Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Цирк да и только!

23 января, 2017

Продолжение. Начало в «БВ» № 20, 22, 25, 28, 46, 49, 52, 56 за 2016 год

Итак, в истории Иркутска нам известно уже как минимум три цирка, которые располагались не на главной (Тихвинской) площади города. Это цирк Добржанского (открыт в 1885 году на улице Большой, на месте нынешнего кинотеатра «Художественный»), цирк Панкратова (открыт в 1892-м за Интендантским садом) и цирк Боровской (открыт там же в 1899 году).

1.jpg

И все же цирки стремились попасть именно туда, где скопление народа на праздники было гарантировано. Туда, где проводились ярмарки, устанавливались балаганы и устраивались аттракционы. А для этого нужно было настоящее помещение – зимнее, отапливаемое, способное принять большое количество зрителей. И именно его никак не позволяли строить власти, боясь пожара или лоббируя интересы театра и кинематографа. Причем это и не скрывалось: театр являлся городским учреждением, да и кинотеатры несли в массы больше культуры, чем цирки, деятельность которых неизменно критиковалась церковью.

Некоторым циркам все же удавалось разместиться на Тихвинской площади, чему мы находим подтверждение на снимках дореволюционного Иркутска. Это, прежде всего, цирки Стракая, Стрепетова, Сержа, Изако и некоторые другие. При этом почти всегда приходилось строить новое помещение. Видимо, у этих антрепренеров находились возможности убедить местные власти. Но ненадолго: регулярные пожары, аварии при постройке и проблемы, сопровождавшие цирковые выступления, заставляли городскую общественность всякий раз вновь и вновь поднимать вопрос о переносе цирков с главной площади «куда подальше».

2.jpg

Характерна в этом отношении судьба цирка Эразма Стрепетова, построенного в 1907 году. Открывшись на главной площади, он вскоре вынужден был перебраться к Знаменскому мосту (сейчас его называют Ушаковским), так как основное помещение власти временно забрали под склад военного имущества. Но через несколько месяцев цирк вернулся на центральную арену, где еще какое-то время продолжал свою деятельность. Приняв эстафету у цирка Боровской, он преуспел в проведении чемпионатов по французской борьбе.

Таким образом, цирк Стрепетова стал четвертым, кому довелось побывать «на обочине». Вскоре на Тихвинской площади обосновался цирк Франца Изако, который перенял у Стрепетова моду на французскую борьбу. Проводил он подобные турниры и в других городах, где у него были помещения. Можно сказать, что именно «французский цирк Изако» стал лебединой песней дореволюционного циркового искусства: во многих городах он работал почти до самого прихода советской власти. В Иркутске последний «старорежимный» цирк сгорел в 1918 году. Сам Франц Яковлевич эмигрировал в Китай.

3.jpg

Особняком стоит цирк В.Ф. Коковина. Похоже, это был один из редких местных цирковых деятелей, кому удалось в 1892 году попасть на Тихвинскую площадь. Возможно, он приходился родней иркутскому купцу, предпринимателю, издателю и гласному городской думы Ивану Спиридоновичу Коковину и по этой причине у него все получилось.

Пока известный цирк Панкратова «прозябал» на берегу Ушаковки за Интендантским садом, цирк Коковина пытался «освоить» главную площадь. Получилось у него это, по всей видимости, не очень хорошо: в 1895 году владелица цирка крестьянка Е. Коковина попросила городские власти снизить ей арендную плату на 20 процентов. И власти согласились.

Сколько еще было цирков в Иркутске (кроме тех, о которых мы рассказали в предыдущих выпусках) и где они располагались – узнаем, видимо, только со временем. Недолговечность деревянных сооружений не позволяла их зафиксировать на фотопленку, очень многие цирки «не засветились» на снимках. Можно представить, как они могли выглядеть, если брать фотографии зданий из других городов, что мы иногда и делали. Почти все цирки имели свои внешние отличительные черты, потому что строились под конкретные программы, свойственные только этому цирку, и здания одного владельца выглядели почти всегда одинаково в разных городах. Можно сказать, что была определенная фирменная марка в том или ином внешнем виде, и цирк Стрепетова, к примеру, очень сильно отличался от «курляндского» цирка Боровского.

4.jpg

Нам осталось только еще раз пройтись по циркам советской эпохи, которым уже не было места на главной площади, но они как могли выживали на других площадках и пустырях. Об этом мы и поговорим в заключительном выпуске.

Окончание следует.

Наталья Блохина, «Иркутский календарь»,
Рамиль Мухометзянов, «Байкальские вести».

Фото предоставлены авторами.

 На фото: Тихвинская площадь во время
празднований: цирк, кинематограф, фонографы
Эдиссона – развлечения на любой вкус;

Толпы гуляк – вот что манит цирки на главную
площадь. Справа виднеется театр «Весельчак»;

Знаменский мост – мост через Ущаковку,
возле которого в 1907 году временно
расположился цирк Стрепетова;

В 1918 году на Тихвинской площади сгорел
последний дореволюционный цирк,
и она стала совершенно пустой

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии