Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Борьба за будущее

15 марта, 2012

 

Иркутская область должна использовать шанс, предоставленный ей ходом развития событий, — если это удастся, наш регион может стать центром возрождения не только Сибири, но и всей России.

Как ни грустно это признавать, но Российская Федерация постепенно теряет Сибирь и Дальний Восток. Главное, что позволяет говорить о принадлежности той или иной территории к конкретному государству, — вовсе не международные соглашения, карты или пограничные столбы. Самое важное в этом случае — население, а именно оно с территории, равной половине площади страны, постепенно уходит. Пресловутый «западный дрейф», описывающий переезд граждан из неблагополучных восточных регионов в западную часть страны, действует вот уже 20 лет, и за это время население Сибири и Дальнего Востока сократилось на 4 млн человек. Помимо того что при таких темпах депопуляции к концу века население сократится всего до 10 млн человек, уже сегодня снижение численности населения приводит к очевидным негативным экономическим последствиям.

Журнал «Эксперт» приводит неутешительную статистику: «В России с 1998 по 2009 год произошел рост ВВП в 14,2 раза. При этом рост валового продукта в СФО происходил более низкими темпами, и за тот же период объем вырос в 11,2 раза. Таким образом, в последние 14 лет статистика показывает нам очевидный тренд  на снижение вклада Сибири в валовой продукт страны почти на три процентных пункта: с 13,4 до 10,6 процента от общероссийского показателя. При этом вклад такого в прошлом промышленного гиганта, как Красноярский край, и вовсе уменьшился на 25 процентов. Сопоставимые данные можно наблюдать и в других регионах, в прошлом имевших мощную промышленность, —  Новосибирской и Томской областях».

Выходом из наметившегося тупика могло бы стать создание Корпорации развития Сибири и Дальнего Востока – с этой инициативой, как писали уже многие СМИ, выступил в конце прошлого года министр Сергей Шойгу. Помимо внутрироссийских проблем и тенденций, подталкивающих правительство к принятию этого решения, существует и благоприятная внешняя конъюнктура. Общеизвестно, что центр мировой экономической активности сместился в Азию, к восточным границам России, — за последние 10 лет доля стран Азии в мировом валовом продукте выросла с 16 до 25 процентов. Китай снова, как и в XIX веке, стал главной мастерской мира, Японии и Южной Корее не хватает лишь ресурсов. Даже Северная Корея, с ее закрытостью и автаркией, почти не уступает капиталистическим конкурентам.

Есть все основания думать, что тенденция экономического роста в Азии продержится как минимум еще десятилетие, в отличие от Европейского союза и США, переживающих кризис за кризисом и склонных больше потреблять, чем производить. России важно не упустить момент создать корпорацию, способную координировать и направлять развитие крупнейшего макрорегиона и сделать Восток России частью нового мирового центра экономической активности, интегрировать Россию в новый мировой экономический порядок.

Для начала Россия могла бы предложить Азии сырье, спрос на которое есть всегда, а затем и продукцию разной степени передела. В том, что это возможно, нет никаких сомнений. Уже процитированный журнал «Эксперт» констатирует: «…в последние 13 лет происходит явное снижение вклада Сибири в экспортные потоки страны. Если в 1998 году регионы современного СФО экспортировали 13 процентов российской продукции, то в 2010-м  только 9,5 процента. То же и с Красноярским краем: за аналогичный период его вклад в экспорт страны сократился почти на 40 процентов». Это говорит не только о том, что регионы Сибири отстают в своем развитии от остальной страны, но и о том, что Россия в принципе сумела создать в западной части страны предприятия, поставляющие на мировые рынки конкурентоспособную продукцию. Задача состоит в том, чтобы повторить тот же подвиг для восточных регионов. Задача не из простых — конкуренция среди поставщиков на азиатских рынках высока, и завоевать существенную долю на них будет трудно, ведь придется поспорить с Австралией, Бразилией и ЮАР. У восточных регионов России есть одно преимущество — географическая близость к новым рынкам сбыта. Если взять тонну груза и отправить из Бразилии в Шанхай, то к месту назначения она по морю прибудет за 35 дней, из Австралии — через 14 дней, из порта Ванино – через 4—5 дней, а по железной дороге из Иркутска через Монголию — менее чем через два дня.

Важно не упустить волну — Европа ведь тоже прошла период бурного экономического роста, связанного с не менее бурным потреблением сырья. Пройдет какое-то время, не более 15—20 лет, и страны Азии завершат переселение населения из аграрных регионов в города, построят основные транспортные артерии, возведут самые энерго- и ресурсоемкие заводы, электростанции и инфраструктурные объекты и освоят новые, ресурсосберегающие технологии. Корпорация развития Сибири и Дальнего Востока должна отреагировать и пока не поздно организовать экономику регионов, входящих в зону ее действия так, чтобы добыть имеющиеся на территории природные ресурсы, а полученные средства реинвестировать в создание высокотехнологичных предприятий, которые бы выпускали конкурентоспособную и востребованную продукцию.

 


России важно не упустить момент создать корпорацию, способную координировать и направлять развитие крупнейшего макрорегиона и сделать Восток России частью нового мирового центра экономической активности, интегрировать Россию в новый мировой экономический порядок.
 

 

Обсуждение идей Шойгу, дискуссии в федеральных министерствах и на различных экспертных площадках постепенно выводят идею корпорации из сферы чистой теории к этапу детализации и расчетов. Уже примерно понятно, что для освоения ресурсной базы уже до 2030 года нужно вложить не менее 15 трлн рублей. Учитывая, что это больше текущего годового бюджета страны, ставится задача привлечь 70—75 процентов этой суммы в виде инвестиций  со стороны частного бизнеса. Ожидаемая отдача заслуживает таких трат: не менее 5 млн новых рабочих мест, рост численности населения не менее чем на 10 млн человек, рост валового продукта страны в 5—6 раз.

В чем интерес бизнеса — понятно, а вот с гражданами придется поработать дополнительно: для начала — компенсировать затраты на переезд, выплачивать подъемные, предоставлять льготные ипотечные и автокредиты, освободить от уплаты налога на доходы физических лиц. Возможно, по ходу процесса пакет поддержки переселенцев придется дополнять или вовсе менять на нечто более привлекательное — не принципиально, главное — начать.

Именно этот пункт программы действий правительства РФ и Корпорации развития — необходимость оказать финансовую поддержку многочисленным переселенцам — вызывает скепсис и даже раздражение у единственного известного оппонента этого проекта: Министерства финансов РФ. Что движет в данном случае чиновниками — непонятно: отдача от реализации проекта будет явно больше, чем необходимые вложения. Максимум, что может смущать, так это невозможность получить откаты с каждого переселенца: когда деньги дробятся на такое количество получателей, договориться с каждым нечистым на руку финансистам точно не удастся, а желание-то имеется.

Можно предположить и иной вариант: чиновники вдруг, совершенно внезапно, вспомнили служебный долг и решили-таки сохранить бюджетную копейку. В таком случае обычно говорят: «Врач, исцелися сам...» Для начала. А потом вернемся к разговору: что лучше для страны и кто больше понимает в этой теме — кабинетные сидельцы из Минфина или многочисленные и опытные сторонники создания корпорации.

Принципиально важно, чтобы стратегические задачи развития Сибири и Дальнего Востока решались средствами, соответствующими масштабам проблем. Очевидно, что, если политика в отношении регионов не изменится в ближайшее время, спустя чуть большее время Россия просто потеряет свой суверенитет над огромной территорией. Не исключено, что ради получения огромных государственных выгод регионам придется поступиться частью своего символического «суверенитета», а точнее говоря — изрядной долей совершенно ненужной им бесконтрольности и безалаберности. Чиновникам региональных правительств (от рядовых клерков до губернаторов) нужно будет привыкнуть к тому, что над ними есть структура, решающая проблемы регионов, исходя из высших государственных интересов. Кстати, в этом нет ничего особенно нового: правительства США, Канады и КНР в свое время успешно создавали временные структуры, наделенные особыми экономическими полномочиями и стоящими между обычными региональными властями и федеральным правительством.

Иркутская область могла бы использовать возможности новой корпорации в собственных интересах. Очевидно, что из всех регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока именно она лучше других подходит для размещения центра управления. Есть исторический опыт управления огромной территорией от Приангарья до Аляски, есть плюсы в географическом положении —как раз на половине пути от Москвы до Владивостока, есть достаточно квалифицированное и многочисленное население — не склонное, кстати, к излишним шумным выступлениям по поводу и без него. В пользу Иркутска говорит наличие крупного научного центра с хорошо развитым уклоном в экономическую географию, изучение систем управления крупными территориальными промышленными и энергетическими комплексами. С появлением Корпорации развития Иркутская область получит тот самый новый шанс, в котором она давно уже нуждается.

 

Константин Зверев, специально для «Байкальских вестей»

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии