Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Человек ко всему привыкает

11 октября, 2021

Лекция кандидата географических наук Инны Латышевой «Засухи, пожары и наводнения. Что происходит с климатом Сибири?»

Окончание. Начало в № 38

Все зависит от ракурса

Несмотря на все перемены, климат в Иркутской области остается резко континентальным, а основное влияние на него оказывает монгольский антициклон. Темпы роста среднегодовой температуры в нашей области одни из самых высоких в России (наряду с Северным Кавказом) и существенно выше, чем в мире. Многое при этом зависит от того, как анализировать погоду. График среднемесячной температуры, построенный Инной Латышевой, создает впечатление, что никаких перемен не происходит – есть обычная годовая цикличность понижения и повышения, не более того. Если смотреть шире и анализировать температурные аномалии января, то будет видно, что в последнее время таких аномалий становится больше (или, по крайней мере, что их лучше фиксируют).

Инна Латышева предложила слушателям небольшой эксперимент. Если представить, что мы анализируем климат в начале 1970-х, то перед нами будет картина относительной стабильности: в основном в январе холодно, хотя случаются отдельные аномальные случаи и температура повышается до плюсовой. Если бы мы имели данные только за последние 50–60 лет, то и в этом случае картина была бы относительно стабильной: в январе холодно, но аномально холодных и аномально теплых дней почти поровну. Это позволяет сторонникам теории естественного изменения климата говорить о том, что все происходит циклически, а сейчас у нас очередная ветвь цикла – с повышением среднегодовой температуры.

Если брать для анализа декабрь, то самым холодным он был в Иркутске в 1916 году (минус 46,3 градуса), а самым теплым в 2013 году (минус 5,3). Сторонники теории антропогенного воздействия могли бы торжествовать, если бы ровно посередине этого столетия, в 1968 году, не зафиксировали минус 42,4 градуса, а всего через пять лет, в 1973 году, – плюс 0,4 градуса. Еще менее уверенно можно говорить о потеплении именно в XXI веке, если анализировать данные для конкретной даты – Рождества: самым холодным этот день был в 1915 году (минус 49,7), а самым теплым – в 1927-м (плюс 2,7). Если еще раз изменить ракурс и рассматривать температуру не у поверхности земли, а в стратосфере, то в последний календарный день зимы холодных дней стало больше, а самый теплый был не в нашем веке, а в 1987 году, когда измерения зафиксировали плюс 10,2 градуса.

Аномальный нынче год

Одним из самых неприятных последствий изменений климата стал слом тенденции к потеплению в весенние месяцы. В последние десятилетия многочисленные дачники разбаловались: стали высаживать рассаду сначала в середине мая, потом едва ли не в конце апреля, но в последние два-три года май стал холоднее и урожаи сократились. Об изменениях климата говорят и различные аномалии вроде смерча, который наблюдали в январе 2021 года в Утулике. Возможно, таких явлений случается еще больше, но их просто некому фиксировать: сеть метеостанций в Иркутской области в последние десятилетия сокращается, и наблюдать за погодой все сложнее. Известно, по крайней мере, что в январе 2021 года в Иркутске был побит рекорд выпадения осадков – 39 мм снега при норме 12 мм. Впрочем, зимой снегопады были в Саудовской Аравии и Сахаре, а в августе – в чилийской пустыне Атакама. Причиной аномальных событий в январе стали события в атмосфере, где холодные антициклоны «взбаламутили» всю погоду в северном полушарии Земли.  

Весна преподнесла жителям области новые неприятные сюрпризы: всего три дня можно было признать по-весеннему теплыми, а количество осадков превысило две с половиной нормы – 87 мм. Хотя к этому времени в Иркутскую область уже должно было прийти тепло из Африки, на территории региона прочно удерживал свои позиции монгольский циклон с холодным воздухом и влагой.

Если говорить о других явлениях, то летом резко сократилось количество землетрясений, но увеличилось количество наводнений и дней с сильным ветром. В июне лето началось по календарю, но не фактически. В июле в один и тот же день по одним и тем же причинам страдали от ливней жители и Иркутска, и Нью-Йорка – над этими городами сформировались мезомасштабные конвективные комплексы, то есть зоны пониженного давления. Это событие принципиально отличается от прошлых лет, когда синоптики наблюдали прохождение атмосферных фронтов с запада на восток – область выпадения осадков находилась над Иркутском и ближайшими пригородами.

– Возможно, такие события были и раньше, но сейчас стало больше спутниковых данных, и мы можем проследить более точно, – отметила Инна Латышева.

В мире в это же время творились свои чудеса: смерч в Чехии поднимал в воздух автомобили, а в Гренландии наступила жара и прошел дождь. В Канаде зафиксировали температурный рекорд – воздух прогрелся выше плюс 50 градусов. Вскоре после этого деревня, которая стала эпицентром этого события, сгорела из-за сухости и усиления ветра. Аномальное тепло привело к пожарам в Якутии и наводнению в Германии, поэтому можно говорить не о глобальном потеплении, а о чередовании волн тепла и холода.

Комментируя народные приметы в стиле «холодная зима – теплое лето», Инна Латышева, опираясь на анализ событий за последние 150 лет, опровергла эту гипотезу. Судя по научным наблюдениям, после теплой зимы и лето будет теплым в большем количестве случаев. Что касается пожароопасности, то наша область входит в ту группу регионов, где большую часть опасного сезона (условно с апреля по октябрь) чаще всего бывают дни с очень высокой и высокой вероятностью пожаров.

– Сама природа настроена на то, чтобы не тушить пожары, а их поддерживать, – пояснила Инна Латышева. – Если сравнить повторяемость разных событий, то в Якутии, которая сильнее всего пострадала в 2021 году от лесных пожаров, практически все лето стояли антициклоны, атмосферные фронты не проходили. Напротив, в Красноярском крае было больше циклонов и больше осадков.

Почему горим и тонем

Расчеты гидротермического коэффициента, учитывающего одновременно и температуру, и влажность воздуха для трех регионов (Красноярский край, Иркутская область и Республика Саха-Якутия), не позволяют сказать, что в последние годы идет четкий тренд на увеличение количества пожаров по природным условиям. Ближайшие годы могут быть как аномально сухими, так и аномально влажными. Что же касается площади пожаров, то максимальными за всю историю она была в 1915 году, когда горели леса от Тобольска до Забайкалья, а суммарно выгорело 14 млн гектаров. Это намного больше, чем любые лесные пожары в XXI веке, хотя если дела так пойдут и дальше, то кто знает.

Если говорить о наводнениях, то исследования показали зависимость между ростом температуры воздуха и величиной речного стока в России: чем теплее – тем сильнее осадки, а значит, и полноводнее реки. Это нечто новое в нашей атмосфере, поскольку в 1971 году наводнение в южных районах области было вызвано холодным фронтом из северных районов и антициклоном, а в 2019 году – циклоном с Дальнего Востока.

– Что касается изменений климата, то в прошлом мы видели перенос атмосферных масс с запада на восток, чередование тепла и холода, а сейчас по каким-то причинам происходит усиление меридиональных процессов, движение с севера на юг, когда аномальное тепло и аномальные холода возможны везде. Если воздушные массы где-то задерживаются, как было в Якутии, то где-то будет очень жарко и сухо, а где-то холодно и влажно, как у нас прошлым летом. Сторонники антропогенного воздействия обращают внимание на площадь арктических ледников и их сокращение за последние тридцать лет. Но сторонники другой точки зрения говорят: а почему вы смотрите на данные только до 2012 года, когда лед сохранялся только в центральной части Арктики, и не приводите информацию за следующие годы, когда площадь льда снова начала увеличиваться? Значит, есть какие-то другие факторы, которые влияют на климат, – подвела итог Инна Латышева.

Будущее Иркутской области, как и всех других регионов, неопределенно. Если нас ждет похолодание, то в нашем регионе будет тундра, если потепление – что-то вроде американской равнины: прерии с травянистой растительностью.

1у.jpg2у.jpg

Записал Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Иллюстрации из презентации Инны Латышевой

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии