Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Чтобы помнили…

03 марта, 2014

 

 

Бывают на свете люди, которые приходят в этот мир для того, чтобы светить, чтобы приумножать радость, чтобы «пробуждать в нас чувства добрые». Они живут среди нас и порой бывают не замечаемы, потому что делают свое дело без шума и крика, без лозунгов и демонстраций, тихо и незаметно. И нам рядом с ними хорошо, потому что они, как маленькое солнце, не только греют нас своим теплом внешне, они согревают нашу душу, открывают наше внутреннее зрение. Мы привыкаем, что эти люди рядом, и перестаем их замечать, потому что слишком торопимся в этой жизненной суете, все куда-то боимся опоздать, не успеть… И когда вдруг останавливаемся, то с горечью узнаем, что еще одного человека, жившего рядом, согревавшего нас теплом, смерть  унесла  навсегда.

Художник жив тем, что он сделал

Именно таким, светлым и добрым,  скромным и душевным, был иркутский художник Двигомир Сергеевич Исаков, а живопись его —  глубокой и  жизнерадостной.  В январе в Доме-музее имени В.С.Рогаля состоялась презентация великолепно изданной и оформленной  книги-альбома с репродукциями картин Двигомира Сергеевича. Над книгой трудились и сделали очень многое, чтобы она увидела свет, его друзья — известный в Иркутске доктор, заслуженный врач России, поэт Изислав Лившиц и журналист, фотограф Владимир Харитонов.

В своем обращении к зрителям, среди которых были поэты, писатели,  журналисты, учащиеся детской школы искусств и студенты  художественного училища, Изислав Лившиц сказал:

— Многие годы и до последнего дня я был дружен с этим прекрасным, добрым, скромным человеком. В прошлом году Двигомиру Сергеевичу  исполнилось бы  90 лет. Я очень любил этого человека, любил как отца. Он был потрясающей души человек. Я познакомился с ним случайно, когда лет 16 назад мне подарили его картину, которая потрясла меня внутренним светом, теплотой, душевностью. И решил во что бы то ни стало найти этого художника и познакомиться. И мы не просто познакомились, а подружились. Он стал для меня вторым отцом. Бывает так,  что  люди находят в душах друг друга созвучие, становятся родными. У нас так и было. Я писал стихи, вдохновляясь его  картинами, а он,  слушая или читая мои стихи,  писал свои полотна. Вот такой  складывался у нас симбиоз.

Всю свою жизнь он посвятил воспеванию родной природы: Байкала,  сибирских лесов, полей, летних цветочных лугов, гор. Хоть и родился Двигомир Сергеевич в Ленинграде, но считал себя сибиряком. Он прошел войну, служил в разведке, не раз ходил к немцам в тыл, был ранен, оставшись на всю жизнь инвалидом. В мирной жизни у него тоже было не все спокойно и устроено.  Жизнь была к нему несправедлива и сурова. Небольшие заработки художника-оформителя не позволяли шиковать, а отсюда и скромность в одежде, питании, жилье. И, как это у нас часто бывает, его долго не принимали в Союз художников, и он не добивался,  не настаивал, потому что был скромным, не навязывал себя никогда и лишь перед самой смертью, когда ему исполнилось 77 лет, оценили его талант. Это случилось лишь после того, как мы  организовали его авторскую выставку из 120 картин. Это было значительным событием не только в его жизни, но и в жизни города. Посетители были поражены его творчеством, красками его полотен, реализмом исполнения, пейзажными находками.

Признание пришло к нему слишком поздно, но оно все же пришло,  и  люди его узнали и навсегда стали  почитателями его радостного, щедрого дара. Я купил у него 450 картин. Часть коллекции я подарил нашему Музею истории города Иркутска, очень много — друзьям. Даже у Кобзона висит в доме картина Двигомира Исакова из моей коллекции, которую я ему когда-то подарил. И вот мы с Володей Харитоновым решили, что нельзя, чтобы такой художник ушел бесследно и люди о нем не узнали.  Я счастлив, что был знаком с этим человеком, что жил рядом с ним, и  могу рассказывать  о нем бесконечно.

— В свое время Изислав открыл для меня этого потрясающего художника, — продолжил разговор  Владимир Харитонов, — и я  уже не расставался с ним. Он был добрейшим человеком, светлым, талантливым. Когда Изислав предложил проект книги-альбома с репродукциями Двигомира Сергеевича, я, конечно, с радостью согласился, но понимал, какая на мне ответственность. Дело в том, что очень много картин раздарено, поэтому, чтобы  их  представить в альбоме, нужно было найти их владельцев, которые, как вы понимаете, живут не на одной улице. Их всех нужно было объехать, отснять полотна на фотоаппарат и т. д. Работа кропотливая. Но у нас все получилось. Эти картины из частных коллекций и из коллекции Музея истории Иркутска и легли в основу представленного сегодня альбома «О жизнь, что тебя прекрасней…».

Художник-солдат

«Так получилось, — написал  в предисловии к альбому заслуженный художник России  Сергей Элоян, — что живопись была для Двигомира Сергеевича делом глубоко личным, почти интимным. Работая в Художественном фонде, он занимался исполнением заказных портретов (большей частью — членов Политбюро) в технике «сухая кисть», на профессиональном жаргоне – «сухотеркой». Делал он это блестяще, сейчас так уже никто не умеет.  А пейзажи бесконечно любимого им Прибайкалья писал для себя, для души. Может, поэтому они так чисты и искренни, так завораживает в них негромкая, но звонкая нота личного переживания. Долгое время он стеснялся их выставлять, небольшие по размеру и неброские по колориту. Потому и в Союз художников вступил поздно, зато последовавшая за этим его персональная выставка, организованная его другом и поклонником Изиславом Лившицем, стала настоящим откровением, открывшим для нас художника  со своим собственным, скромным, но достойно занимаемым им местом в искусстве. Это место — место солдата в армии. И в искусстве есть генералы и маршалы, но, как в любой армии, они ничего не значат без солдат. И я благодарен судьбе за знакомство с Двигомиром Сергеевичем — художником-солдатом, отношение которого к людям, к жизни и искусству всегда будет для меня высоким примером».

…На презентации альбома о Двигомире Исакове  прозвучало и еще очень важное и точное замечание  Изислава Лившица о том, что «художник — понятие общее, а мазок кисти у всех разный».

Мазок Двигомира Сергеевича был настолько радостным и светлым, настолько мажорным и проникновенным, что мог размягчать, а возможно, и излечивать своими картинами наши сердца. Вот что писали в  книге отзывов  о его прижизненной выставке посетители: «Уважаемый Двигомир Сергеевич, Ваши полотна настолько ярко отражают красоту сибирской природы, и что-то еще в них есть такое неуловимое, давнее, пришедшее из далекого детства, что с замиранием сердца  выходил из  зала, но уйти не смог и  повернул обратно. Не мог оторваться, смотрел  и смотрел. Душа оттаивала, забывались проблемы, все плохое, что свалилось в последнее время на меня. Какое счастье, что я пришел на эту выставку. Как много она мне помогла, подсказала, дала возможность почувствовать… Спасибо вам большое. Доброго вам здоровья и долголетия».

А вот еще одно. «…Рада новой встрече с работами изумительного художника, давно мною любимого и недооцененного при жизни земляками. А ведь поэтичность, тонкое колористическое чутье, способность передать состояние природы и одновременно души, ее воспринимающей, — это все свойства, присущие истинному Мастеру. На ваших картинах гармония и покой. Спасибо творцу (пусть даже поздно высказанное) и тем, кто сохранил все эти сокровища. Очень жаль, что в текучке жизни так редко удается это повидать, прочувствовать. Но все это есть, есть… И спасибо за ваши живые картины, такие светлые, радостные, как сама наша неповторимая  природа. Низкий поклон за ваш труд и ваше искусство…».

Что может быть дороже этих слов, этих признаний, этой неумирающей памяти. И эта чудесная книга-альбом с репродукциями картин Двигомира Исакова, прекрасно изданная, напомнит еще раз всем нам о том, что жил на земле светлый человек-художник. Он любил природу, жизнь, людей,  делал им добро, радовал их  своими картинами, и хотя самому ему пришлось пережить тяжелые и трагические времена, он сохранил в себе до самой старости любовь, видел  окружающий мир только радостным и светлым. Таким и остался в памяти всех, кто его знал.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Ирины Новожиловой и из книги-альбома «О жизнь, что тебя прекрасней…».

На фото: Двигомир Исаков — фронтовик, художник, сибиряк;

Картины Двигомира Исакова;

Изислав Лившиц (справа) и Владимир Харитонов
на презентации книги-альбома о Двигомире Исакове


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии