Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Дела комиссионные

20 Февраля, 2012

 

 

В рамках 41-й сессии Законодательного собрания Иркутской области прошло обсуждение отчетов о деятельности комитетов и комиссий областного парламента в 2011 году...

 

Поле для деятельности

Председатель комитета по законодательству о государственном строительстве и местном самоуправлении Борис Алексеев заявил, что возглавляемая им структура в составе ЗС строила работу так, чтобы в ней активно участвовали не только члены фракции «Единая Россия», но и оппозиционеры из ЛДПР и КПРФ.

В течение года комитет рассмотрел 188 вопросов, из которых на сессию было вынесено 143; из 59 подготовленных членами комитета законов в окончательном чтении принято 57.

Одним из самых сложных оказался закон о выборах депутатов Законодательного собрания: к его тексту поступило более 200 поправок. Закон получился небесспорным — мало того что в нем сохранилась смешанная система выборов по одномандатным округам и партийным спискам, так еще и партийные списки для «приближения к избирателям» придется дробить на 22 региональные группы. Сделано это для того, чтобы повысить ответственность депутатов перед избирателями, но никаких гарантий этого, разумеется, в законе нет: единственной действенной гарантией могло бы быть право немедленного отзыва депутата в случае недобросовестного исполнения им своих обязанностей. Пока же закон сделан для того, чтобы в канун выборов партийным штабам «жизнь медом не казалась».

Борис Алексеев признал, что закон в своем нынешнем виде, даже не будучи испытан на практике ни разу, вызвал волну недовольства и критики со стороны муниципальных образований.

— Есть поле для деятельности, — согласился Борис Алексеев. Как не быть, если тем, кто будет применять закон в реальной жизни, его недостатки видны с первого взгляда.

Помимо законотворческой работы члены комитета занимались контролем за исполнением указа об объединении Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в единый субъект федерации, а также приняли участие в создании комиссии по противодействию коррупции, которую возглавил также Борис Алексеев. Комитету пришлось взять на себя общение с территориальным общественным самоуправлением и национально-культурными обществами.

Любопытно, что Алексеев считает ТОС, для которых были разработаны типовые положения, «мощным инструментом поддержки власти» и местом, где можно выявить реальное отношение граждан к происходящему в регионе.

— То, что произошло в декабре, — поделился наблюдениями депутат Алексеев, —  не свидетельство чьей-то партийной слабости, а проявление отношения граждан к власти вообще.

Если крепко зажмурить оба глаза и дополнительно закрыть их ладошками, можно, конечно, на некоторое время забыть, что практически на всех уровнях и ветвях власти расселись представители именно той партии, которая в декабре так неожиданно для себя проявила слабость.

Отвечая на вопрос депутата Ильи Сумарокова, предложившего Законодательному собранию выступить с поправками к федеральному закону № 131 о местном самоуправлении, Борис Алексеев предложил подождать, пока федеральная власть «подвинется» в пользу региональной, а там и региональная созреет до уступок муниципалитетам.

— Не надо лишних новаций! — экспромтом сформулировал Алексеев кредо своего комитета.

 

Ни 100, ни 200 на дороги не хватит

Комитет по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству под руководством Сергея Курилова работал подчас в самом жестком режиме: правительство регулярно нарушало сроки внесения поправок в бюджет, и депутатам вместе с Контрольно-счетной палатой приходилось разбирать огромный объем информации в считанные часы.

Сергей Курилов высказал сожаление о том, что в зале заседаний Законодательного собрания не присутствует ни один из министров правительства области, — видимо, ему было что сказать в их адрес. Председатель комитета высказал особую благодарность председателю ЗС Людмиле Берлиной, которая не входит ни в один комитет, но сделала очень многое, чтобы убедить губернатора Дмитрия Мезенцева в необходимости выделить средства для «Народного бюджета».

Надо ли было отдавать на реализацию этого малопонятного документа почти 800 млн рублей, если на повседневную жизнь муниципальных образований уже в феврале 2012 года не хватает более 1,3 млрд рублей (по подсчету муниципальных экономистов), — вопрос непростой, и депутаты не стали задавать его своему коллеге.

Сергей Курилов подверг критике программу работы Дорожного фонда области и потребовал, чтобы правительство региона разработало подпрограмму развития сельских дорог, — пока на эти цели выделено всего 20 млн рублей, что в сложившихся ценах соответствует нескольким десяткам метров нормальной дороги. Уже в феврале комитет вынужден будет заниматься рассмотрением очередной порции поправок в бюджет области на 2012 год.

Выступление Сергея Курилова прокомментировал депутат Государственной думы Сергей Тен. Он заявил, что, по его экспертному мнению, ни 100, ни даже 200 млн рублей ситуацию с дорогами в Иркутске не спасут, тем более что только на завершение подходов к Академическому мосту из Дорожного фонда выделяется более миллиарда рублей.

Тем временем губернатор поручил администрации города разработать проект реконструкции Маратовского кольца — в 2007 году администрация Владимира Якубовского оценивала объем работ в несколько миллиардов рублей и три-пять лет работы.

Параллельно правительству и депутатам нужно заняться общей схемой выделения средств муниципальным образованиям, поскольку в своем нынешнем состоянии они явно не способны освоить выделенные им средства Дорожного фонда, утверждает Сергей Тен.

 

Черный текст после второго чтения

Председатель комитета по социально-культурному законодательству Ирина Синцова сосредоточилась на проблеме повышения заработной платы учителям. Депутату Илье Сумарокову, который поинтересовался, где можно узнать о размере средней заработной платы учителя, Ирина Синцова рекомендовала почему-то центральный интернет-сайт партии «Единая Россия».

Проанализировав ситуацию с подготовкой профессиональных кадров, члены комитета пришли к выводу о необходимости разработать программу работы системы образования, которая соотносила бы возможности учебных заведений с реальными потребностями экономики области.

Ирина Синцова завершила выступление словами благодарности в адрес членов комитета, которые «не идут на поводу у чувств» и не выдают средства всем просящим из соображений популизма.  Впрочем, новым членом комитета стала Ольга Саидова, член фракции КПРФ, получившая мандат парой часов ранее: с таким пополнением председателю комитета наверняка придется корректировать свою политику.

Комитет по здравоохранению и социальной защите под руководством Татьяны Семейкиной в 2011 году отработал так, что отчет о его работе не вызвал вопросов и комментариев со стороны депутатов и весь — от первой до последней реплики — уложился в четыре минуты, в то время как всем остальным комитетам требовалось около десяти минут.

Главным достижением комитета стала работа по мониторингу цен на лекарства, благодаря которой область ни разу не попала в список регионов с завышенными ценами. Комитет отрабатывал нюансы передачи на муниципальный уровень части вопросов по организации работы системы здравоохранения, занимался проблемой введения регионального материнского капитала.

Комитет по собственности и экономической политике, оставшийся в декабре без формального главы, представлял заместитель председателя Валерий Лукин. Всего за год комитет провел 16 заседаний, рассмотрел 76 вопросов и 58 из них передал на рассмотрение сессий.

Валерий Лукин выразил солидарность с мнением Сергея Курилова по поводу несвоевременности внесения законопроектов и поправок со стороны правительства: если это происходит с нарушением регламента, то от этого ощутимо страдает качество принятых законов. После рассмотрения некоторых законов в ключевом, втором, чтении, когда в них можно вносить поправки, текст «весь черный», и ничего от первой версии документа уже не остается — настолько много приходится переделывать.

Правительство внесло в план законопроектных работ на 2012 год всего два закона по тематике комитета, и это означает, что сфера экономики региона, вопросы развития промышленности и поддержки малого бизнеса будут решаться плохо и медленно.

— Самых главных законов по улучшению инвестиционного климата у нас просто нет, — развел руками Лукин.

В заключение своего выступления Валерий Алексеевич отметил, что один из пятнадцати депутатов — Владимир Дмитриев — ни разу не был на заседаниях комитета и тем самым установил своеобразный депутатский антирекорд.

 

Дисциплину придется подтянуть

Комитет по законодательству о природопользовании, экологии и сельскому хозяйству, по оценке его председателя Юрия Фалейчика, оказался в самом тяжелом положении. В правительстве нет министра природных ресурсов, уволен и не назначен вновь министр сельского хозяйства, долгое время не было министра лесного хозяйства, а с января нет в штате и министра имущественных отношений, без которого нельзя решать вопросы регулирования собственности на землю.

Главную — и лестную — оценку работе комитета дал депутат Александр Гаськов, который из такого «рыбного места», как комитет по бюджету, перешел в комитет по природопользованию.

Комиссия по регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественностью в 2011 году приняла в свои ряды четырех депутатов, а заместитель председателя комиссии Антон Романов покинул его ряды ради работы в Государственной думе.

Рост численности до девяти депутатов не пошел на пользу работе, признал председатель комиссии Андрей Чернышев, потому что в прошлом году впервые возник вопрос об отсутствии кворума, и депутатам с большим трудом удалось избежать срыва заседания.

Депутат напомнил коллегам о необходимости соблюдать трудовую дисциплину: далеко не все народные избранники прилежно посещают сессии, что уж говорить о заседаниях комитетов, где, в сущности, и происходит главная работа над законами.  Помимо этого в комиссии разбираются жалобы граждан на поведение депутатов — хотя ни одна из них до сих пор не была озвучена, это вовсе не означает, что их нет.

Депутаты принимали участие в разработке ряда важных законов и проработали вопросы о награждении почетными грамотами Законодательного собрания 39 наиболее отличившихся жителей области. К депутату Дмитриеву, если он не воспримет товарищескую критику, Законодательное собрание может применить оговоренные в законодательстве дисциплинарные меры воздействия.

Комиссия по контрольной деятельности под руководством Тимура Сагдеева провела в 2011 году 16 заседаний и рассмотрела 39 крупных вопросов, среди которых важное место занимали проверки Контрольно-счетной палаты. Тимур Сагдеев особо выделил проверки деятельности акционерного общества «Искра», расходования средств резервного фонда области и расходования средств в рамках программы «Доступное и комфортное жилье».

В 2012 году список тем, находящихся на контроле комиссии, будет еще более длинным — в частности, потому, что некоторые вопросы не были решены вовремя и перешли на очередной год без особой перспективы на благополучное разрешение.

 

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Александра Еловского, «Байкальские вести».

На фото: Сергей Курилов высказал сожаление о том, что в зале заседаний
Законодательного собрания не присутствует ни один из министров
правительства области

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии