Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Поддержка бизнеса: закончить серию провалов

04 апреля, 2016

Заседание Совета по развитию малого и среднего бизнеса при правительстве Иркутской области состоялось 29 марта. Мероприятие провел заместитель председателя правительства Антон Логашов, сразу же предупредивший, что в будущем совет будет собирать губернатор или председатель правительства.

Больше центров — многофункциональных и разных

Открывая работу совета, министр экономического развития Оксана Тетерина отметила, что заседание созвано после длительного перерыва и что с этого момента в истории совета открывается новая страница. В рейтинге по развитию малого бизнеса среди субъектов Сибирского федерального округа Иркутская область занимает одно и то же место на протяжении ряда лет, что говорит о сходных экономических обстоятельствах и примерно одинаковой политике региональных властей. А вот среди всех субъектов Российской Федерации область в последние годы опустилась на несколько пунктов и, например, по уровню развития инфраструктуры по поддержке предпринимательства занимает только 56-е место. В области созданы всего 22 микрофинансовые организации, учреждена должность уполномоченного по защите прав предпринимателей — правительство работает в меру своих возможностей. Если же говорить об общественных структурах, то их состав и список остаются неизменными, а деятельность, судя по снижению всех параметров малого и среднего бизнеса, неэффективной.

— Система многофункциональных центров развита в недостаточной степени, предприниматели плохо информированы о ее работе, из-за чего существует негативное отношение к этой системе, — отметила Оксана Тетерина. — В течение лета 2016 года мы будем тестировать несколько проектов и с 1 сентября запустим несколько новых центров по поддержке бизнеса в пилотном режиме.

Иркутская область претендует на получение 147 млн рублей на поддержку малого и среднего бизнеса из федерального бюджета, и до 10 апреля министерство экономического развития должно подать соответствующую заявку в федеральное министерство. Главная задача правительства — помогать и не мешать, причем для исполнения второго пункта правительство налаживает работу с контролирующими структурами федерального подчинения. Вторая важная задача министерства — работа с моногородами, на поддержку которых тоже можно получить федеральные средства.

Уполномоченный по правам предпринимателей Алексей Москаленко сделал министерству замечание: если многофункциональные центры будут принимать жалобы от предпринимателей, он не сможет их рассматривать, потому что и по федеральному, и по областному законодательству уполномоченный может принимать только заявки, адресованные ему лично. Участники совета выразили еще несколько сомнений о будущем МФЦ — уже запущенные центры для граждан работают (как считают члены совета) неэффективно, центров мало, неясно, кто и за какой счет будет финансировать деятельность центров. Оксана Тетерина опровергла это заявление, сообщив, что в области работают более 500 структур, выполняющих функции МФЦ для граждан. Что касается центров для бизнеса, в их работе есть заинтересованность не только государства, но и банков и других структур. В области уже созданы 46 МФЦ для бизнеса, охват территории (по нормативам федерального правительства) превышает 92 процента, и область выглядит «вполне достойно» на общем фоне.

В борьбе за права бизнесмена

Уполномоченный по правам предпринимателей Алексей Москаленко предупредил, что он не обязан ни с кем обсуждать заранее содержание своего ежегодного доклада, но раз уж собрались — члены совета согласились с идеей и узнать кое-что заранее. Доклад объемом 113 листов был распечатан лишь в очень небольшом количестве экземпляров (денег, выделенных аппарату уполномоченного, хватило всего на четыре экземпляра), и Алексей Москаленко предложил запустить его по рукам, но с условием вернуть обратно. Всего в области насчитывается около 98 тысяч предпринимателей, по сравнению с другими регионами (тем более — с другими странами) это очень мало. Как выяснилось чуть позднее, большинство этих предпринимателей относятся именно к малому и микробизнесу (в сумме они дают годовой оборот около 800 млн рублей), средних предприятий в области — по официальной статистике – всего 274 единицы (с оборотом около 2 млрд).

Уполномоченный в действительно длинном и подробном докладе перечислил несколько мероприятий, в которых ему довелось участвовать, — в частности, серию встреч «Бизнес и власть: откровенный диалог», которая была организована при активном участии губернатора области Сергея Левченко.

— Особенно активно мы работаем со средствами массовой информации, рассылаем наши материалы во все ведущие издания региона и по итогам 2015 года заняли пятое место в РФ по количеству упоминаний. Это тем более большое достижение, если учесть, что на эту работу не выделяются средства, — отметил Алексей Москаленко.

В течение года уполномоченный подготовил 24 заключения по жалобам предпринимателей, по 18 из них были получены положительные результаты. Сотрудники аппарата принимали участие в рассмотрении 60 дел в судах, пятеро юристов из аппарата в среднем работали по трем делам в течение каждого месяца. Уполномоченный рассмотрел 529 обращений, среди которых большую часть составил так называемый потребительский экстремизм.

— Общественные организации и граждане пишут жалобы на одни и те же темы, иногда угрожают проверками, иногда — прямо требуют деньги от предпринимателей, — отметил уполномоченный. — В связи с этим и с другими жалобами предлагаю активизировать работу по повышению правовой грамотности предпринимателей, в том числе через публикации в СМИ.

В сумме эффект от своей деятельности Алексей Москаленко оценил в 68 млн рублей — именно такую сумму удалось сохранить предпринимателям по различным искам, жалобам и просроченным платежам после вмешательства уполномоченного. Сколько это будет в сохраненных предприятиях и рабочих местах, сказать нельзя. Тем не менее экономика «остается штрафной»: бизнес «кошмарят», облагают штрафами, многие предприниматели уходят в тень. И это будет продолжаться и шириться, потому что контролирующие органы не хотят видеть пределов своей деятельности: буквально на днях поступила жалоба от бизнесмена, которого за месяц проверили шесть раз.

— Вся эта информация будет включена в ежегодный доклад уполномоченного по правам предпринимателей в РФ, который он направит президенту. Хочу предупредить правительство и Законодательное собрание в канун очередных выборов от популистских шагов по увеличению проверок и штрафов. По итогам 2015 года область заняла предпоследнее место в РФ по состоянию инвестиционного климата, и этот рейтинг не должен остаться без внимания, — подчеркнул Алексей Москаленко.

Члены  совета хоть и на слух, без документов, приняли отчет положительно. Антон Логашов предложил чаще проводить встречи в рамках проекта «Бизнес и власть» и обещал содействие правительства в этой работе.

Откуда ж быть развитию…

Председатель регионального отделения организации «Деловая Россия» Роман Ищенко поразил всех присутствующих вопросом о статусе совета — как оказалось, организация не собиралась пять лет (как уточнил ветеран совета Эдуард Яроцкий, который назвал даже точную дату проведения предыдущего заседания — 22 апреля 2011 года). В положении о совете Роман Ищенко информации о функциях и полномочиях совета не нашел, поэтому он просто решил проинформировать присутствующих о работе «Деловой России».

— Правильно ли я понимаю, что мы здесь должны формировать повестку дня в общении правительства и предпринимателей? — поинтересовался господин Ищенко и, получив от Антона Логашова положительный ответ, продолжил: — На сегодня предпринимательское сообщество слабо организовано, должно прилагать собственные усилия, чтобы понять свои задачи, но нужна и поддержка правительства. Один из ключевых вопросов в нашей повестке дня — это идея сформировать нормативную базу, которая снимет барьеры для конкретных предпринимателей на конкретных территориях по конкретным направлениям. Хотелось бы поучаствовать в формировании повестки дня работы органов власти: перед вами стоят конкретные задачи, а бизнес находится в состоянии придушенного и обескровленного человека, стандартные механизмы и приемы с ним уже не действуют.

Это было смелое заявление для организации, в которой, как оказалось, на сегодняшний день состоят всего 23 предпринимателя. Антон Логашов тем не менее пригласил «Деловую Россию» и всех присутствующих  активно участвовать в работе совета, встречах «Бизнес и власть» и формировать повестку дня.

Эдуард Яроцкий, выступавший от имени организации «Опора России», напомнил, что всем присутствующим некогда сидеть по заседаниям — нужно зарабатывать, а сам он входит в такое количество различных общественных структур, что иной раз посещает по три заседания в день. Большинство этих заседаний, включая и Байкальские гражданские форумы, принимают пустые резолюции, которые сразу по принятии забывают. Есть вина и правительства области, работа которого до сих пор была непрозрачной: Эдуард Яроцкий напомнил, в частности, разработку проекта стратегии развития области — это был настолько пустой документ, что сам Яроцкий даже пригрозил экс-министру экономического развития Руслану Киму написать «особое мнение», если стратегию попытаются принять.

Эдуард Яроцкий подверг резкой критике процедуру выделения средств на развитие малого бизнеса, в первую очередь — на приобретение оборудования. Предпринимательские организации присутствуют на заседаниях коллегии по выделению этих средств, но абсолютно не понимают систему определения приоритетов и выставления баллов претендентам.

— Нужно определить направления, в которых малый бизнес мог бы работать, получать прибыль и развиваться, без этого ничего не будет, — отметил Яроцкий. — Сейчас мы пишем, пишем заявления и поручения, но ни одного ответа не получаем. Вот, например, просили председателя правительства РФ Медведева, чтобы не сразу штрафовали, а сначала по итогам проверок было предупреждение. Потом было предложение, чтобы банки поделились маржой от кредитных ресурсов, — зачем Сбербанку 17 процентов прибыли? Мы так сдохнем скоро. Чтобы создать производственный бизнес — нужны длинные деньги, а мы вводим налоги на недвижимость для малого бизнеса. Я бы еще хотел узнать: кто принимает решение о том, какие субсидии выдавать? Их там 10 или 15, схема непрозрачная, когда я смотрел, что делает Центр поддержки предпринимательства, оторопь взяла. Какие-то агротехнопарки, еще что-то. Никаких технопарков нет! Якобы развивали туризм. Почему много лет не было сигналов по особой экономической зоне?.. Все нужно делать по-другому.

Участников совета заявления Эдуарда Яроцкого, мягко говоря, потрясли: он входил во все мыслимые и немыслимые советы при правительстве, губернаторе и Законодательном собрании, имел все возможные допуски ко всем решениям — и, как оказалось, недоволен происходящим. Всем остальным, видимо, только и остается, что развести руками.

Руководитель иркутской Торгово-промышленной палаты Константин Шаврин предложил составить реестр неналоговых платежей – на федеральном уровне этот список превышает 50 пунктов, сколько их в области, никто сказать не может. ТПП предлагает сократить этот список до минимально возможного количества. Совет по развитию малого и среднего бизнеса заслушал информацию о выставках, круглых столах, семинарах и других мероприятиях, которые запланированы на 2016 год, и сформировали предварительную повестку работы совета. В будущем, по предложению Эдуарда Яроцкого, повестку очередных заседаний будут рассылать членам совета заранее и в повестку включат только те пункты, которые получат предварительное одобрение большинства.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии