Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Любимому Иркутску посвящается

21 апреля, 2020

В областной библиотеке имени И.И. Молчанова-Сибирского незадолго до вынужденного перерыва открылась выставка акварелей «Городские пейзажи» нашего земляка, депутата городской думы Иркутска, члена Союза художников России, вице-президента областной федерации настольного тенниса, участника V Всероссийской выставки акварелей в Кургане (2018), выставки «Середина Земли», проекта «Музей на улицах города» Сергея Юдина.

0.jpg

На втором дыхании

– Поистине, талантливый человек талантлив во многом, – сказала на открытии ведущая вечера, заведующая отделом литературы по искусству Екатерина Девяткина. – Сергей Леонидович чудесным образом умеет совмещать ответственную работу и творческую деятельность, и сегодня он пригласил всех нас на открытие своей выставки, чтобы показать, может быть, главную его привязанность – любовь к акварели. Как известно, все мы родом из детства, и он, будучи коренным иркутянином, с нежностью и музыкально-поэтической ностальгией, как драгоценное посвящение любимому городу, представил нам свои замечательные работы. В 80-е годы Сергей Леонидович учился на архитектурном факультете политехнического института у известного иркутского художника, замечательного графика Александра Сергеевича Шипицына, ему я и хочу передать слово.

– На выставке Сергея очень много работ с внутренним видением, – подчеркнул заслуженный художник России Александр Шипицын. – Это наслоение реального и внутреннего ощущения, которое порождает образы, где работает фантазия, воображение. Без них не может быть никакого произведения. Поэтому я хочу поздравить своего ученика, у которого открылось второе дыхание, а оно может развиваться и развиваться дальше. Сегодня я смотрю его работы и вижу большой рост. И если они в свое время были одни, когда он подавал их на вступление в членство Союза художников, то сейчас работы, представленные на выставке, стали намного профессиональнее, точнее, убедительнее, образнее. Он взялся работать с одним из самых сложных языков в изобразительном искусстве – с акварелью и добился больших успехов. От души поздравляю Сергея с большими успехами, с открытием выставки, жду от него дальнейшего покорения художественных высот.

«Мне помогает творчество»

– Большое спасибо сотрудникам замечательной библиотеки за ваш просветительский труд, за то, что не забываете художников, предоставляя площадки для подобных выставок. Огромное спасибо гостям, моим коллегам по депутатскому корпусу, что пришли поддержать, – сказал Сергей Юдин в ответном слове. – Сегодня прозвучала мысль о том, что я соединяю в себе много разных ипостасей: и общественного деятеля, и депутата, и художника. А мне не кажется это странным. Моя творческая деятельность имела опорные моменты, когда в силу производственной необходимости не было возможности ею заниматься. Время, когда я учился у Александра Сергеевича в начале восьмидесятых, было самым ярким в творчестве студенческого периода, когда вокруг были такие же молодые, талантливые, перспективные люди с интересными идеями. Потом достаточно успешная работа в проектном институте, где по моему проекту в Ташкенте был построен административно-бытовой корпус картонной фабрики, затем комсомольская путевка, как было принято в советское время, по которой  из трудового коллектива меня направили на борьбу с преступностью в уголовный розыск.

И вот так я на десять лет из проектного института попал на работу в правоохранительные органы. Затем работа в охранном агентстве «Арсенал», где я тружусь уже тридцать лет, депутатская деятельность, которая требует очень много времени и сил. Со временем во мне стало просыпаться забытое на какое-то время творческое начало. Видимо, постоянная тяжелая нагрузка требовала выплеска, нужна была какая-то творческая подпитка, дополнительная энергия.

И вот через много лет я не постеснялся «снова сесть за парту» и стал брать уроки у замечательного иркутского акварелиста Эльвиры Штельваг. Мне было интересно, в каком направлении движется иркутская живописная школа, что в ней происходит интересного сегодня. Решил вспомнить то, чему когда-то учился. Работал и писал с удвоенной силой. Мне нужно было не просто все начать сначала, а найти свой собственный язык и стиль. А тут должна была пройти выставка. Решил поучаствовать и показал работы председателю регионального отделения Союза художников Наталье Сысоевой. Она одобрила. Работы мои на выставке хвалили, что придало сил и энергии. И я рад, что опять вернулся в творчество. Оно мне помогает.

Я люблю свой город, могу сказать, что я его патриот, запечатлеваю его в своих акварелях, объясняясь ему в любви.  Много пишу Иркутск уходящий, который исчезает безвозвратно. Пишу Иркутск сегодняшний, с его улицами, машинами, прохожими, с его деловой жизнью, пытаясь угадать его настроение, предпочтения, выбор, характер. Кому как, а мне творчество просто необходимо.     

Очарованье старины

Акварели Сергея Юдина я не видела, но мне сказали, что посмотреть их стоит. Отложив намеченные дела, я поехала в «Молчановку» на открытие выставки. Хорошо, когда едешь с надеждами и они оправдываются. Я увидела руку сложившегося мастера, художника, хотя писать картины не является родом его постоянных занятий. «Это мое большое и радостное увлечение, – сказал сам автор, – выплеск эмоций, желание поделиться  своими размышлениями о мире, о людях, о жизни».

Есть в акварельной технике какое-то особое, хрупкое очарование, легкость и невесомость, способность удивительно точно передать стремительность и мимолетность момента. Эта техника сложна, но идеально подходит для динамичного, стремительно меняющегося на наших глазах мира. Акварель вырабатывает зоркость глаза, уверенность и смелость руки, тонкое ощущение прекрасного. Все это я нашла в работах Сергея Юдина.

Подхожу к полотну «Поэзия старой улочки», на котором изображен старый, но вполне осанистый дом, не в пример стоящему рядом, завалившемуся на бок. Он стоит гордо, не желая смиряться с возрастом и временем. Ставни покрашены, в стеклах отражаются веселые солнечные блики, труба и ворота стоят ровно, дом не заброшен, за ним следят и подновляют.  Сквозь тонкие прозрачные облака синеет зимнее небо. Все укрыто плотным снежным покровом, но кое-где, среди выцветших кустов сухой травы и у высокого клена, снег лежит уже подтаявшими островками.  Акварель наполнена воздухом и светом. Сдержанно-гармоничны белые, синие, оливковые, серые, приглушенно-бордовые оттенки. Они точно передают ощущение теплого февральского дня, когда солнце пригревает больше. Акварель пронзительна по эмоциональному настроению, поэтическому светлому чувству.

А вот работа «Спрятанное забвение» из серии «Старый Иркутск». Маленький старый домик, укрытый снегом, потерявшийся за кустами, заборами, деревьями и туманами. Подслеповатым глазом, своим единственным окошком, недоуменно взирает он из глубины своего времени на нас, сегодняшних, пытаясь понять, остановить, что-то сказать, но... Бегут мимо прохожие, несутся машины, только он, застрявший в прошлом, тихо дремлет и доживает свой век. Позади него, на возвышении, над маленькими серыми крышами и сонными кустами, пока расплывчато, но решительно и грозно, силуэтами выступают многоэтажки новой, молодой жизни. И становится ясно, что эта враждебная цивилизация в скором времени поглотит и эти старые дома, и этот тихий уходящий мирок. Пейзаж наполнен обилием цветовых вливаний, оттенков, и даже самые незначительные предметы, изображенные художником, наполняются смыслом.

Жизнь продолжается!

Зато в акварели «Дом известных писателей» полновластно царит радужное, музыкально-ритмическое начало. Оно ощутимо в мажорных, будто поющих красках яркого, желто-оранжевого дома, голубого неба, просвечивающего сквозь листву, в стройных колоннах, ритмический рисунок которых поддерживают два стройных тополя, стремящихся к солнцу. Веселым перезвоном, россыпями бликов звучат здесь легкие, чистые пятна цвета, что позволяет одним мазкам переходить в другие тонкими переливами.

Акварель под названием «Туман» выполнена в серо-фиолетовых и коричневых тонах, с вкраплением серебристого, акцентов красного и оливкового. Художник хорошо передает атмосферу, ее холодный колорит: пасмурное низкое небо, расчерченное темными линиями троллейбусных проводов, по которому холодный северный ветер гонит стаи облаков. Спешат машины, теснясь друг к другу на узкой улице, горбатые фонари бросают слабый подслеповатый свет, намокли ветки старых тополей, мокрые дома грустят, и свет их окон слабо поблескивает на трамвайных рельсах. Но не все так безнадежно и уныло в этом холодном пейзаже. Высоко над крышами, в глубине неба проглядывает маленькое голубое пятно. Значит, скоро тучи рассеются и выглянет долгожданное солнце.

Родом из детства

В картине «У родного переулка» заключена глубокая мысль, вытекающая из названия, которое наводит на мысли, что наши детские воспоминания, в какой бы форме они ни выражались, остаются с нами на всю жизнь. Они питают нас душевно, возвращают нас в тот мир, где нам было хорошо, беззаботно, легко, туда, откуда наши истоки, где мы остались навсегда детьми – доверчивыми, открытыми. На пейзаже изображен ярко-красный дом, а ближе к нам часть красивого особняка за изящной ажурной оградой. Левее высится труба ТЭЦ-2, которая сегодня разобрана почти до половины, еще немного – и навсегда уйдет в историю. На переднем плане двое прохожих оживленно общаются, другие спешат по своим делам. Кусочек мимолетной убегающей жизни. Воспоминание о переулке, по которому бегал в детстве. Яркий колорит картины, теплое ее звучание, непринужденность композиционного решения усиливают ощущение жизненной правды.

 – Сергей Леонидович, это место почти узнаваемо, но не знаю названия переулка, – обращаюсь я к художнику.

– Это переулок Гершевича, а рядом улица Чкалова… А вот в этом доме Банников жил, там теперь какое-то посольство или министерство… В моем детстве в подвале этого дома был городской овощной склад, и мы с мальчишками, стащив длинные палки, которыми женщины подпирали во дворах веревки с бельем, прикручивали к ним острую проволоку, потом просовывали палки в слуховое окно склада, накалывали морковку, бежали мыть на колонке и ели. Вкуснее не было ничего на свете…

Чувство волшебства

Я еще долго хожу от работы к работе, рассматриваю, фотографирую, размышляю. Обо всех работах в статье рассказать невозможно, их надо увидеть своими глазами.

Акварели Сергея Юдина живут, дышат, они полны движения, очарования и красоты. В его работах исключительно точный и уверенный рисунок гармонично сочетается с ясными, насыщенными красками. Они жизнерадостны, полнозвучны, темпераментны по исполнению. В них много поэзии, широты и размаха, и все это – моменты обычной жизни, запечатленные в акварели. Это особый мир, созданный в творчестве, ведь искусство – всегда способ создавать свои миры, поэтому в первую очередь возникает чувство волшебства. Когда с душой отдаешься своему делу, то творчество – это еще и счастье, которым художник щедро делится с нами.

1.jpg2.jpg5.jpg3.jpg4.jpg6.jpg

 Лора Тирон, «Байкальские вести». 

 Фото автора и Екатерины Девяткиной.

На фото: Сергей Юдин:
«Мне дорог и город уходящий,
и город сегодняшний»;

«У Курбатовских бань»;

«Туман»;

«Дом известных писателей»;

«У родного переулка»;

«Спрятанное забвение»;

«Поэзия старой улочки»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии