Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Звонят себе во все колокола

15 Февраля, 2016

В  середине января 2016 года уровень воды в Байкале опустился ниже отметки, установленной постановлением правительства Российской Федерации № 234 как предельно допустимый нижний уровень — 456 м над уровнем Тихого океана. Это событие было предсказано, причем достаточно давно: второй год подряд на Байкале маловодье, и второй год подряд правительство РФ специальным постановлением разрешает нарушить постановление № 234 — потому что понимает отличие весьма относительного закона, написанного людьми, от непреодолимой силы законов природы. Но увы, в Республике Бурятия эту разницу понимать не хотят.

Элементарная физика

Понять тревогу жителей соседнего региона нетрудно: мелеют реки, горят леса и торфяники. Но вместо того, чтобы признать очевидный факт разгула стихий и человеческую безалаберность на собственной территории, то есть на основной водосборной территории Байкала, чиновники, общественные деятели и средства массовой информации Бурятии усердно перекладывают ответственность на Иркутскую область. По логике республиканских СМИ, реки мелеют и болота пересыхают не потому, что «черные лесорубы» варварски вырубают леса в любой водоохранной зоне, а потому, что Байкал обмелел из-за чрезмерной сработки через Иркутскую ГЭС.

Давайте обсудим эту гипотезу, невзирая на всю ее нелогичность. Следует напомнить, что до июня—июля 2014 года все с озером было в относительном порядке: приточность была даже чуть выше нормы, Иркутская ГЭС пропускала около 2600 кубометров в секунду, и все было как обычно. А потом с июля по октябрь приток сократился до 40—60 процентов, и вместо того, чтобы набрать к ноябрю 2014 года 456,7—456,8 м, озеро набрало на полметра меньше. В 2015 году ситуация повторилась почти зеркально: озеро восстановило прописанный в законе уровень 456 м, затем в течение лета кое-как набрало еще сантиметров 30, а теперь медленно расходует накопленное.

И вот в Бурятии это трактуют не так, что приточность сократилась по причине засухи, а так что Иркутская область себе «откачала всю воду, потому что водозаборам Ангарска не хватает». Начнем с того, что законы физики едины для любого региона и даже для любой планеты: вода при нормальном атмосферном давлении и температуре течет сверху вниз — но никак не наоборот. То есть уровень Байкала влияет на прибрежную территорию на расстоянии несколько метров от уреза воды, но никак не влияет на то, что пересохли колодцы и мелкие реки в 100 и более километрах от озера. Вода в Бурятии течет только в Байкал, а не наоборот. Вспомните, ведь эти реки и болота существовали задолго до того, как была построена Иркутская ГЭС. С ее постройкой уровень озера вырос примерно на один метр, произошло это всего 60 лет назад, а реки и болота существовали за тысячи лет до того.

Иркутская ГЭС, на которую старательно «вешают всех собак», напротив, второй год подряд работает в режиме экономии воды, пропуская всего 1300 кубометров в секунду. В 2014 году это привело к сокращению производства электроэнергии в области на пять процентов, а в 2015 году — на 12,6 процента. Миллиарды киловатт-часов, между прочим. В Иркутской области никто и никогда за это время не призывал к увеличению расхода, что не мешает республиканским СМИ без всяких ссылок на первоисточник утверждать обратное. Вот, например, пассаж с сайта информационного агентства «Информполис»: «Напомним, в прошлом году иркутские ученые выступили с предложением увеличить сброс из Байкала. Высказывалось мнение, что это позволит решить проблему малой водности рек, которая создает неудобства у энергетиков Восточной Сибири».

Вообще в Восточной Сибири есть лишь две реки, на которых построены ГЭС, — это Ангара и Енисей. Поскольку Енисей с Байкалом не сообщается, а сброс в Ангару, как уже было сказано, удерживается на минимальном уровне, иначе как провокационной неправдой этот отрывок назвать нельзя. Более того, даже если предположить, что увеличением пропуска через Иркутскую ГЭС власти области пытались бы решать какие-то другие проблемы (например, обводнить пересохшие и горевшие много месяцев подряд торфяники в Усольском районе), это не помогло бы, потому что практически все реки в южной части области впадают либо в саму Ангару, либо в ее притоки. Не наоборот! Вода, вынуждены мы напомнить еще раз, течет только сверху вниз.

Предложения иркутских специалистов отражаются в республиканских СМИ столь причудливо, что невозможно опознать первоначальную идею: «Еще осенью 2014 года иркутские энергетики выступили с предложением увеличить сброс из Байкала ниже установленного уровня». «Увеличить ниже установленного» — это как же, извините, понять?

Это точно специалисты?

Тем не менее республиканские СМИ никак не унимаются и берут комментарии — например, у начальника территориального отдела водных ресурсов по Бурятии Валерия Молотова. «В мае-сентябре (2015 года) полностью была ограничена навигация в нижнем бьефе Иркутской ГЭС. Однако этих мер оказалось недостаточно, – заметил Валерий Молотов». Ограничение навигации является следствием ограничения сброса и не является мерой для исправления ситуации с маловодьем, но никто не считает нужным что-либо действительно подробно объяснять читателям. Вот уж кого действительно нужно пожалеть.

Тот же «Информполис» (чтобы уж не ходить далеко) пишет, не особо заботясь о проверке фактов: «Максимальная отметка наполнения озера Байкал 14—17 сентября (2015 года) составила всего 456,3 метра — это на 24 сантиметра ниже, чем в прошлом году. Ранее этот показатель не падал ниже 457 метров». Правильно было бы сказать, что уровень озера по тому же самому федеральному закону не может превышать отметку 457 м. Нет в «тревожных» текстах места и банальной логике: «Из-за обводнения в Кабанском районе уже второй год горят торфяники». Так и хочется продолжить: «А лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли…». Если уж в Бурятии горят обводненные торфяники, то что ж бывает с осушенными?

Не отстают от чиновников и общественники. Председатель комиссии по экологии Общественной палаты Республики Бурятия Евгений Кислов, например, заявляет: «И до мая (2016 года) обмеление, возможно, будет идти большими темпами, если Иркутская ГЭС продолжит сброс воды. И я считаю, что это очень опасно — это и уменьшение количества осадков, и появление несвойственных для Байкала микроорганизмов». Таким образом, в Бурятии отменили не только базовые законы физики, но и их частный случай — движение воздушных масс в атмосфере. По логике господина Кислова, вода испаряется из Байкала и выпадает немедленно или чуть погодя в него же, никуда не смещаясь.

Еще одна цитата от специалиста по водным ресурсам Молотова: «Хотим мы этого или не хотим, иркутский гидроузел работает при минимальных расходах. При этом нам не удается набрать необходимый уровень воды в Байкале. Но чтобы обеспечить теплом соседей — Иркутскую область, приходится соблюдать этот уровень в 1250—1350 кубометров в секунду». Если читать это высказывание дословно, то получается так, что Иркутская ГЭС при определенном расходе воды вырабатывает электроэнергию, потом энергия поступает в котельную и вырабатывает тепло. Это абсурд. Теплом Иркутская область себя обеспечивает при помощи 1040 котельных и 13 ТЭЦ. Электрокотельные стали такой редкостью, что их можно пересчитать по пальцам, и погоды они не делают —  доля в общем балансе составляет сотые доли процента, большую же часть тепла производят угольные теплоисточники.

Валерий Молотов может, конечно, уточнить, что он имел в виду воду, которая поступает на ТЭЦ для последующего нагрева, — спешу ответить на это, что город Ангарск, в котором действительно могут возникнуть проблемы из-за недостатка воды, далеко не вся Иркутская область, там работают всего две ТЭЦ из упомянутых 13.

Ошибка… в 45 раз

Что предлагают республиканские власти и на каком уровне они видят проблему — опять же без недоумения не рассказать. Глава министерства природных ресурсов республиканского правительства Юрий Сафьянов заявил (во всяком случае, именно так  воспроизводят его слова местные СМИ) буквально следующее: «Мы рассматривали два варианта решения проблемы. Первый — внести изменения в постановление и отрегулировать уровень воды в озере на постоянной основе. Например, поднять на восемь сантиметров выше предельной отметки и уронить еще на 70 см ниже критической».

То есть не «давайте соберем ученых и они нам разработают обоснованное решение о предельно допустимых уровнях», как неоднократно предлагали Иркутский научный центр СО РАН,  Институт систем энергетики и Байкальский институт природопользования СО РАН, а вот так — сами по себе подгоним закон под реальное положение дел. В Бурятии — какие-то с потолка взятые цифры, в Иркутской области — титанический труд «Оценка связи (влияния) уровенного режима озера Байкал с его экологическим состоянием и социально-экономическими требованиями региона в условиях экстремально высокой и экстремально низкой водности». Сравните серьезность подходов.

Чтобы окончательно прояснить уровень компетенции министра Сафьянова, еще один пример. В конце 2015 года многие СМИ — включая федеральные и иностранные — активно обсуждали перспективы строительства завода по розливу байкальской воды для экспорта в Китай. Называли и объем экспорта — 2,5 млн тонн (или, что то же самое, кубометров) в год. Глава минприроды Бурятии решил показать, что это совсем не страшно: «Этот инвестпроект действительно находится на стадии реализации. Для понимания я специально взял калькулятор, позанимался математикой: 2,5 млн тонн воды — это суточный сброс Иркутской ГЭС». Давайте проверим: в сутках 24 часа, в каждом часе 60 минут, в минуте 60 секунд, в секунду через агрегаты Иркутской ГЭС проходит 1300 кубометров воды. Перемножаем и получаем 112 млн 320 тысяч кубометров воды — то есть министр ошибся примерно в 45 раз. Или калькулятор у него сломан, или ничего он на самом деле не проверял.

Итог изложенного выше может подвести каждый непредвзятый читатель: грош цена всем тревожным возгласам, если они не подкреплены ни фактами, ни цифрами, а основаны единственно на желании свалить вину на соседний регион. На что авторам «Информполиса» немедленно указали даже его собственные читатели на его же собственном форуме…

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

На фото: Иркутская ГЭС в очередной раз стала объектом
для выдумок со стороны представителей Республики Бурятия 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии