Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Бюджетные деньги – с пользой или на ветер?

17 апреля, 2023


1д.jpg

Депутаты Законодательного собрания Иркутской области в довольно критическом настрое приступили к подготовке очередной сессии, запланированной на 19 апреля.

Спор о капитале

11 апреля состоялось заседание комитета по здравоохранению и социальной защите. Депутат Денис Шершнев (фракция КПРФ) представил коллегам законопроект о внесении изменений в закон «О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников государственных учреждений Иркутской области», сформированный на основе «многочисленных обращений граждан». Речь идет о расширении списка муниципальных служащих, получающих льготы при покупке дров, в него предлагают включить ветеринаров, работников культуры и образования и т. д. Следующим за ним был законопроект ровно на ту же тему, только меры поддержки распространяются на фармацевтов и работников системы здравоохранения. Оба законопроекта получили поддержку депутатов, что, по оценке председателя комитета Александра Гаськова, стало рекордом – два одобренных законопроекта за три минуты.

Региональное министерство социального развития, опеки и попечительства представило законопроект о дополнительной мере поддержки многодетных семей, разработанный в продолжение федерального закона. По новому закону (если он будет принят на сессии) семья может получить областной материнский капитал на усыновленного ребенка, если это третий и последующие дети. В случае изменения фамилии, имени и отчества ребенка семья может обратиться в министерство и получить помощь в оформлении документов.

Министр Владимир Родионов напомнил, что закон о материнском капитале действует в области с 2012 года, за это время сертификат на материнский капитал получен 56 575 раз, однако распорядились областными средствами 48 022 раза. Общие расходы составили более 2,7 млрд рублей, в том числе по принятому в прошлом году закону о возможности направить материнский капитал на ремонт жилья или приобретение земельного участка – на сумму более 88 млн рублей. Размер областного капитала составляет чуть более 138 тыс. рублей. Комитет одобрил законопроект.

Следующий законопроект, внесенный депутатами, предлагал расширить сферу применения областного материнского капитала на рождение второго ребенка – эта инициатива, по предварительной оценке, будет стоить областному бюджету 552 млн рублей. Зачитывая поступившие на законопроект заключения, Александр Гаськов остановился на точке зрения губернатора: Игорь Кобзев отмечает, что сложилась «критическая ситуация по прогнозированию» и оценить законопроект трудно. «Негативные тенденции» с наполнением доходной части бюджета заставляют правительство региона более тщательно подходить к формированию расходной части, принятию новых или увеличению действующих обязательств. Все остальные заключения не противоречили инициативам депутатов, поэтому Александр Гаськов напомнил коллегам, что бюджет 2022 года был исполнен с профицитом в 13 млрд рублей.

Без особого энтузиазма оценила законопроект и уполномоченный по правам ребенка Татьяна Афанасьева. С одной стороны, закон направлен на улучшение положения семей с детьми и потому детский омбудсмен всецело «за». С другой стороны – в ущемленном положении оказываются семьи, у которых уже есть трое и более детей. Никто не начислит им материнский капитал задним числом, что – при явно недостаточных мерах поддержки многодетных семей – нанесет еще одну обиду. Министр Владимир Родионов предложил еще раз собраться и обсудить закон до того, как вынести его на сессию, но депутат Сергей Бренюк предложил поступить иначе – принять в первом чтении и обсуждать уже в рамках второго чтения. Комитет решил снять вопрос с повестки дня идущего заседания и перенести его на следующую встречу 17 апреля.

Законопроект со слишком общим названием «О внесении изменений в отдельные законы Иркутской области» установит единый порядок индексации всех социальных выплат, установленных в настоящее время в твердой сумме. Депутаты одобрили корректировку в той или иной степени 15 законов и одну общую поправку, устанавливающую дату, с которой будут применять новый порядок индексации.

С минздравом нелегко договориться

Комитет рассмотрел во втором чтении законопроект «О ежемесячной денежной выплате отдельным категориям студентов в целях привлечения их для дальнейшей работы в медицинских организациях, расположенных на территории Иркутской области», внесенный депутатом Иваном Крывовязым. Депутаты сформировали только таблицу одобренных поправок, уточняющих отдельные пункты и устанавливающих дату начала правоотношений, к которым будет применен закон.

Еще один закон, предложенный Иваном Крывовязым, уже обсуждали на заседании Регионального совета с участием губернатора Игоря Кобзева. В законопроекте «О дополнительной мере социальной поддержки отдельных категорий медицинских работников в Иркутской области» речь идет о возможности приватизировать служебное жилье, если медицинский работник сумел выполнить установленные в законе условия – в частности, отработать определенный срок в поселках городского типа или других населенных пунктах.

Комитет предложил отменить сроки отработки, однако столкнулся с непредвиденными трудностями: министерство здравоохранения активно ведет страницы в социальных сетях и проводит много ярких мероприятий, но ответить на простой вопрос, «сколько служебных квартир имеется в учреждениях здравоохранения», так никто и не смог. Депутат Гаськов по каким-то каналам получил число 122 квартиры, полномочный представитель губернатора в ЗС Роман Буянов назвал 148 квартир. Какие данные точные, никто не знает. Как выяснили депутаты, в минздраве – в связи с переездом в новое здание, арендуемое на время капитального ремонта старого, – много что не работает, включая сайт ведомства. Как это часто случается, участие представителя минздрава в обсуждении простого с виду вопроса ничего не прояснило, но многое еще больше запутало: по словам чиновника, служебных квартир 149.

Александр Гаськов констатировал: врачи заинтересованы в приватизации жилья, главные врачи – в сохранении служебных квартир для привлечения новых кадров. Поэтому комитет рекомендует правительству региона предусмотреть дополнительные средства для формирования фонда служебного жилья для всех бюджетников – только это позволит решить кадровую проблему. В бюджете области на 2024 год комитет предлагает заранее заложить средства на формирование специализированного жилого фонда, иначе этот вопрос остановится, а муниципальные власти ничего сделать своими силами не смогут. Программа по строительству жилья и формированию специального фонда должна работать не менее пяти лет – такую рекомендацию комитет вынесет на сессию.

Хороший устав – половина успеха

Комиссия по контрольной деятельности под председательством Тимура Сагдеева на своем заседании рассмотрела отчет аудитора Контрольно-счетной палаты Ольги Ризман о проверке деятельности акционерного общества «Корпорация развития Иркутской области» (КРИО) по формированию и исполнению доходов и расходов, а также управлению имуществом в 2021–2022 годах. Аудитор, исполняющая сейчас обязанности председателя КСП, напомнила депутатам, что КРИО была создана в 2013 году, ее учредителем и единственным акционером была Иркутская область, а в уставной капитал внесли 1,9 млрд рублей. К марту 2023 года управление КРИО легло на министерство имущественных отношений и министерство экономического развития, а уставной капитал вырос до 2 млрд рублей. В состав совета директоров общества входят только чиновники областного правительства, за отчетный период чистая прибыль увеличилась с 55 до 60 млн рублей. Чуть позже выяснилось, что КРИО не выплатило 65 млн рублей обязательных платежей, и, таким образом, вместо прибыли общество получило 5 млн рублей убытков.

Внимание аудиторов привлекло включение сомнительных долгов (то есть таких, по которым долг не был выплачен в срок и, вероятно, не будет выплачен вовсе) в список резервов КРИО. В 2021 году таких долгов было на 33 млн, в 2022 году – уже на 65 млн. В прошлом году КРИО уже не заключало новые договоры займов, но выдавало поручительства. По решению правительства области КРИО в 2022 году расторгло договор лизинга с ТК АИСТ, которая получила от КРИО 65 млн рублей, а на начало 2022 года была должна еще 38 млн. При проверке был выявлен заем на 86 млн рублей, который, по оценке аудиторов, был выдан структуре, не участвующей в реализации областных инвестиционных проектов, с нарушениями установленных правил и законов. В нарушение законов КРИО профинансировало работу областного казенного учреждения «Фонд имущества Иркутской области» – безвозмездное пожертвование в пользу Фонда 5 млн рублей выглядит красиво, но незаконно…

Очень интересно выглядит ситуация с выплатой дивидендов. Вопреки рекомендации отдавать учредителю 50 процентов прибыли, КРИО два года подряд платило по 15 процентов. Общий итог проверки таков: по сравнению с 2017 годом КРИО в 2021 году получило прибыли на 65 процентов меньше, а дивидендов выплатило на 90,2 процента меньше.

Представители правительства традиционно благодарили КСП за конструктивную критику и «взгляд со стороны», но в целом критику кредита для Дорожной службы Иркутской области (с многочисленными ссылками на Устав КРИО и другие документы) отвергали – хотя бы потому, что в результате работы ДСИО была получена прибыль. Аудиторы ответили на это с неожиданной резкостью: КРИО не вкладывалось в инвестиционный проект, просто у ДСИО в какой-то момент не хватило средств на расчеты с подрядчиком, и они заняли у корпорации. Это не инвестиция, не получение прибыли, не развитие Иркутской области – это кого-то вовремя прикрыли. На это замечание в Уставе КРИО нашелся еще один пункт – о сопровождении инвестиционных проектов.

Дискуссия между аудиторами и чиновниками могла, судя по накалу страстей, продолжаться еще очень долго. Депутат Евгений Сарсенбаев назвал современное состояние КРИО так – «чиновники играют в бизнес» и оценил итог игры крайне низко: при вложениях в размере 2 млрд рублей получить в итоге прибыль в 8 млн рублей – это очень плохой результат. Если уволить всех сотрудников, а деньги положить в банк под проценты – бюджет области получит чистую прибыль без всякого риска. Кстати сказать, КРИО должна привлекать инвестиции, но в отчете об этом нет вообще ни слова.

Версия правительства о работе КРИО в очередной раз изменилась. В заслугу корпорации теперь стали ставить удачный выход из кризисных коронавирусных лет, спасение средств корпорации от убытков и сопровождение инвестиционных проектов на общую сумму 130 млрд рублей. Когда будут реализованы эти проекты, когда они дадут свою прибыль – бог весть, но ведь стараются. Депутат Сергей Бренюк как раз и хотел бы увидеть результаты – новые БрАЗы, АНХК и другие крупные предприятия, построенные при участии КРИО. Увы, за два созыва в ЗС (а это 10 лет работы) КРИО осталось на уровне «киоска с шаурмой». Депутат Денис Шершнев предложил просто раздать предпринимателям по 50 млн рублей – эффект для экономики области, по оценке депутата, будет гораздо лучше. КРИО, позиционирующее себя как сопровождающая инвестпроекты структура, по мнению Дениса Шершнева, собственными руками удушило областное предприятие «Искра». У правительства на этот счет свое мнение, но 216 млн рублей как сумма нарушений, о которых сказано в отчете КСП, повисли на репутации КРИО очередным неприятным грузом.

Отчет КСП об итогах мониторинга реализации региональных проектов в Иркутской области за январь–декабрь 2022 года не вызвал столь бурных споров, хотя аудиторы признали, что не были профинансированы самые перспективные и многообещающие проекты – «Кадры для цифровой экономики», «Цифровые технологии», «Системные меры по повышению производительности труда» и «Развитие экспорта медицинских услуг». Так и будем жить за счет вырубки лесов, добычи нефти и первичной переработки сырья в полуфабрикаты.

Аудиторы обратили внимание на то, что далеко не все средства были освоены в установленный срок; в некоторых проектах при 100-процентном освоении  не все установленные цели достигнуты. Например, по программе «Чистый воздух» должны были переводить общественный транспорт на газ, объем использования запланирован 3,6 млн кубометров. Фактически использован 1 млн кубометров, но проект считается исполненным на 100 процентов. Бурная дискуссия развернулась между депутатом Артемом Лобковым и представителями правительства по поводу методов достижения цели в проекте обеспечения муниципальных образований врачами-педиатрами. Депутат считает, что нужно привлекать на работу врачей, чиновники – что все средства хороши, даже сокращение вакантных ставок.

Депутат Сарсенбаев в очередной раз обратил внимание на расхождение между описанием программы и ее паспортом, размещенными на одном и том же сайте правительства области. Депутат предложил правительству внести корректировки в информацию на сайте, чтобы не вводить в заблуждение и депутатов, и жителей области. С многочисленными оговорками и замечаниями комитет принял отчет к сведению. 

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Ларисы Федоровой.

На фото: На заседании комиссии по контрольной деятельности

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии