Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Человек с глубиной Байкала

05 мая, 2014

 

17 апреля, в Гуманитарном центре — библиотеке имени семьи Полевых, что в микрорайоне Университетском, открылась замечательная  выставка «100 миниатюр  художников Виктора и Владимира Мироненко», посвященная памяти Юрия Абрамовича Ножикова.

17 февраля 2014 года Юрию Абрамовичу исполнилось бы 80 лет.  На открытие выставки пришли друзья, коллеги первого народного губернатора, которые долгое время общались с ним, делили радости и горести, работали, решали проблемы.

В 2002 году Юрий Ножиков передал в дар Центру Полевых 216 книг, десять сувениров, свой портрет (работы Виктора Мироненко) и архивные документы, а оставшуюся часть библиотеки, около 1000 книг, передали уже по его завещанию родственники после его кончины. Это черный кожаный портфель, японские настольные часы, очки в футляре, диски, кассеты с записями бесед, интервью.

Художник Виктор Михайлович Мироненко был знаком  с Ножиковым. И не просто знаком, а дружен на протяжении долгих лет. Он написал два портрета Ножикова. Один из них и стал тем смысловым центром выставки, возле которого и развернулись все остальные полотна-миниатюры с видами Байкала. Большая часть из них — это оригинальные работы, и небольшая часть является фотографиями с оригиналов, которые находятся в частных и музейных коллекциях Германии, Китая, Польши, Америки, Англии и других стран. Мироненко-младший представил на выставке три своих работы — это городские пейзажи.

Колористическое мастерство и духовная зрелость произведений  Виктора Мироненко определили его особое и значительное место  в истории школы иркутской живописи. Когда смотришь на картины Мироненко-старшего, особенно на те, где запечатлен великий Байкал, то чувствуешь мощь и силу Священного моря, его неукротимую энергию, но в то же время его уязвимость, ранимость и тонкую грань, которую человек не должен нарушать в своем наступательном  движении, в освоении природы. Байкал и его экологическая система уже много лет сопротивляется агрессивному натиску, но и силы великого озера  иссякают. Поэтому полотна художника не только отражают мощь, первозданную красоту и силу Священного моря, но и взывают к разуму людей.

Полотна Виктора Михайловича не кричат и не кидаются на зрителя. Они затаены в себе, они открываются только тем, кто умеет смотреть и видеть, кто умеет слушать и расслышать в них и плеск волны, и тишину и свежесть раннего рассвета, и щебет птиц, и грозовые раскаты, и прозрачность воздуха, и легкий летний  бриз,  хотя  всего этого мы не видим на картине. Все это  заложено в ней, передано самым чудесным и необъяснимым образом талантом художника.

Виктор Михайлович обладает именно таким талантом: написать и немного оставить для фантазии зрителя, чтобы мы сами смогли домыслить, додумать, догадаться, дорисовать воображением. Я думаю, что это наивысшая форма проявления мастерства: зажечь  воображение зрителя, ввести его в диалог, побудить его стать  соучастником творчества.

Некоторые его картины  Байкала  напоминают космический пейзаж, где небо кроваво-красного цвета, а почва розово-фиолетовая, где тягучие капли  расплавленного солнца, как густой сироп, стекают с его расплавленных щек. А на других работах, напротив, прозрачная даль и синь простираются до самого горизонта, насколько может видеть глаз, обнимая чистотой и белизной снега и вечного покоя. Природа Байкала на его полотнах  удивительна…

Но давайте дадим слово самому виновнику торжества художнику Виктору Мироненко:

— Не в моих правилах хвалить себя и якать. Но нужно отдать должное человеку и первому нашему народному губернатору  и еще раз вспомнить о Юрии Абрамовиче. Поэтому и выставку сегодняшнюю посвятили его памяти. В этом году он мог бы отметить свое 80-летие. Но, увы, не дожил. В рамках юбилея состоялось уже много событий, и будут еще  мероприятия, связанные с именем Юрия Абрамовича и в память о нем. Добрые дела, сделанные этим человеком,  и его  доброе имя не должны забываться. Мы дружили и общались много лет. Это был неординарный человек. Если мог помочь чем-то людям, помогал. Не каждый руководитель, тем более такого ранга, наделен этим ценным качеством. А он был таким. Он видел перед собой не массу, а людей, народ, потому что и сам был из народа.

Я вспоминаю первую поездку художников  в Польшу, когда нас туда пригласили. Я был  руководителем группы. Времена тяжелые, 1993 год, полное безденежье. Ни у нас денег нет, ни в управлении  культуры. Я обратился к Юрию Абрамовичу. И он откликнулся, хотя мог бы и отмахнуться, сказав, чтобы подождали до лучших времен. Он понимал, что значит для творческих людей такая поездка, что значат для художника новые впечатления, ощущения, новые краски и пространства. Он куда-то звонил, просил, договаривался, и из Ангарска, с нефтекомбината, нам привезли немного денег, чтобы мы могли поехать. Эта наша поездка была полностью  его заслугой. А скольким, как нам, он еще оказал помощь! Я навсегда благодарен этому человеку.

Сейчас вот вспомнил молодость, редакцию «Молодежки», которая находилась тогда на улице Киевской, писательскую организацию, Марка Сергеева, Валентина Распутина, с которым я дружу с 64-го года, Сашу Вампилова, Виталия Венгера, который часто туда заходил.  Мы собирались там, общались, вели горячие споры, дискуссии. Все мы были молодыми, веселыми, заряженные идеями, творчеством, энергией…

Тогда, помнится, Марк Сергеев дал мне идею писать декабристов. Я написал первый портрет Трубецкого, потом Волконского, потом взялся за портрет идеологического вождя декабризма — Михаила  Лунина, но мне здесь немного «помешал» Валентин Распутин. В каком плане помешал? «Кончай, — говорит, — с портретами, у тебя это и так хорошо получается, — а вот займись лучше Байкалом». Тогда он боролся за экологию озера, писал, добивался закрытия целлюлозного комбината. Ему дали Героя Социалистического Труда, чтобы замолчал и не мешал. Я, конечно, внял его совету и решил писать Байкал. Чтобы набраться больше впечатлений, вдохновиться мощью первозданной природы, я прошел пешком всю Кругобайкальскую дорогу — 82 километра, 52 тоннеля — и остров Ольхон. Узнал, увидел много интересного и занялся Байкалом и натюрмортами.

Но сейчас снова пишу портреты. Последняя работа — портрет Сергея Тена, иркутского депутата Госдумы. Я хорошо знал его отца, Юрия Тена, и знаю маму, Людмилу Борисовну. Пишу портрет академика Михаила Ивановича Кузьмина, моего соседа. Зрители еще не видели эти работы.

Воспоминания отца подхватил Владимир Мироненко:

— По образованию я архитектор. В свое время закончил наш Иркутский политехнический институт, отделение архитектуры. После окончания  работал в проектном институте, преподавал живопись в школе в Малом Голоустном, но так получилось, что жизнь меня связала с авиацией, и я долгое время работал в этой отрасли. Но вот как-то сам собой сложился тандем с Виктором Михайловичем. Ему поступило предложение организовать выставку в Китае, и он не мог справиться один — выставка была объемной, большой. Я не отказался помочь. Это было четыре года назад. После возвращения в Иркутск поступило еще предложение  приехать с выставкой. Еще раз съездили. Так и началось совместное сотрудничество.

Что касается сегодняшней выставки, в которой я участвую тремя своими работами, то я вспоминаю свою последнюю встречу с Юрием Абрамовичем. Мы с Виктором Михайловичем были у него в гостях в Зеленом. Это была такая теплая душевная встреча, но в то же время емкая, запоминающаяся. Казалось бы, шел просто разговор о жизни, просто беседа, встреча старых добрых друзей, при которой присутствовал и я. Но эта встреча стала такой важной в моей жизни, такой значимой, что не забудется никогда. А через два месяца Юрия Абрамовича не стало…

Затем слово предоставили  председателю Фонда Ю.А.Ножикова Юрию Курину:

— Знаю Виктора Мироненко около тридцати лет и считаю честью быть приглашенным на эту выставку, тем более что посвящена она памяти Юрия Ножикова. Начну с некоторых совпадений.  По своей сути Виктор Михайлович победитель, он доказал это результатом пройденного пути, своей судьбой, своей жизнью, своим трудом. Не зря ведь он родился 22 июня 1941 года, все понимают, что это за дата, и все знают, как от нее мы прошли путь потерь и боли к обретениям, свершениям и  созиданию и вышли  к победе. Так и его жизнь. Она не была безоблачной. Но он сумел выстроить ее так, что теперь ему есть чем гордиться. Рядом с ним замечательный сын Владимир, он продолжает его путь творчества, путь исканий.

17 февраля Юрию Абрамовичу исполнилось 80 лет, и 17 апреля открылась выставка, которую Виктор Михайлович посвятил его памяти. Можно подумать, что простая игра чисел, совпадения, а я думаю, они не случайны. В жизни всегда кем-то все предопределено. И еще одно совпадение, которое пришло в голову, когда я смотрел на портрет Юрия Абрамовича. Несколько дней назад было Вербное воскресенье, и на портрете он изображен на фоне багульника и вербочек. Это очень точно подмеченная деталь.

Виктор Михайлович родился не здесь, а на Украине, но вся его жизнь, все, что он узнавал, делал, видел, связано с Сибирью, с Байкалом, с нашим городом, с иркутянами, с теми людьми, которые по тем или иным причинам приехали в Сибирь и стали настоящими сибиряками. Он сочетает в себе такие качества, которые редко кому присущи. Он в равной степени владеет талантом организатора и прекрасного художника, а тем более художника, уникального тем, что ему подвластно мастерство в написании и  пейзажей, и натюрмортов, и портретов.

Многие, уходя из творчества на административную  работу, потом не могут вновь вернуться к творчеству, но у Виктора Михайловича это получилось  прекрасно. Причем именно в тот период, когда Виктор Михайлович занимал пост директора художественного фонда, он сделал очень много. Можно сказать, это был настоящий рывок. Был построен Дом художника на Байкале, мастерская  художников на ул. Энгельса, 4, большое развитие получили отделения Союза художников в Братске, Усть-Илимске и Ангарске. Я поздравляю Виктора и Владимира Мироненко с прекрасной выставкой. Желаю новых побед, свершений и большой радости творчества.

Пришел поздравить художников и Генеральный консул Генерального консульства Китайской Народной Республики в Иркутске Го Чжицзюнь:

— Дорогие друзья, дорогой Виктор Михайлович! Большое спасибо за то, что пригласили меня. Я хочу выразить вам сердечное спасибо за выставку. Мне повезло, потому что у меня есть возможность жить и работать на берегу Байкала. Для меня большое счастье, что здесь, в Иркутске, мне посчастливилось познакомиться с большим художником, который так хорошо передает красоту Байкала, его пейзажи. Он показывает свое мастерство на самом высоком уровне,  через свои картины  он дает ощутить глубокое понимание природы, понимание человеческого духа. Это самое ценное.

Художники уже показали свои работы в Китае и доказали еще раз, что искусство является мостом дружбы и взаимопонимания между людьми разных стран. Наше консульство всегда готово оказать содействие культурному обмену, чтобы дружба между нашими людьми  еще больше укреплялась и расширялась. А мы будем это поддерживать.

Выступающих было много.  Всем хотелось сказать добрые слова в адрес художников, отца и сына Мироненко, вспомнить о Юрии Абрамовиче, и встреча давно перешагнула за рамки отведенного времени. Но расходиться не хотелось, потому что выставка была не формальным отчетом, а действительно очень желаемой, радостной, теплой встречей старых друзей. И друзья вспоминали и вспоминали, а с портрета на них смотрел и незримо  участвовал в разговоре  первый народный губернатор  Юрий Ножиков. А на других полотнах завораживала синяя даль, распускался и цвел багульник, качали головками гроздья белой сибирской черемухи, стыли на холодном ветру обнаженные, простуженные сосны,  да волна за волной накатывали на берег вОды священного  Байкала.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Александра Новикова, «Байкальские вести».

На фото: Портрет Юрия Ножикова стал центром выставки;

Виктор (справа) и Владимир Мироненко;

Поздравления от Юрия Курина;

Участники встречи;

Байкальский пейзаж Виктора Мироненко


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии