Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Бамбарбия киргуду!

13 Февраля, 2023


1т.jpg

Юбилей Леонида Гайдая отметили в Москве

Он родился 30 января 1923 года (через месяц после образования СССР) в поселке Свободном, Амурской губернии, Дальневосточной области. C рождением будущего гения советского и мирового кинематографа семья переехала сначала в Читу, а затем в Иркутск, где все ее члены, кроме младшего Леонида, прожили до конца своих дней.

Родительский брак Гайдаев был крепким. Отец Иов Исидорович построил своими руками дом, который до сих пор сохранился в Глазково. Отец был высоким, крепким, мать Мария Ивановна – маленькой и хрупкой. Впоследствии их младший сын Леонид, высокий и худощавый, выберет в жены миниатюрную Нину Гребешкову, и внешне их союз будет похож на союз его родителей. Члены семьи Гайдаев вспоминают свою жизнь в Иркутске, в собственном доме, как самое лучшее время их жизни. Те десять лет, которые семья в полном составе провела под одной крышей, пока в страну не пришла война.

Учился Леня в Иркутской железнодорожной школе № 42 (сейчас Лицей № 36 ОАО «РЖД»), которую окончил 21 июня 1941 года. Иркутский краевед Владимир Березин собрал ценные воспоминания ровесников Гайдая в своем сборнике «Леонид Гайдай: иркутские страницы». Эти воспоминания позволяют потомкам узнать, каким был режиссер в детские и юношеские годы.

Леонид любил проводить время в кинотеатре, его кумиром был Чаплин. По несколько сеансов подряд он мог смотреть фильмы знаменитого Чарли. Тогда щупленький угловатый подросток и представить себе не мог, насколько высокое место в кинематографе займет он сам.

Через два дня после окончания школы Леонид пошел записываться добровольцем в армию, но его не взяли. Устроился рабочим сцены в Иркутском драматическом театре, где в это время давал спектакли прибывший в эвакуацию Московский театр сатиры. Смотрел все спектакли, ездил на гастроли. Был призван осенью 1941 года и первоначально проходил службу в Монголии, затем направлен на Калининский фронт красноармейцем пешей разведки 1263-го стрелкового полка 381-й стрелковой дивизии. 14 декабря 1942 года в ходе Великолукской наступательной операции в бою за деревню Енкино, ныне Новосокольнического района, Псковской области, забросал гранатами огневую точку противника и уничтожил троих немцев, участвовал в захвате пленных, за что был награжден медалью «За боевые заслуги». В 1943 году во время выполнения очередной разведки сержант Гайдай, подорвавшись на противопехотной мине, получил тяжелое ранение в правую стопу, был направлен в медсанбат, проходил лечение в эвакогоспитале, был признан непригодным к дальнейшему несению военной службы.

2т.jpg

Он возвращается домой, в Иркутск. Евгений Новицкий пишет в своей книге «Леонид Гайдай»:

«…Между тем ему предстояло как следует восстановиться после ранения. В Иркутск он прибыл на костылях и в разномастной обуви, так как на больную ногу не налезало ничего, кроме большого валенка. Костыли вскоре будут Леониду без надобности, но он на всю жизнь останется инвалидом второй группы. Время от времени его рана на ноге открывалась, выходили осколки, воспалялась кость, но об этом никто не знал, кроме самых близких. Гайдай до конца дней не желал пользоваться какими-либо льготами, предоставляемыми ему по инвалидности. А трость, которую он повсюду брал с собой (лишь для страховки, на всякий случай), всеми окружающими воспринималась как талисман, тем более что Гайдай верил в приметы – и уж этот факт был, наоборот, известен всем, кто с ним работал».

В 1947 году Гайдай оканчивает театральную студию при Иркутском областном драматическом театре. В 1949-м он уезжает в Москву на режиссерский факультет ВГИКа, в мастерскую Г. Александрова.

Из книги Новицкого: «Педагог учил, что комедийный профиль не обязателен для всех студентов. В принципе комедийное мастерство – не что-то особенное, непохожее на другие виды режиссерской деятельности. Основное отличие состоит в том, что работать над комедией труднее, чем над другими жанрами. Разжалобить легче, чем рассмешить. Это аксиома. Один американский психолог попытался определить усилия, необходимые для возбуждения различных эмоций. И что же оказалось? Чтобы заставить человека прослезиться, достаточно воздействовать на тридцать процентов его нервных клеток. Рассмешить же человека можно лишь в том случае, если воздействовать на всю нервную систему… Каждый профессиональный комедиограф в состоянии сделать хорошую драму или мелодраму. Но не всякий режиссер драмы способен поставить приличную комедию.

По окончании первого курса студент режиссерского факультета Леонид Гайдай вместе со студентом операторского факультета Юрием Москаленко отправился на практику в Иркутскую студию кинохроники. Там Гайдая оформили на работу ассистентом режиссера студии, а его товарища – помощником оператора.

Первым заданием для практикантов было снять сюжет о шофере-стотысячнике. В то время шоферы соревновались: кто сумеет по сельским дорогам (то есть преимущественно по бездорожью) пройти без капитального ремонта сто тысяч километров кряду. Рекордсмены на столь сложном поприще выявлялись регулярно – один из таких нашелся и в деревне Качуг, куда отправились Гайдай и Москаленко. Сюжет под названием «Шофер-стотысячник» был сделан оперативно и, надо думать, ничем не выделялся из тысяч подобных хроникальных материалов, снимавшихся по всей стране.

Но после этого практиканты смогли позволить себе несколько расслабиться. Леонид и Юрий отправились в Листвянку – село на берегу Байкала – снимать рыбаков. Поездка увенчалась съемкой сюжета, который получил название «У истоков Ангары». Азартная ловля байкальского омуля – этим и исчерпывалось его содержание; никакой идеологии».

В 1953 год Леонид женился на однокурснице с актерского факультета ВГИКа Нине Павловне Гребешковой. В 1955 году окончил ВГИК, получил диплом с отличием и был принят на «Мосфильм». В 1956 году в семье родилась дочь Оксана. В том же 1956 году совместно с Валентином Невзоровым начинающий режиссер поставил свой дебютный фильм – драму «Долгий путь» по мотивам сибирских рассказов Владимира Короленко.

3т.jpg

В 1958 году в ограниченный прокат в сокращенном варианте выходит сатирическая картина «Жених с того света», едва не стоившая Гайдаю карьеры. После редактирования и удаления всех неугодных начальству сцен от фильма осталось чуть больше половины. Режиссер был потрясен и раздавлен. На нервной почве у Леонида Иовича открылся туберкулез, а затем и язва желудка. Несмотря на благосклонность к нему директора «Мосфильма» Ивана Пырьева, Гайдай был практически отстранен от режиссерской работы.

Лишь в 1960 году выход историко-революционного фильма «Трижды воскресший», который Гайдай поставил по совету и протекции Пырьева, чтобы выслужиться перед министерством, и о котором впоследствии он не любил вспоминать, позволил режиссеру снова вернулся к жанру комедии.

Из книги Новицкого о Гайдае: «После окончания съемок «Трижды воскресшего» супруги какое-то время отдыхали на юге, а затем отправились в Иркутск, к родителям Леонида. Дальнейшие режиссерские перспективы все еще оставались туманными. Но, случайно или неизбежно, в родном доме Гайдая внезапно осенила блестящая идея. Он в одно мгновение понял, чем именно хочет заниматься в кино.

Поразительные творческие результаты, которых достиг Леонид Гайдай после этого счастливого озарения, нынче известны каждому русскоязычному человеку. И как раз там, в Иркутске, в родных пенатах будущего великого режиссера, суждено было родиться уникальному жанру советской (читай: гайдаевской) эксцентрической комедии.

Атмосфера и обстановка родного дома располагали к спокойным творческим раздумьям. Пока Нина Гребешкова помогала Иову Исидоровичу и Марии Ивановне по хозяйству (свекор и свекровь обращались к 29-летней невестке не иначе как по имени-отчеству: Нина Павловна), Леонид проводил все дни на чердаке, где хранились подшивки старых газет и журналов за многие годы, которые отец ни в коем случае не хотел выбрасывать, а мать придумала складывать в аккуратные стопки по всему пространству чердачного пола, чтобы утеплить дом.

Среди бережно хранимых журналов было немало юмористических, которые Гайдай, понятно, особенно ценил. С детства он зачитывался «Крокодилом», «Бегемотом», «Смехачом», «Красным перцем» и многими другими подобными изданиями. (Обложки и карикатуры именно из этих довоенных журналов появятся в гайдаевском альманахе по мотивам Зощенко «Не может быть!»)

Видно, в то лето Гайдай надеялся, что сатирики и юмористы давно минувших дней натолкнут его на идею для короткометражки. Однако по иронии судьбы такую идею режиссер нашел как раз в современном средстве массовой информации, причем отнюдь не развлекательном. Это была газета «Правда», в обязательном порядке выписываемая Иовом Исидоровичем. И номер, который по счастливой случайности попался на глаза Леониду, был недавний, хотя и не самый свежий. Именно в этом номере был опубликован фельетон украинского поэта Степана Олейника «Пес Барбос и необычный кросс».

Немедленно по прочтении этого незатейливого произведения Гайдай уселся писать на его основе режиссерский сценарий. Он понимал: фильм должен смотреться на одном дыхании. Картина получилась короткой – девять минут сорок секунд, поэтому ее отлично смотрят и воспринимают».

В итоге киноленту приобрели почти все страны. Только Япония почему-то отказалась. После выхода на экраны «Пса Барбоса» Леонид Гайдай стал признанным комедийным режиссером.

Из книги Новицкого: «Картина «Пес Барбос и необычный кросс» по сей день кажется необычайно насыщенной, ибо там действительно до мелочей продуман каждый кадр. В одном из поздних интервью Юрий Никулин вспоминал, что эту десятиминутку снимали не просто на протяжении месяца, а именно по шесть дней в неделю – и все это время актерам ежедневно (кроме воскресений) приходилось совершать «необычный кросс». Но с Гайдаем и нельзя было по-другому работать. Кто не желал выкладываться на все сто, тот у него не снимался.

Именно поэтому подробный пересказ «Пса Барбоса…» наверняка займет больше времени, чем продолжительность самого фильма. Слишком много там всего происходит. Другой режиссер легко бы сделал на этом материале получасовую ленту, не показав ничего сверх того, что есть у Гайдая. Но Леонид Иович – необычайно щедрый талант, он не скупился рассыпать по пространству своих фильмов бесценные находки и при этом укладываться в минимально возможное количество кадров. Так он будет работать и над всеми своими полнометражными комедиями, но основы этого радикального подхода были заложены именно “Псом Барбосом…”».

4т.jpg

Уже в марте 1961 года начались съемки «Самогонщиков» –следующей короткометражки Гайдая с участием Труса, Балбеса и Бывалого. Гайдай продвигался на ощупь. В советской эксцентрической комедии он был первопроходцем, и ему даже не с кем было посоветоваться – разве что опосредованно с любимым Чаплином, все картины которого Леонид Иович неизменно просматривал всякий раз, перед тем как приступить к съемкам собственной новой комедии. Но большинство фильмов Чаплина – немые, а в области звуковой эксцентрики Гайдаю не на кого было ориентироваться.

На «Операции “Ы”» в 1965 году Гайдай начнет работать с композитором Александром Зацепиным, который тоже окажется неравнодушным к эксцентрическим звукам и в этом отношении станет для режиссера незаменимым соавтором. Дружба с Гайдаем научила Зацепина быть предельно требовательным к себе. «Я и сейчас, когда сочиняю, – говорит он, – представляю, будто за моей спиной стоит Гайдай…»

«Песенку про медведей» в «Кавказской пленнице» (1967) и «Помоги мне» в «Бриллиантовой руке» (1969) исполнила Аида Ведищева. И снова Иркутск! Аида хоть и родилась в Казани перед самой войной, но с 1951 года с родителями жила в Иркутске, где окончила музыкальное училище и Институт иностранных языков. Играла в студенческом театре музыкальной комедии. По окончании института уехала в Москву и начала певческую карьеру.

В Иркутске, без преувеличения, родном городе комедиографа, около 10 лет назад кинематографисты объединились в «ГайдайЦентр», и эта команда организовала мероприятия в честь празднования столетия Мастера. Основатель и директор «ГайдайЦентра», кинорежиссер Юрий Яшников обозначает одной из своих целей создание в доме, где жил легендарный режиссер, музея Леонида Гайдая в Иркутске.

Следующими фильмами Гайдая стали «12 стульев» (1971 год), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973), «Не может быть!» (1975), «Инкогнито из Петербурга» (1978), советско-финская кинолента «За спичками» (1980), «Спортлото-82» (1982), «Опасно для жизни!» (1985). В 1987 году Леониду Гайдаю было присвоено звание народного артиста СССР (народным артистом РСФСР он стал в 1974-м). Сам Гайдай был почти равнодушен к любым званиям, премиям и наградам. Перед выступлениями на встречах со зрителями Гайдай неизменно просил конферансье:

– Не надо перечислять никаких моих званий. Просто скажите, что слово предоставляется режиссеру Леониду Гайдаю.

В двух последних картинах Гайдая «Частный детектив, или Операция “Кооперация”» (1989) и «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992) главные роли сыграл актер Дмитрий Харатьян.

Из книги Новицкого: «Премьера фильма «Частный детектив, или Операция “Кооперация”» состоялась в ноябре 1990 года. Ажиотажа картина не вызвала: на повестке дня стояло уже совсем другое кино – прежде всего голливудское, которое впервые хлынуло в нашу страну неконтролируемым потоком. Однако из сегодняшнего дня прекрасно видно, что гайдаевская «Операция ”Кооперация”» была одной из лучших перестроечных комедий, если не самой лучшей. И уж точно это единственный фильм тех лет, в котором была поставлена – и с блеском выполнена – задача внятно высмеять остроактуальные для горбачевского периода темы, проблемы и перемены. Сюжет фильма формально представляет собой пародию на детектив, но, по сути, это пародия на всю тогдашнюю жизнь, когда с каждым днем прогрессировало всеобщее разочарование в перестройке, очень быстро пришедшее на смену первоначальному энтузиазму по ее поводу. Гайдай, однако, остался верен себе – и даже в таких условиях сумел снять чрезвычайно витальную, жизнерадостную картину. Что ж, какое время – такие и фильмы. Бессмертная «Операция “Ы”» на все сто соответствовала оптимистическим оттепельным шестидесятым годам, тогда как мрачные перестроечные восьмидесятые и не заслуживали ничего лучше «Операции ”Кооперация”». Так что Гайдая здесь упрекать не за что: в своих фильмах о современности он изумительно отражал текущую эпоху и даже на склоне лет ничуть не утратил этого умения».

1993 год. Леонид Гайдай скончался в Москве в результате тромбоэмболии легочной артерии. Похоронен на Кунцевском кладбище.

30 января 2023 года в столице состоялся вечер памяти великого Мастера комедии под юмористичным названием «Бамбарбия киргуду». Такого аншлага Большой зал Дома кино не видел давно. Мероприятие вели Аркадий Инин и Дмитрий Харатьян, участвовали Александр Зацепин, Леонид Каневский, Валентина Теличкина, Леонид Ярмольник, Игорь Ясулович, Юрий Чернов, Ирина Феофанова, Лариса Долина. Присутствовала дочь Леонида Гайдая и Нины Гребешковой – Оксана Гайдай, которая не пошла по родительским стопам, а выбрала экономическую специальность.

Актриса Наталья Варлей по приглашению министерства культуры и внучка Гайдая Ольга Худякова по приглашению ГайдайЦентра открывали в этот день цикл праздничных мероприятий в Иркутске. Гайдай и его творчество по-прежнему объединяют многих, что особенно важно в столь сложное время, как сейчас.

5ть.jpg

В тексте использованы материалы из книги Е. Новицкого «Леонид Гайдай», Издательство АО «Молодая гвардия», 2017.

Анна Малинина-Вокина, специально для «Байкальских вестей».

Фото автора, «ГайдайЦентра» (Иркутск) и из открытых источников.

На фото: Биография Гайдая в серии ЖЗЛ издана в 2017 году;  

«Спокойно, Казладоев!» Андрей Миронов, Анатолий Папанов и
Леонид Гайдай на съемках «Бриллиантовой руки»; 

Леонид Ярмольник и Леонид Каневский на юбилейном вечере
в московском Доме кино;

Исполнительный директор выставки «Режиссер Гайдай.
Как он это делал?» Ольга Стрекаловская. Выставка работает
с 30 января по 2 апреля в иркутском Центре современного
искусства «Огонь» (ул. Марата, 11)

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии