адресу: Свердлова, № 15/21. Глава семьи Николай Алексеевич Бородин, директор Иркутского почтамта, был арестован и помещен в Иркутскую тюрьму по первой категории. Семидесятипятилетней матери  и жене, на руках которой трое детей — шестилетняя  Роза, четырехгодовалый Герман и семимесячный Юра, объяснили, что со всеми запросами они могут обращаться в комендатуру Управления НКВД по адресу: ул. Литвинова, 17.

«Дальнейшее запирательство бессмысленно»

Николаю Алексеевичу было предъявлено обвинение по ст. 58-7, 58-11 — участие в контрреволюционной правотроцкистской организации, существовавшей в органах связи Восточной Сибири. Конечно, как и большинство «организаций» такого рода, «организация связистов» была сфабрикована самими сотрудниками НКВД, что видно из протокола  допроса от 28 апреля 1938 года, единственного в деле. Допрос провел тот же   Свиридов.

«Вопрос: На неоднократные требования следствия дать показания о вашей   принадлежности к контрреволюционной организации вы упорно запирались. Предлагаем прекратить запирательство и дать откровенные показания, в противном случае вас разоблачат показаниями участников вашей контрреволюционной организации.

Ответ: Понимая, что дальнейшее запирательство бессмысленно, я буду давать откровенные показания.

В.: Участником  какой контрреволюционной организации вы являетесь?

О.: Я, Бородин, являюсь участником контрреволюционной правотроцкистской организации, существовавшей в органах связи Иркутской области.

В.: Когда вы были завербованы в эту организацию?

О.: В контрреволюционную правотроцкистскую организацию я, Бородин, завербован в 1936 году, месяца не помню.

В.: Кто вас завербовал в эту организацию?

О.: В контрреволюционную, правотроцкистскую организацию я завербован Ипатовым Иваном Михайловичем, бывшим начальником политсектора Управления связи.

В.: Где Ипатов вас вербовал?

О.: Ипатов вербовал меня в своем кабинете при Управлении связи.

В.: При каких обстоятельствах произошла вербовка?

О.: В 1936 году, месяца не помню, я зашел в кабинет к Ипатову узнать о его поездке в Черемхово. Я уже собрался уходить, но Ипатов попросил меня остаться и завел разговор о кадрах, заявив, что кадры не соответствуют своему назначению, и это приводит к ухудшению связи. Я согласился с Ипатовым и предложил ему обратиться в крайком ВКП(б) или написать в Наркомат связи по поводу кадров. Ипатов ответил, что крайком и Наркомат тоже не имеют кадров. После он сказал, что большая часть работников управления недовольна проводимыми Советской властью мероприятиями и в Управлении связи проводятся мероприятия с вредительской установкой. Я тогда сказал, что здесь, должно быть, есть какая-то организация. Ипатов подтвердил, что имеется контрреволюционная организация, которой руководит крайком ВКП(б), и предложил мне вступить в эту организацию. Я недолго подумал и дал свое согласие.

В.: Вы спросили Ипатова, какую цель ставит эта организация?

О.: При вербовке Ипатов мне сказал, что задача организации путем вредительства и диверсий добиться свержения существующего строя.

В.: Кого из участников контрреволюционной организации Ипатов назвал?

О.: Ипатов мне сказал, что в контрреволюционной организации Управления связи состоят:

1. Казаков Николай Афанасьевич, начальник Управления связи области.

2. Хлыстов Михаил Григорьевич,  начальник почтового отдела.

3. Юдин Алексей Иванович, директор телеграфа.

4. Панков Василий Александрович, директор телефонной станции.

5. Смирнов Григорий Степанович, пом. начальника почтамта.

6. Линеёв  Давид  Григорьевич, инструктор политсектора Управления связи.

7. Доронкин Алексей Степанович, начальник радиоотдела.

8. Ивановский  Никита  Маркович, инструктор первого отдела.

В.: Вам говорил Ипатов, с кем вы должны установить связь по контрреволюционной работе?

О.: Да. Ипатов сказал, что я должен связаться со Смирновым.

В.: Вы установили связь со Смирновым?

О.: Да. Установил.

В.: Как вы установили связь со Смирновым?

О.: После вербовки в 1936 году я пригласил Смирнова к себе в кабинет и начал разговор с того, почему он собирается уезжать из Восточной Сибири в Центральную Россию. После этого я переключился на другую тему — о телефонизации Иркутского района. Зная, что Смирнов состоит в контрреволюционной организации, я рассказал ему о разговоре с Ипатовым. Смирнов сказал, что имеет задание от Ипатова по контрреволюционной работе — проводить неправильное скрещивание проводов на магистрали Иркутск — Оёк. В результате – слышимость очень низкая.

В.: Кого вы еще знаете из участников контрреволюционной организации?

О.: Мне известно, что участником организации является Скурихин Иван Иванович, зав. трансузла. Он проводит недоброкачественный ремонт сети, из-за чего будет большая поврежденность.

В.: А вам Ипатов давал задания?

О.: Да, я от Ипатова получил задания — систематически срывать техучебу и подготовку кадров почтамта, а также тормозить доставку корреспонденции и газет на окраины города Иркутска и области. Кроме того, я получил от Ипатова установку сколачивать твердый кулак и готовить к вербовке для контрреволюционной организации классово чуждые элементы почтамта.

В.: Вы эти задания выполнили?

О.: Да. Задания Ипатова я выполнил все.

В.: Что конкретно вы сделали?

О.: В 1937 году было отпущено 3500 руб. на подготовку кадров для почтамта. Этой подготовки я не провел, сорвал техучебу, а отпущенные средства остались неизрасходованные. Газеты и корреспонденцию доставлял раз в три-четыре дня, что вызывало недовольство населения области. Классово чуждые элементы не были уволены, а, наоборот, я их вербовал в нашу контрреволюционную организацию.

В.: Кого из этого контингента вы вовлекли в контрреволюционную организацию?

О.: Я подготовил к вербовке инженера почтамта Голубенца Петра Тихоновича и  Логашёва Василия Терентьевича, но завербовать полностью не удалось, так как они уволились.

В.: Что вам еще известно об участниках вашей  контрреволюционной  организации?

О.: Мне известно, что Казаков является непосредственным руководителем контрреволюционной организации Управления связи, а задания получает из краевой контрреволюционной правотроцкистской организации.

В.: Вы имели связь с Казаковым?

О.: Да, Казаков мне лично дал задание не предавать суду Заварихина, который вместе с начальником 5-го отделения связи Макаровым растранжирил 100 тыс. рублей.

В.: Вы скрываете от следствия, что вербовали в контрреволюционную организацию новых членов. Предлагаю дать исчерпывающий ответ.

О.: Говорю правду: я никого не вербовал, а только проводил подготовку.

В.: Кого вы еще подготовили к вербовке?

О.: К вербовке я подготовил кассира почтамта Новоковского Яна Яновича, но завербовать его не удалось, так как он был арестован.

Записано с моих слов верно, мною прочитано. В чем и расписался. Бородин».

 

Исполнено без промедления...

13 октября 1938 года Военная коллегия Верховного суда Союза ССР в составе:  бригвоенюристов Д.Я.Кандыбина (председатель), С.М.Калашникова и И.Г.Митина и военюра I ранга И.П.Кондратьева (секретарь) в закрытом судебном заседании рассмотрела дело «О контрреволюционной правотроцкистской организации в Управлении связи Иркутской области». Всех участников «антисоветской организации» постигла суровая кара:

Бородин Н.А.,1904 года рождения, — 15 лет тюрьмы и 5 лет поражения в политических правах после отбытия срока.

Ипатов И.М., 1892, расстрел, исполнено 14.10.1938.

Доронкин А.С., 1897, расстрел, исполнено 14.10.1938.

Казаков Н.А., 1895, расстрел, исполнено 14.10.1938.

Юдин А.И., 1901, расстрел, исполнено 14.10 1938.

Панков В.А., 1893, расстрел, исполнено 14.10.1938.

От мифов к реальности

Тридцатичетырехлетний  помощник начальника почтамта Г.С.Смирнов был осужден и расстрелян раньше — 27 июня, Ян Янович Новоковский, которому шел седьмой десяток, — 2 ноября. Д.Г.Линёв умер в тюрьме от туберкулеза через полгода после ареста. Обвинения в отношении И.И.Скурихина и В.Т.Логашёва были сняты, и они были освобождены в 1939 году. Документов об остальных «участниках контрреволюционной правотроцкистской организации Иркутского почтамта» обнаружить пока не удалось.

Н.А.Бородин, находясь в лагере, неоднократно подавал жалобы на сфабрикованное против него дело. Безрезультатно. И только в июне 1956 года, спустя почти двадцать лет, Военная коллегия Верховного суда СССР установила: «Дело Н.А.Бородина сфальсифицировано органами следствия. Протокол допроса был написан следователем Свиридовым, а Бородин вынужден его подписать ввиду применения к нему мер физического воздействия. Допрошенные в ходе дополнительного расследования работники Иркутского почтамта Анисимов, Редькин, Охотин, Козлов и Логашёв показали, что они, работая вместе с Бородиным в учреждениях связи, знали его как честного и добросовестного руководителя. Эти же свидетели показали, что обвинения Бородина в том, что он не проводил с работниками почтамта техучебу, не доставлял вовремя корреспонденцию подписчикам, не соответствуют действительности». Н.А.Бородин, как и все  невинно осужденные его товарищи, был реабилитирован.

 

Владимир Томилов, специально для «Байкальских вестей».

На фото: В едином порыве. Март 1938 года. Бойцы и командиры
Московского гарнизона голосуют в поддержку приговора Военной
коллегии Верховного суда СССР участникам «правотроцкистского блока»
(Николаю Бухарину, Алексею Рыкову и другим);

«Дневная жизнь» 1937 года. На первомайской демонстрации.
А была еще «ночная жизнь». Один из ее многих эпизодов —
«дело связистов-вредителей» в Иркутске

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии

Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

веня 13 апреля 2012, 15:42
Вы не устали в каждом номере писать об этом, других тем нет, у нас богатая на исторические события страна, а вас зациклило на теме репрессий, хотя бы для интереса временные рамки сменили, например, написали о репрессиях Ивана Грозного
Константин Лохтин 31 августа 2012, 13:56
В отношении Сибири историческую роль Ивана Грозного можно считать исключительно положительной и прогрессивной для своего времени - существенный этап в истории превращения московского княжества в Российскую Империю. Что же касается Иосифа Джугашвили - то на правах правнука Михаила Григорьевича Хлыстова поясняю Вам, что, при возможности, с удовольствием вскрыл бы ему брюхо и размотал кишки во всю длину. Мало того, что он из-за своих комплексов неполноценности и чёрт-знает-чего-ещё вырезал наиболее пригодную к творческой и производительной деятельности часть населения вверенной ему страны, так ещё вдобавок, из-за своей тупости и паранойи чуть, не продул всухую самую жестокую войну в истории России. А ныне многие школьники даже не знают когда и с кем была Великая Отечественная война. Так что писать о героях и подонках нашей истории - действительно священная миссия для настоящих журналистов (не журнализдов!).
Юрий Пронин 14 апреля 2012, 13:32
Уважаемый Веня! Тема сталинских репрессий в Иркутской области до сих пор изучена слабо. Тем не менее для нашей газеты это лишь одна из серий исторических обзоров. Если Вы помните, то большое внимание мы уделяем, например, участию иркутян в Великой Отечественной войне, событиям Гражданской войны в Прибайкалье, некоторым сюжетам из истории региона 1960-1990-х годов.

Сейчас большое внимание репрессиям объясняется 75-летием террора 1937-1938 годов. Отсюда же и ответ на ваш вопрос об Иване Грозном: тогда Иркутская область еще не входила в состав Российского государства и, понятное дело, опричнины тут не было.

Если же у Вас в принципе иная оценка репрессий 1930-х годов (скажем, "НКВД лучше знал, кого стрелять-сажать"), то скажите об этом прямо, а не прячьтесь за Ивана Грозного. Ваша точка зрения, разумеется, тоже имеет право на существование.

Зам. главного редактора Пронин Ю.В.
Роман 14 апреля 2012, 18:37
Какое отношение имеет подобное сфабрикованное дело в прошлом или настоящем к правителю? На остановке пьяный водитель иномарки с товарищем клеят 2х девок, а когда ему стоящие рядом люди делают замечание, что он пьяный за рулём, он отвечает: "мне пофиг, я из уголовного розыска". Путин несёт ответственность, если это должностное лицо совершает правонарушение? Да или нет?
Поэтому, если вы говорите о сталинских правонарушениях, то говорите о том, что совершил Сталин. А в конкретном деле, ищите, кому это выгодно. Посмотрите, кто получил должности расстрелянных, или кто своих родственников продвинул таким образом. Проведите настоящее журналистское расследование. А вешание всех собак на Сталина не делает вам чести. Пора журналистам понять: прогресс остановлен и мир катится к рабовладению: http://www.inosmi.ru/usa/20120318/188529014.html И какую роль вы, журналисты, готовы в этом глобальном процессе играть, самое время задуматься.
Юрий Пронин 15 апреля 2012, 06:40
Вы вообще о чем? О каком еще водителе? Есть оперативный приказ народного комиссара внутренних дел СССР Н.И.Ежова №00447 "Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов" от 30 июля 1937 года. Знаменитый, хотя и секретный. 31 июля утвержден на заседании Политбюро ЦК ВКП(б). Резолюция лично Сталина. Там все расписано: сроки, регионы, методы, лимиты на обе категории (надеюсь, Вы в курсе, что это такое).

С 5 августа "массовка" и покатилась: началась настоящая "ночная" жизнь. Потом была обильная переписка с мест: мол, лимит, скажем на 5 тысяч по первой категории, выполнен, просим еще 3 тысячи. Куча ответов из ЦК с личной визой Сталина "Утвердить". То есть целенаправленная, четкая государственная политика.

Зам. главного редактора Пронин Ю.В.